РЕШЕНИЕ
г. Самара 19 августа 2010 года.
Судья Ленинского районного суда г. Самары Корепин В.А., рассмотрев жалобу Сыровой Т.Н. на постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена Номер обезличен по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена Сырова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей. Правонарушение заключается в том, что генеральным директором ООО «ВИП Компания» Сыровой Т.Н. не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Сырова Т.Н обратилась в суд с жалобой на указанное постановление и просила признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным.
Представитель МРУ Росфинмонигоринга просила в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что обжалуемое постанволение соответствует требованиям действующего законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалобы Сыровой Т.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела Дата обезличена в отношении генерального директора ООО «ВИП Компания» Сырвой Т.Н. уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО ведущим специалистом-экспертом надзорной деятельности составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27. КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу Номер обезличен от Дата обезличена Сырова Т.Н.. привлечена к административной ответственности по 15.27. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 рублей.
Проверкой проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что ООО «ВИП Компания» является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о чем свидетельствует:
Пункт 2.2 статьи 2 Устава ООО «ВИП Компания», утвержденного протоколом общего собрания участников от Дата обезличена Номер обезличен; выписка из ЕГРЮЛ от Дата обезличена Номер обезличен, согласно которой основным видом экономической деятельности ООО «ВИП Компания» является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.31); договоры на оказание услуг ООО «ВИП Компания», с приложением документов, подтверждающих их исполнение; реестр заключенных договоров на оказание услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ООО «ВИП Компания» за период с Дата обезличена по Дата обезличена.
Руководство ООО «ВИП Компания» осуществляет генеральный директор Сырова Т.Н. (протокол общего собрания учредителей от Дата обезличена, приказ от I 144 Номер обезличен, решения учредителя Общества от Дата обезличена Номер обезличен, от Дата обезличена Номер обезличен, от Дата обезличена Номер обезличен).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу положений п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях -противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях: информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и, финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №1 15ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц. ответственных за соблюдение указанны правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования "терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях.
Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности-информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
Кроме того, согласно п.22 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от Дата обезличена Номер обезличен правила внутреннего контроля должны включать порядок- приостановления операций с денежными средствами или иным в случаях, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что правила внутреннего контроля ООО «ВИП Компания» не соответствуют действующему законодательству, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в период с 2007-2009 годов. В частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требованиям Приказа Росфинмониторинга от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также указанные правила внутреннего контроля не содержат порядка приостановления операций в соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона.
Работа по правилам внутреннего контроля несоответствующим действующему законодательству не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, в течение длительного времени ООО «ВИП Компания» внутренний контроль надлежащим образом организован не был.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.05 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
- наличие высшего профессионального образования по специальностям относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности Юриспруденция", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями званиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
Специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение Правил внутреннего контроля в ООО «ВИП Компания», в проверяемом периоде являлись:
- с Дата обезличена по Дата обезличена - администратор Щ. (приказ от Дата обезличена Номер обезличен) -с Дата обезличена по настоящее время - главный бухгалтер Ш. (приказ от Дата обезличена Номер обезличен).
Щ. имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специалист по связям с общественностью» (диплом от Дата обезличена серии ВСВ Номер обезличен). Согласно представленным документам и сведениям Щ. проходила обучение в соответствии с программой обучения сотрудников Общества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к правилам внутреннего контроля (приказ от Дата обезличена Номер обезличенФМ, объяснения от Дата обезличена Номер обезличен).
Следовательно, в период нахождения в должности лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Щ. не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.05 №715, так как у нее отсутствовало высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо к группе специальностей гуманитарные и социальные науки", а также опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации: отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ш. имеет среднее техническое профессиональное образование по специальности «Планирование на предприятиях легкой промышленности»-квалификации «Техник - плановик» (диплом от Дата обезличена серии Я Номер обезличен). Ш. проходила обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается сертификатом от Дата обезличена о принятии участия в 3-ем ежегодном научно-практическом семинаре «Вопросы исполнения организациями, подконтрольными Росфинмониторингу, требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма».
В ходе проверочных мероприятий установлено, что Ш. на момент назначения (Дата обезличена) специальным должностным лицом, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля не имела высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", либо опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается материалами проверки.
Следовательно, в течение длительного периода времени, а именно: с Дата обезличена по Дата обезличена в ООО «ВИП Компания» отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.05 № 715, что свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в ООО «ВИП Компания».
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете", генеральным директором ООО «ВИП Компания» Сыровой Т.Н направлялись в МРУ Росфинмониторинга по ПФО документы для постановки Общества на учет и согласования правил внутреннего контроля, генеральному директору ООО ВИП Компания» Сыровой Т.Н., было известно о необходимости соблюдения, возглавляемой ей организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что с Дата обезличена генеральный директор ООО «ВИП Компания» Сырова Т.Н. -являясь единоличным исполнительным органом и осуществляя текущее руководство деятельностью Общества в силу действующего законодательства и учредительных документов (п. 14.1 ст. 14 Устава ООО «ВИП Компания»), не предприняла все необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой ей организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно, вина генерального директора ООО «ВИП Компания» Сыровой Т.Н. в выявленном правонарушении установлена и подтверждается материалами дела.
Таким образом, генеральный директор ООО «ВИП Компания» Сырова Татьяна Николаевна нарушила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена о признании Сыровой Т.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27. КоАП РФ и наложении административного взыскания полностью соответствует требованиям ст. 29.10. КоАП РФ, вынесено с соблюдением процессуальных норм, правильным применением норм материального права и отмене не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена Номер обезличен в отношении генерального директора ООО «ВИП Компания» Сыровой Татьяны Николаевны о признании ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 суток.
Судья: /подпись/ В.А. Корепин.
Копия верна.
Судья: