РЕШЕНИЕ
г. Самара 15 ноября 2010 г.
Судья Ленинского районного суда г. Самары Борисова Е.А., рассмотрев жалобу Башмачникова Александра Михайловича на постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Федеральной службы по финансовому мониторингу № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Башмачников А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27. КоАП РФ, выразившегося в том, что генеральным директором ООО «Группа Ренессанс Страхование» Башмачниковым А.М. не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Башмачников А.М. обратился в суд с жалобой на указанное постановление и решение, считая их незаконными и необоснованными, мотивируя свои требования тем, что вина в совершении указанного правонарушения у заявителя отсутствует, соглашение о сотрудничестве, заключенное между Федеральной службой страхового надзора и Росфинмониторингом, на основании которого страховым организациям предоставляется доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, не было опубликовано в официальных изданиях РФ, не является нормативным актом и поэтому не может возлагать обязанности на третьих лиц, не принимающих в нем участие. Постановление Правительства РФ от 18.01.2003г. № 27 определяет лишь порядок предоставления доступа страховых организаций к Перечню, но не определяет порядок информирования страховых организаций о самом факте составления Перечня или о факте внесения в него изменений. Таким образом, требование Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в рамках достигнутого между Росфинмониторингом и ФССН соглашения не выполняются. Законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не установлена обязанность организаций производить мониторинг сайта Росфинмониторинга или иных информационных ресурсов государственных органов, простое размещение на сайте Росфинмониторинга Перечня не может быть признано надлежащим уведомлением о его изменениях, т.к. о факте его размещения организации, в том числе и общество под руководством заявителя, не уведомляются. Несмотря на отсутствие надлежащих уведомлений со стороны Росфинмониторинга и ФССН, общество в соответствии утвержденной процедурой внутреннего контроля самостоятельно с определенной периодичностью производило мониторинг сайта Росфинмониторинга. Таким образом, заявителем предпринимались все зависящие меры для поддержания и организации внутреннего контроля по соблюдению действующего законодательства. Заявитель указывает, что отсутствие в филиале общества в г. Самаре актуального Перечня по состоянию на 23.10.2009г. не является результатом его виновных действий (бездействий), а является результатом отсутствия надлежащего уведомления о произведенных Росфинмониторингом в Перечне изменений о стороны ответственных органов в целом и не наступлением очередного срока мониторинга, субъективно принятого у общества, исходя из сложившейся практики обновлений информации Росфинмониторингом.
В связи с изложенными обстоятельствами, Башмачников А.М. просил отменить постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Федеральной службы по финансовому мониторингу № от ДД.ММ.ГГГГ по его жалобе на указанное постановление.
В судебное заседание стороны не явились, были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует, из материалов дела, постановлением Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Группа Ренессанс Страхование» Башмачников А.М. привлечен к административной ответственности по ст. 15.27. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Федеральной службы по финансовому мониторингу № от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Башмачникова А.М., указанное постановление было оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
В соответствии со ст. 15.27. КоАП РФ административная ответственность наступает за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», страховые организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
На основании ч. 9 ст. 7 ФЗ РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001г. контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу ст. 4 ФЗ РФ № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
Согласно ст. 7 ФЗ РФ № 115-ФЗ 1. организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента); идентифицировать клиентов организации в соответствии Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц; разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях; и т.д.
Судом установлено, что генеральным директором ООО «Группа Ренессанс Страхование» Башмачниковым А.М. не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в возглавляемой им организации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, указанные в данной статье.
На основании ч. 2 ст. 6 данного Закона, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В силу ч. 10 ст. 7 данного Закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Из жалобы заявителя, следует, что доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, осуществляются путем выгрузки его вручную с сайта Росфинмониторинга.
Судом установлено, что Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности № 27 ПЭ, вступил в силу 07.08.2009г., был публикован в закрытой части сайта Росфинмониторинга 12.08.2009г., однако, в ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Самара по состоянию на 23.10.2009г., использовался Перечень указанных организаций и лиц № 26 ПЭ, что подтверждается материалами дела и не отрицается заявителем в жалобе.
Таким образом, в филиале ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Самара идентификация клиентов организации в соответствии действующим Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц, в течение более двух месяцев не осуществлялась, что сделало невозможным выявление операций, подлежащих обязательному контролю с целью их дальнейшего приостановления в соответствии с ч. 10 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что отсутствие в филиале общества по состоянию на 23.10.2009г. Перечня организаций и физических лиц с изменениями, связано с ненадлежащим уведомлением Росфинмониторинга об указанных изменениях и не наступлением очередного срока мониторинга, несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно п. 5.8. Постановления Правительства РФ от 23.06.2004г. № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу», Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 18.01.2003г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем составления перечня (внесения изменений), в виде информационных писем (на бумажном носителе или в электронном виде) до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.
Судом установлено, что ООО «Группа Ренессанс Страхование» имеет специальный код и пароль доступа к Перечню, размещенном в интернете на официальном сайте Росфинмониторинга, однако, в работе использовало Перечень № 26 ПЭ, в то время как с 07.08.2009г. действовал перечень № 27 ПЭ, о чем 12.08.2009г. было размещено информационное письмо на сайте Росфинмониторинга.
Помимо этого, последующее исполнение обязанностей по организации внутреннего контроля не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и является основанием дл освобождения от административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, были опубликованы в открытых официальных источниках, генеральный директор ООО «Группа Ренессанс Страхование» Башмачников А.М. знал о необходимости соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако, надлежащих мер по соблюдению требований законодательства не принял, суд приходит к выводу о наличии его вины в совершенном правонарушении и об отказе в удовлетворении жалобы Башмачникова А.М.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6., 30.7., 30.8. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Федеральной службы по финансовому мониторингу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Башмачникова Александра Михайловича оставить без изменения, жалобу Башмачникова А.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток.
Судья (подпись) Е.А. Борисова
Копия верна.
Судья