ст. 15.27 КоАП РФ



                                                                                  РЕШЕНИЕ

г. Самара 15 апреля 2010 г.

Судья Ленинского районного суда г. Самары Изосимов А.М. рассмотрев жалобу С на постановление Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена. Номер обезличен по делу об административном правонарушении, по ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен на основании протокола об административном правонарушении от Дата обезличена Номер обезличен, С признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и С назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Выявленное правонарушение заключается в том, что генеральным директором ООО С не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

С обратилась в суд с заявлением на указанное постановление и просит признать незаконным и отменить Постановление МРУ Росфинмониторинга от Дата обезличена Номер обезличен о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель заявителя К действующая по доверенности от Дата обезличена поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявление и дополнению к заявлению.

Представители МРУ Росфинмониторинга в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, Дата обезличена. в отношении генерального директора ООО С уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО ведущим специалистом-экспертом надзорной деятельности был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27. КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу  Номер обезличен от Дата обезличена С. привлечена к административной ответственности по 15.27. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Проверкой проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что ООО является организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущства, о чем свидетельствует:

П.2.2 ст 2 Устава ООО утвержденного протоколом общего собрания участников от Дата обезличена Номер обезличен; выписка из ЕГРЮЛ от от Дата обезличена Номер обезличен, согласно которой основным видом экономической деятельности ООО является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.31); договоры на оказание услуг ООО с  приложением документов, подтверждающих их исполнение; реестр заключенных договоров на оказание услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ООО за период с Дата обезличена по Дата обезличена, а также иные документы и информация, имеющиеся в материалах дела.

Руководство ООО осуществляет генеральный директор С. (протокол общего собрания учредителей от Дата обезличена, приказ от Номер обезличен, решения учредителя Общества от Дата обезличена Номер обезличен, от Дата обезличена Номер обезличен, от Дата обезличена  Номер обезличен.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001  №  115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов   полученных преступным путем, и   финансированию терроризма"  организации, оказывающие посреднические услуги приосществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

           В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и   юридическими лицами настоящего Федерального закона в   части фиксирования, хранения и   представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в   случае отсутствия надзорных органов в   сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

           В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, иных операций с   денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

           Согласно ст. 4 Федерального закона   №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации  (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма;  иные меры, принимаемые в  соответствии с федеральными законами.

           Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях -противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имущством, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях: информациюв уполномоченный орган.

           В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании ворганизации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются свдения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115ФЗ);     разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления,назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанны правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ)

          В ООО генеральным директором С внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки.

            Пунктом 2   статьи 7   Федерального закона   №   115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в   целях предотвращения легализации   (отмывания)   доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных
лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях.

         Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности-информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

            Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

            Согласно п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р (ред. от 25.04.2008)     «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными стрдствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

Кроме того, согласно п.22 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 №130 правила внутреннего контроля должны включать порядок приостановления операций с денежными средствами или иным в случаях, предусмотренных п. 10 ст.7 Федерального закона.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что правила внутреннего контроля ООО не соответствуют действующему законодательству, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в период с 2007-2009 г.г., так, в частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требованиям Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также указанные правила внутреннего контроля не содержат порядка приостановления операций в соответствии с п.10 ст.7 Федерального закона.

Работа по правилам внутреннего контроля несоответствующим действующему законодательству не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в течение длительного времени ООО внутренний контроль надлежащим образом организован не был.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005  № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным долностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности Юриспруденция", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями званиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение Правил внутреннего контроля в ООО в проверяемом периоде являлись:

- с Дата обезличена по Дата обезличена - администратор Щ (приказ от Дата обезличена Номер обезличен)

Дата обезличена по настоящее время  -  главный бухгалтер Ш (приказ от Дата обезличена Номер обезличен).

Щ имеет высшее профессиональное образование по специальности «Специалист по связям с общественностью» (диплом от Дата обезличена серии Номер обезличен). Согласно представленным документам и сведениям Щ
проходила обучение в соответствии с программой обучения сотрудников Общества в сфере противодействия легализации  (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма к правилам внутреннего контроля (приказ от Дата обезличена Номер обезличенФМ, объяснения от Дата обезличена Номер обезличен).

Следовательно, в   период нахождения в   должности лица, ответственного за. соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Щ не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, так как у нее отсутствовало высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к  группе специальностей     "Экономика и    управление", либо к    группе специальностей гуманитарные и социальные науки", а также опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по потиводействию легализации: тмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ш имеет среднее техническое профессиональное образование по специальности «Планирование на предприятиях легкой промышленности»-квалификации «Техник - плановик» (диплом от Дата обезличена серии Номер обезличен).

Ш проходила обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается сертификатом от Дата обезличена о принятии участия в 3-ем ежегодном научно- практическом семинаре «Вопросы исполнения организациями, подконтрольными Росфинмониторингу, требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма».

В ходе проверочных мероприятий установлено, что Ш на момент назначения (Дата обезличена) специальным должностным лицом, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля не имела высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", либо опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается материалами проверки.

Следовательно, в течение длительного периода времени, а именно: с Дата обезличена по Дата обезличена в ООО отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, что свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в ООО

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в   сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,и финансированию терроризма, опубликованы в   официальном открытом источнике «Российской газете", генеральным директором ООО С направлялись в МРУ Росфинмониторинга по ПФО документы для постановки Общества на учет и согласования правил внутреннего контроля, генеральному директору ООО   С, было известно о   необходимости соблюдения. возглавляемой ей организацией требований законодательства о   противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.

Таким образом, с Дата обезличена генеральный директор ООО С-  являясь единоличным исполнительным органом и осуществляя текущее руководство деятельностью Общества в   силу действующего законодательства и  учредительных документов   (п. 14.1 ст. 14 Устава ООО), не предприняла все необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой ей организацией требований законодательства о  противодействии легализации  (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, вина генерального директора ООО С в выявленном правонарушении установлена и подтверждается материалами дела.

Таким образом, генеральный директор ООО   С нарушила требования законодательства о противодействии легализации     (отмыванию)     доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в  части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказан и подтвержден материалами дела.

Согласно ч.1 ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В целях соблюдения требований п.2 статьи 7   Федерального закона   №   115-ФЗ, и устранения замечаний административного органа, генеральным директором ООО С организованна работа общества по осуществлению мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства, в том числе:

1. Дата обезличена утверждены правила внутреннего контроля ООО и программы их осуществления, которые Дата обезличена были согласованы с Межрегиональным управлением по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу;

2. Дата обезличена утверждены дополнения и изменения в правила внутреннего контроля ООО, которые учитывают изменение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступных путем, в том числе приказы Федеральной службы по финансовому мониторингу №130 от 23.05.2008 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы", №256 от 01.11.2008 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иными нормативно-правовыми актами Федеральной службы по Финансовому Мониторингу";

3. Изменения и дополнения, принятые к правилам внутреннего контроля, доведены до сведения сотрудников ООО путем проведения внепланового инструктажа, указано на необходимость их неукоснительного соблюдения с учетом изменений и дополнений, что подтверждается приказом генерального директора Номер обезличен от Дата обезличена, отчетом лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, от Дата обезличена;

4. Разработан и Дата обезличена утвержден генеральным директором внутренний регламент ООО о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации;

5. Внутренний регламент ООО о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации доведен до сведения сотрудников путем проведения внепланового инструктажа, что подтверждается приказом генерального директора  Номер обезличен от Дата обезличена, отчетом лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, от Дата обезличена;

6. Лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, в полном объеме соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005    № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

7. Приказом генерального директора ООО Номер обезличен от Дата обезличена утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

5. Приказом генерального директора ООО от Дата обезличена  Номер обезличен утверждена программа подготовки работников ООО

6. Приказом генерального директора ООО от Дата обезличена                       Номер обезличен утвержден план-график реализации указанной программы;

7. Ответственные лица регулярно осуществляют работу с сотрудниками общества по информированию их об изменениях вносимых в законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и проверку знаний и навыков работников ООО в области указанного законодательства, а также проводят иные мероприятия в целях реализации программы обучения сотрудников общества;

8. Ответственные лица своевременно осуществляют деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

9. ООО предпринимаются иные меры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о чем направляются в административный орган ежеквартальные отчеты, что подтверждается прилагаемыми материалами;

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершённого правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.1-4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая тот факт, что представленные материалы дела доказывают, что генеральным директором ООО С в целом замечания, указанные административным органом, устранены в полном объеме, каких-либо негативных последствий не наступило, отсутствует нарушение прав и законных интересов третьих лиц, публичных образований, а также принимая во внимание, что генеральный директор ООО С совершила действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд приходит к выводу о малозначительности правонарушения, совершённого С и полагает отменить постановление Номер обезличен Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена производство по делу прекратить, а жалобу удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд

РЕШИЛ:

Постановление Номер обезличен Межрегионального Управления по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата обезличена г. о назначении административного наказания по ст. 15. 27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО С отменить, производство по делу прекратить, а жалобу удовлетворить.

Судья А.М. Изосимов