РЕШЕНИЕ 03 августа 2011 года. г. Самара. Судья Ленинского районного суда г. Самары Корепин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации городского округа Самара на постановление отдела надзорной деятельности г.о. Самары УНД ГУ МЧС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Представитель Администрации г.о. Самара обратился в суд <адрес> с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Администрации г.о. Самара к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей, выражая свое несогласии с пунктами 1-5, 8, 10 нарушений пожарной безопасности, указанными в оспариваемом постановлении. Также указывается на нарушения, которые были допущены при проведении проверки, а именно акт проверки был составлен после истечения срока проведения проверки. В нарушение ст. 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ административное правонарушение описано без указания конкретного лица его совершившего. Из содержания протокола следует, что при его составлении присутствовал Глава г.о. Самара, что не соответствует действительности. Уведомление о дате, времени и месте составления протокола в Администрацию не направлялось. Просила обжалуемое постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить. Представитель заинтересованного лица – отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНД ГУ МЧС по <адрес> против удовлетворения жалобы возражал, указывая, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено законно и обосновано, представив письменные возражения. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Администрация г.о. Самара привлечена к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Согласно оспариваемому постановлению Администрацией г.о. Самара: - не в полном объеме реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - не сформирован Реестр добровольных пожарных, добровольной пожарной охраны; - не соблюдаются требуемые противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесных массивов (не менее 50 метров), а также от границ участков садоводческих товариществ и приусадебных участков районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов не менее 15 метров; - в отношении объектов, расположенных на территории <адрес>, не выполняются требования действующего законодательства, в части соблюдения временного норматива прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова – не более 10 минут, вследствие чего не обеспечены требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности и допустимый уровень пожарной опасности для людей на объектах от воздействия опасных факторов пожара; - не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность г.о. Самара в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре. Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Места общего пользования объектов, расположенных в лесных массивах, а также непосредственной близости от них, не обеспечены исправной телефонной связью (таксофонами) для сообщения о пожаре в пожарную охрану, с бесплатной линией связи «01»; - не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность г.о. Самара в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. Ограничено водоснабжение, а также отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения на объектах. Сети противопожарного водопровода отсутствуют или находятся в не исправном состоянии; - не обеспечены устройства и надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. Не устроены подъезды к водоисточникам с площадкой (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Дачные и садоводческие объединения, расположенные в границах г.о. Самара, не имеют пожарных мотопомп в зависимости от количества участков; - не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на объектах, расположенных в границах г.о. Самара; - не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности. Как установлено в судебном заседании, на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ИШ-П4-1111, распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения Главного государственного инспектора городского округа Самара по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации городского округа Самара с целью соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки - запрос о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения в ходе её проведения и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки направлены в канцелярию Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается вх. №. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №, который был направлен Главе городского округа Самара (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №). В протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который также был направлен Главе городского округа Самара (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №) разъяснено, что дело об административном правонарушении для рассмотрения и принятия решения будет направлено начальнику отдела надзорной деятельности г.о. Самара по адресу: <адрес>. Дело об административном правонарушении будет рассмотрено в 10 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Законному представителю юридического лица при себе иметь документ, удостоверяющий личность. В случае неявки протокол об административном правонарушении будет рассмотрен без участия законного представителя юридического лица». К назначенному времени ДД.ММ.ГГГГ законный представитель юридического лица Администрации городского округа Самара не явился. Постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ направлено в администрацию г.о. Самара почтой России ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, доводы заявителя о нарушении требований административного законодательства при составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении не могут быть приняты судом во внимание. 1. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, участия в борьбе с пожарами. Согласно статьям 6, 63 ФЗ-123 от 22.07.08 финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В силу положений статей 3, 10, 19, 37 ФЗ-69 от 21.12.94 года «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны» ППБ 01-03 п. 11. Согласно п. 4.1 Положения «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара», утвержденное постановлением Главы городского округа Самара от 30.11.2007 года № 1017 (с изменениями утвержденными постановлением Главы городского округа Самара от 29.11.2010 года № 1646), финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством городского округа и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа на эти цели. В городском округе Самара не сформирован «Реестр добровольных пожарных, добровольной пожарной охраны», (предусмотренный приложением к постановлению Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Положения о добровольной пожарной охране в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в границах городского округа Самара»). Реестр не представлен в ходе проверки. 2. Доводы представителя Администрации г.о. Самара об отсутствии в черте г.о. Самара земель лесного фонда противоречат информации Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывается о наличии лесных участков, расположенных в границах г.о. Самара. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от участков садоводческих товариществ - не менее 15 метров. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 метров. 4. Утверждение представителя заявителя о необоснованности признания Администрации г.о. Самары виновным в не реализации права на создание подразделений муниципальной пожарной охраны, суд считает обоснованным. В соответствии с положениями статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления и ее отсутствие в городском округе Самара не может расцениваться как нарушение законодательства. 5. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе и обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В соответствии с требованиями статьей 6, 63 ФЗ-123 от 22.07.08 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание. ППБ 01-03 п. 118. Места общего пользования объектов, расположенных в лесных массивах, а также непосредственной близости от них, не обеспечены исправной телефонной связью (таксофонами) для сообщения о пожаре в пожарную охрану, с бесплатной линией связи «01» (<адрес>»). 6. Согласно положениям Федерального закона "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В силу статьи 19 ФЗ-69 от 21.12.94 финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны является расходным обязательством муниципального образования. Пунктом 31 ППБ 01-03 предусмотрено, что садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп». Не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Дачные и садоводческие объединения, расположенные в границах городского округа Самара, не имеют пожарных мотопомп (прицепных, переносных) в зависимости от количества участков. 7. Суд приходит к выводу, что возражения заявителя относительно отсутствия у Администрации г.о. Самара полномочий по организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности обоснованны, так как статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. До устранения противоречий, содержащихся в статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Технического регламентом о пожарной безопасности, органы местного самоуправления не вправе осуществлять полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обучения населения мерам пожарной безопасности. Заявителем каких-либо возражений относительно нарушений требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 6, 7, 9 акта проверки, протокола об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, не представлено и не оспаривалось в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу, что при проведении заинтересованным лицом проверки деятельности Администрации г.о. Самара действительно имело место большая часть нарушений правил пожарной безопасности. Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самары УНД ГУ МЧС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Администрации городского округа Самара виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ и наложении административного взыскания полностью соответствует требованиям ст. 29.10. КоАП РФ, вынесено с соблюдением процессуальных норм, правильным применением норм материального права и отмене не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самары УНД ГУ МЧС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Администрации городского округа Самара к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Ленинского района г. Самары в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья: (подпись) В.А. Корепин. Копия верна. Судья: