П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 27 апреля 2011 года судья Ленинского районного суда г. Самары при секретаре Садовниковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий в г. Самаре по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : В соответствии с Распоряжением Отдела надзорной деятельности г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области от 11 февраля 2011 года проведена проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий в г. Самаре, в частности, общежития №, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проверки составлен Акт от 5 апреля 2011 года, а в отношении правонарушителя – протокол об административном правонарушении от 18 апреля 2011 года. Согласно протокола в общежитии №: 1. помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, 96, 98, НПБ 110-03 табл. 1, НПБ 88-2001 п. 12.12); 2. помещения не оборудованы централизованной системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара (нарушения: ППБ 01-03 п. 3, 16, 102, НПБ 104-03 таб. 2); 3. отсутствуют световые указатели "ВЫХОД" над эвакуационными выходами непосредственно наружу, над эвакуационными выходами с поэтажных коридоров в лестничные клетки, с подключением табло к эвакуационному (автономному) питанию (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 61, ВСН 59-88 п. 2.5); 4. пути эвакуации выполнены сгораемыми материалами: - стены коридоров покрыты масляной краской (нарушение: ППБ 01-03 п. 53, СНиП 21-01-97* п.6.25*); _ 5. дополнительная дверь, на пути основного эвакуационного выхода левой части общежития, выполнена с открыванием не по направлению выхода из здания (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 52, СНиП 21-01-97* п.6.17); __ 6. на окнах установлены глухие металлические решетки (левая часть общежития: жилые комнаты № 101, 102, 103, 105, 106, 107, кухня; правая часть общежития: жилые комнаты № 108, 110, 112, 113, 114, прачечная) (нарушение: ППБ 01-03 п. 40); 7. в коридоре основного эвакуационного выхода левой части общежития размещены, посторонние сгораемые материалы (картонные коробки, мебель) (нарушение: ППБ 01-03 п. 40, 53); 8. в полу, коридора основного эвакуационного выхода левой части общежития, в месте перепада высоты менее 45 см. (фактически 13 см.) отсутствует лестница с числом ступеней не менее 3-х или пандус с уклоном не более 1:6 (нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.28); 9. ширина дверного проема выхода из помещения кухни левой части общежития, менее 0,8 м. (фактически 0,56 м.) (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16); 10. из правой части общежития отсутствует 2-й эвакуационный выход (фактически один выход) (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.13*); 11. не проведен ремонт и очистка вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара. Не представлены акты о выполнении комплексного опробования систем вентиляции, технические паспорта систем на проектные расходы воздуха, а также эксплуатационная документация: паспорта, журналы ремонта и эксплуатации, график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 78, ГОСТ 12.4.021-75 п.3.1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.7); 12. не выполнен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 57, ПТЭЭП приложение № 3 таблица 37 п.2.12.17); 13. электропроводка смонтирована не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (имеются скрутки электропроводов) (нарушение: ППБ 01-03 п. 3, 57, ПУЭ п.2.1.21); 14. планы (схемы) эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ (выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов) (нарушение: ППБ 01-03 п.З, 16, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2.7); 15. в жилых комнатах общежития отсутствуют локальные планы эвакуации (нарушение: ППБ 01-03 п.З, ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2.1). Протоколом отмечено, что выявленные нарушения непосредственно создают опасность для жизни и здоровья людей. В судебном заседании представитель правонарушителя вину признал частично и пояснил, что предприятие является дотационным, не имеет собственных средств на проведение капитальных работ и работ, требующих значительных финансовых затрат. Однако, МП на протяжении ряда лет предпринимает меры к тому, чтобы обеспечить во всех общежитиях противопожарные условия: на 2011-2015 годы утвержден перспективный план мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в общежитиях МПЭСО. Указанным планом для общежития № запланировано за счет собственных средств 3500 руб. на изготовление плана эвакуации, соответствующий договор на его изготовление заключен; заключены договоры на поставку пожарных рукавов, огнетушителей и других первичных средств пожаротушения; на поставку противопожарных дверей. Заключены договору на поставку световых указателей выхода с подключением к автономному источнику электропитания; на выполнение замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети; на замену электропроводки. Представитель также пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности, влияющие на безопасность людей и препятствующие эвакуации в случае возникновения пожара, устранены – нарушения, отмеченные в п.п. 4-7 протокола, ликвидированы. В подтверждение этих обстоятельств представителем представлены копии договоров на оказание услуг и поставку, а также акты о снятии решеток, предписания жильцам приватизированных помещений с требованием о соблюдении правил пожарной безопасности. По поводу установки автоматической пожарной сигнализации, оборудования центральной системы оповещения и управления эвакуацией людей; оборудования эвакуационных выходов, связанного с изменением конструкции здания; очистки вентиляционной системы помещения общежития, т.е. мероприятий, требующих значительных финансовых затрат, которыми дотационное муниципальное предприятие не располагает, представитель пояснил, что денежные средства предполагается получить из городского бюджета, о чем было принято решение на совещании руководителей муниципальных органов. Заслушав представителя правонарушителя, исследовав материалы дела, судья считает, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку в результате проведения проверки соблюдения федерального законодательства в области пожарной безопасности в общежитии № МП ЭСО выявлены нарушения, непосредственно влияющие на возможность своевременной эвакуации людей и на возможность возникновения пожара. Вместе с тем судья учитывает и то, что на протяжении нескольких лет предприятие настаивает на выделении достаточных денежных средств для приведения в соответствие с требованиями закона противопожарного оборудования. Как видно из ответов руководителей и заместителей руководителей муниципальных органов г.о. Самара, денежные средства предприятию не выделяются со ссылкой на то, что средства следует изыскивать путем повышения платы за проживание. Таким образом, муниципальное предприятие, не имеющее собственных источников дохода, достаточных для выполнения всех требований закона по организации противопожарной и эвакуационной деятельности, приняло меры к обеспечению необходимых мер безопасности на случай возникновения пожара и к обеспечению своевременной эвакуации людей, что снижает общественную опасность совершенного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л : Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 руб. Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары. Судья О.В.Двоеглазова