Мировой судья Кукленко С.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова на-Дону в составе: председательствующего Зусиковой Н.А. при секретаре Хейгетьяне М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Данко Трэвел Компани» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова –на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Д. и Б1. к ООО «Данко Трэвел Компани», П. о защите прав потребителей У с т а н о в и л : Д. и Б1. обратились в суд с иском к ООО «Данко Трэвел Компани» об обязании уменьшить цену оказанной туристической услуги на сумму 18180 руб. и возврате указанных денежных средств; взыскании неустойки за просрочку выполнения требований потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 251,03 руб.; взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., компенсации за почтовые расходы в сумме 42,70 руб. В обоснование заявленных требований истцы указали, что они обратились в ООО «Данко Трэвел Компани» с целью оказания услуг, в частности для приобретения туристического продукта, и были заключены договоры № и № от ДД.ММ.ГГГГ о реализации туристического продукта – комплекса услуг по перевозке, размещению, экскурсионной программе по маршруту г. Ростов-на-Дону – Верона – Римини (Италия) и обратно сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость туристической путевки составила 15940 руб. для Б1. и 11490 руб. для Д. Стоимость путевок была ими полностью оплачена. Существенным условием договора являлось размещение в стране пребывания в трехзвездочном отеле «Венера», объявленном ответчиком через турагента ИП П. Однако по прибытии в г.Римини представителем туроператора они были размещены в отеле «Фиорана», который был более низкой категории. Хотя указанная гостиница также значилась как трехзвездочная, но была непригодна для проживания в зимний период времени, т.к. отсутствовала горячая вода; сотрудниками гостиницы горячая вода продавалась по цене 0,5 евро; в номерах было холодно; номера не убирались; канализационные стояки в номерах были забиты и не функционировали; отсутствовали полотенца, пульт от телевизора, фен, розетки были не евро стандарта, в связи с чем требовалось брать переходники на рецепции под роспись. Таким образом, в гостинице отсутствовали все условия необходимые для комфортного проживания. Более того, при заселении ночью в гостиницу их не оказалось в списках, и возникли проблемы с их размещением. В результате на следующий день после прибытия, они были вынуждены искать отель «Венера», узнавать имеются ли они в списках на заселение в отель «Венера», также вынуждены были звонить принимающей стороне и посреднику- туроператору ИП П. и другим сотрудникам, способным решить возникшую проблему с расселением. В связи с этим, ими были потрачены денежные средства на международные переговоры. После возвращения ДД.ММ.ГГГГ они обратились к ответчику и страховщику – ООО «Альфа-Страхование» с претензией об уменьшении цены оказанной туристической услуги на сумму стоимости проживания в отеле «Фиорана» - 18180 руб. (по 52 евро за сутки за 8 дней, всего 415 евро). Однако в десятидневный срок ответа они не получили. Истцы полагают, что качество предоставленной им услуги ООО «Данко Трэвел Компани» не соответствовало условиям договора и туристической путевки, им была предоставлена недостоверная информация о турпродукте. В ходе рассмотрения дела истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования, и просили взыскать с ответчика в пользу каждого истца денежные средства по 9090 руб.; неустойку за просрочку исполнения требования потребителя в сумме 251,03 руб. в пользу каждого истца; компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб.; почтовые расходы в сумме 42,70 руб. Решением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, с ООО «ДАНКО Трэвел Компани» взыскано : в пользу Д. стоимость услуги 9 090 рублей, неустойка в размере 251,03 рубль, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, а всего 10341,03 руб.; в пользу Б1. стоимость услуги в размере 9 090 рублей, неустойка в размере 251,03 рубль, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, а всего 10341,03 руб. С ООО «ДАНКО Трэвел Компани» в доход местного бюджета взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителей в сумме 10341,03 руб.; государственная пошлина в размере 8827,28 руб. На указанное решение мирового судьи ООО «Данко Трэвел Компани» была подана апелляционная жалоба, в которой ООО «Данко Трэвел Компани» просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение об отказе в иске, указывая, что мировой судья неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; не применил закон, подлежащий применению; ООО «Данко Трэвел Компани» не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку ООО «Данко Трэвел Компани» является туроператором, а продвижение на рынке туристических продуктов осуществляется через туристические агентства, и ООО «Данко Трэвел Компани» непосредственно не вступает в договорные отношения с туристами. Между ООО «Данко Трэвел Компани» и индивидуальным предпринимателем Папаянаки Н. А. заключен договор о сотрудничестве № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Истцы заключали договор о приобретении туристического продукта с ИП П., а ООО «Данко Трэвел Компани» не состоит с истцами в договорных отношениях. Также выводы мирового судьи, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и обстоятельства, установленные мировым судьей, не доказаны. Так мировой судья безосновательно пришла к выводу о том, что существенным условием договора являлось размещение в стране пребывания в трехзвездочном отеле «Венера», поскольку упоминание о размещении истцов именно в этом отеле ни в договоре, ни в подтверждении оператором бронирования тура, указано не было. Мировой судья пришла к выводу о том, что в пакет туристических услуг входило: гостиница по программе 3* (размещение в отеле по системе Тариф 3*), без точного указания названия гостиницы. Тем самым мировой судья противоречит сама себе. Система размещения «Тариф 3*» предполагала размещение туристов в трехзвездочной гостинице, в которой будут иметься свободные места на момент начала тура. ООО «Данко Трэвел Компани» по заявлению ИП П. забронировало размещение для истцов в отеле «Фиорана 3*» в г. Римини, который полностью соответствует запрашиваемому и оплаченному туру, а также категории трехзвездочного отеля, в подтверждение чего ООО «Данко Трэвел Компани» были представлены соответствующие документы. Д. в судебное заседание явился, просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Данко Трэвел Компани» без удовлетворения, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он и Б1. приобрели через турагента ИП П. тур по маршруту Ростов-на-Дону – Римини с проживанием и выездом на экскурсии во Флоренцию и Рим на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость тура составила для него – 11490 руб. и для Б1. – 15940 руб. Индивидуальный предприниматель П. сообщила ему, что их поселят в отеле «Венера». Он и Б1. ознакомились с условиями проживания в этом отеле в системе Интернет, и согласились приобрести путевку на таких условиях. Непосредственно перед убытием, в аэропорту его и Б1. ознакомили с документами, и в ваучере на поселение он увидел, что отель «Венера» заменен на отель «Фиорана». Он стал возмущаться по этому поводу, на что сотрудник ООО «Данко Трэвел Компани» сказал ему, что если они не хотят, то могут не ехать. Поскольку согласно ваучеру отель «Фиорана» также соответствовал категории 3*, он и Б1. приняли решение ехать. Однако по прибытии в отель «Фиорана» выяснилось, что его и Б1. не оказалось в списках на заселение. После переговоров, их до утра следующего дня заселили в номер. Он сообщил о произошедшем индивидуальному предпринимателю П. и представителю ООО «Данко Трэвел Компани». На следующий день он и Б1. пошли в отель «Венера», где узнали, что они также отсутствуют в списках на заселение в отель «Венера». В течение следующего дня он неоднократно созванивался с представителем ООО «Данко Трэвел Компани», однако безрезультатно. Вечером он подал претензию представителю ООО «Данко Трэвел Компани», и представитель компании сказал, что будет разбираться. В течении двух дней он и Б1. проживали в отеле «Фиорана», который не соответствует категории 3*, поскольку в отеле не было горячей воды, не было полотенец, постельное белье не менялось, в номере было холодно, отсутствовал фен, пульт от телевизора, канализационные стоки были забиты. В понедельник представитель ООО «Данко Трэвел Компани» сказал ему, что он и Б1. будут жить именно в отеле «Фиорана». В его просьбе о переселении их в другой отель, ему было отказано. Другие условия туристического продукта – перелет, экскурсии – соответствовали условиям договора. По прибытию в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ он написал и подал претензии в ООО «Данко Трэвел Компани» и в ООО «Альфа Страхование», однако ответа не получил. ДД.ММ.ГГГГ он и Б1. обратились к мировому судье с настоящим иском. Решением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону исковые требования к ООО «Данко Трэвел Компани» были удовлетворены. Решение мирового судьи он просит оставить без изменения. Б1. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Данко Трэвел Компани» -без удовлетворения. Представитель ООО «Данко Трэвел Компани» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Данко Трэвел Компани». ИП П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила и не представила доказательства уважительности причин неявки. Суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены исходя из следующего. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем П., действующей на основании Свидетельства 305616811900010 на право осуществления турагентской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, и Д. был заключен договор о реализации туристического продукта №. В соответствии с п.1.1. договора компания предоставляет, а клиент оплачивает туристический продукт в соответствии с условиями и перечнем услуг, приведенным в заявке, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Согласно п.1.2 договора туроператором, оказывающим потребителю услуги туристического продукта по настоящему договору является ООО «ДАНКО Трэвел Компани», реестровый номер МТ! 001382 Согласно заявке на туристическое обслуживание, являющейся неотъемлемой частью договора, в пакет услуг входит: переезд (авиа, ж/д, авто и др.: авиа Ростов-Верона-Ростов; проживание - гостиница: по программе 3*; питание: ВВ; страховка (мед/от невыезда): медицинская; трансфер (групповой/индивидуальный): групповой; экскурсовод/гид /гид-переводчик/ инструктор-проводник: гид-переводчик, экскурсовод; экскурсионная программа «Италия - мини» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость туристического продукта для Д. составила: сумма тура – 9990 руб., топливный сбор 1500 руб., а всего 11490 руб. Также ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем П., и Б1. был заключен договор о реализации туристического продукта № на таких же условиях. Согласно заявке на туристическое обслуживание, являющейся неотъемлемой частью договора, в пакет услуг входит: переезд (авиа, ж/д, авто и др.: авиа Ростов-Верона-Ростов; проживание - гостиница: по программе 3*; питание: ВВ; открытие визы; страховка (мед/от невыезда): медицинская; трансфер (групповой/индивидуальный): групповой; экскурсовод/гид /гид-переводчик/ инструктор-проводник: гид-переводчик, экскурсовод; экскурсионная программа «Италия - мини» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость туристического продукта для Б1. составила: сумма тура – 9990 руб., топливный сбор 1500 руб., виза – 3450 руб., страховка от невыезда – 1000 руб., а всего 15940 руб. Истцы выполнили свои обязательства по договору и внесли денежные средства за турпродукт. По прибытию в Италию, истцов встретил представитель туроператора и доставил в отель «Фиорана», однако в списках туристов, подлежащих заседанию в указанный отель, истцы не значились, что подтверждается представленным в материалы дела списком туристов. После предъявления истцами претензий представителю туроператора, истцы были размещены в указанном отеле. Однако как утверждают истцы, условия проживания в данном отеле не соответствовали условиям, объявленным турагентом, и отель не пригоден для проживания в зимнее время. В частности, в номерах было холодно; отсутствовала горячая вода; сотрудниками гостиницы горячая вода продавалась по цене 0,5 евро; канализационные стояки в номерах были забиты и не функционировали; в номере отсутствовали полотенца, пульт от телевизора, фен; розетки были не евро стандарта, в связи с чем требовалось брать переходники на рецепции под роспись; номера не убирались. Потребители ДД.ММ.ГГГГ обратились к туроператору с претензией, в которой, изложив все обстоятельства относительно их заселения в отель «Фиорана» вместо отеля «Венера» и непригодных условий для проживания в отеле «Фиорана», просили в добровольном порядке уменьшить стоимость услуги и компенсировать моральный вред. Претензия потребителей туроператором не была удовлетворена. ДД.ММ.ГГГГ на претензию был направлен ответ исх. № (л.д. 62), в котором указано, что в ООО «ФИО1» ДД.ММ.ГГГГ от ИП П. поступила заявка на бронирование тура «Италия МИНИ» по самому дешевому тарифу «LOW COST», начало тура с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для туристов Д., Б1., Ш. и Б., размещение в отеле по системе «Тариф 3*». Система размещения «Тариф 3*» означает, что туристов поселят в отелях, имеющих категорию три звезды и в которых на момент начала тура имеются свободные места. ООО «Данко Трэвел Компани» не брало на себя обязательства перед истцами и ИП П. предоставить размещение в отеле «Венера». Заявка и оплата за размещение в отеле «Венера» от ИП П. также не поступала. ООО «Данко Трэвел Компани», содействуя заявке ИП П. на бронирование тура, забронировало размещение для туристов в отеле «Фиорана 3*» в Римини, категории три звезды, что полностью соответствует запрашиваемому и оплаченному туру. В ваучерах, которые находились на руках у истцов, были указаны все номера телефонов сопровождающих, по которым можно было связаться, для решения возникших проблем. В случае желания проживать в определенном отеле по выбору туриста, бронируется индивидуальный тур, который значительно дороже забронированного группового. Таким образом, ООО «Дакно Трэвел Компани» выполнило свои обязательства в полном объеме и не нашло достаточных оснований для удовлетворения требований, предъявленных истцами в претензии. Истцы полагают, что туроператором была оказана услуга ненадлежащего качества, и обратились в суд с требованием о соразмерном уменьшении цены услуги, возврате уплаченной за услугу денежной суммы, взыскании неустойки за просрочку выполнения требований потребителя, и компенсации морального вреда. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей подлежат рассмотрению споры, вытекающие из гражданских правоотношений при продаже товаров и выполнении работ (оказании услуг), возникающие на основе следующих гражданско-правовых договоров: договор розничной купли-продажи; договор аренды (включая прокат); договор найма жилого помещения (как коммерческого, так и социального); договор на выполнение работ, оказание услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, договор на проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; договор подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); договор перевозки граждан, их багажа и грузов; договор комиссии; договор хранения; договоры на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению; договоры на оказание услуг по приему и хранению ценных бумаг и других ценностей; договоры об оказании консультационных, медицинских, ветеринарных услуг, услуг связи, услуг по обучению, туристскому обслуживанию; другие договоры, направленные на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли. Согласно п. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель, изготовитель) обязан передать товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Согласно п.1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 и п.4 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. В силу ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В соответствии со ст. 6 "Права туриста" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с частью пятой статьи 4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статьей 38 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановлением от 18.07.2007г. утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Согласно п.7. Правил Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать, в том числе, и сведения о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; Согласно п.13 Правил к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся: информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; Согласно пунктам 17, 19 и 20 Правил Исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя. Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся, в частности, ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта и туристской путевке; В силу пункта 22 Правил Исполнитель в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" несет ответственность: за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации; за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта; за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта; за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта. Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед потребителем, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами. В соответствии с правилами ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Кроме того, по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе (продавце, изготовителе) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Истцами представлены допустимые доказательства оказания им услуги ненадлежащего качества, которым мировым судьей дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие оказание услуги надлежащего качества, и доказательства обстоятельств, освобождающих от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства. Доводы жалобы ответчика о неправильном применении судом материального закона, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и о том, что ООО «Данко Трэвел Компани» является ненадлежащим ответчиком по иску, суд считает несостоятельными. В заявках на туристическое обслуживание, являющихся неотъемлемой частью договоров, не указано наименование отеля, в котором будут размещены туристы, приобретающие турпродукт. По утверждению истцов, при приобретении тупродукта, они интересовались у турагента, в каком отеле будут размещены, т.к. условия проживания являются существенным условиям договора, и им была предоставлена информация о проживании в отеле «Венера». Ознакомившись с информацией об отеле, размещенной в сети Интернет, они выразили свое согласие на приобретение турпродукта, т.к. условия проживания в данном отеле, их устраивали. Однако непосредственно перед отбытием в аэропорту, им уже было сообщено, что они будут размещены в отеле «Фиорана», при этом никакая информация об условиях проживания в данном отеле им не была предоставлена, и представитель туроператора не смог пояснить причину замены отеля. Как усматривается из заявок на туристическое обслуживание, в них не содержатся сведения о наименовании отеля, в котором будут размещены туристы, а указано лишь на категорию отеля 3*. В то же время в соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности», п.7 Правил исполнитель обязан был предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, и в том числе об условиях проживания. И в силу п.13 Правил информацию об условиях проживания является существенным условием договора. То обстоятельство, что исполнитель обязан был указать наименование отеля, в котором будет проживать турист, подтверждается и самим договором на реализацию турпродукта. В соответствии с пунктом 3.8 договоров о реализации туристического продукта № и № компания имеет право внести изменения в программу тура, а также изменить отель (место проживания) по согласованию с клиентом, что не будет считаться нарушением настоящего договора и недостатком оказанных услуг. В случае замены отеля (места проживания), Компания обязана разместить Клиента в отеле (месте проживания) той же категории или равнозначном по уровню сервиса. Клиент вправе потребовать при оформлении документов отразить существенные условия проживания в путевке. В противном случае при замене отеля существенным условием считается лишь официальная категория отеля (места проживания). Если Компания размещает Клиента в отеле более низкой категории, чем предусмотрено, Компания возмещает Клиенту разницу в стоимости отелей, в том числе и дополнительно оказанными услугами. Таким образом, компания обязана была предоставить туристу достоверную информацию об отеле, в котором он будет проживать, и изменить отель она могла только с согласия истцов. Указанные выше положения федерального закона, Правил и договора ответчиком были нарушены. Кроме того, в нарушение п.19 Правил исполнитель не передал потребителю туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие) за 24 часа до начала путешествия. Ваучер истцам был передан непосредственно перед отправлением в аэропорту, в то же время предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки, чем указано в п. 19 Правил, возможно лишь при наличии согласия потребителя, а такового в данном случае не имелось. Суд считает, что ответчик ненадлежащим образом выполнил взятые на себя обязательства по заключенному с истцами договору на оказание туристических услуг. Надлежащим ответчиком по делу является туроператор, исходя из следующего. В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться: условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора; условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров; порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта; условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом; взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Согласно п. 22 "Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 года N 452, исполнитель несет ответственность за ненадлежащую информацию о туристском продукте, за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, а также за нарушение иных условий договора о реализации туристского продукта. В силу п. 2 указанных Правил, под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с абзацем 6 статьи 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Абзацем 8 указанной статьи предусмотрено, что в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должна содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. В целом пределы ответственности агентов перед принципалами и третьими лицами определены нормами статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом пунктом 4 статьи 1005 указанного Кодекса установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Такие особенности правового положения турагентов установлены статьями 9, 10 и 10.1 Закона об основах туристской деятельности. Из оценки приведенных норм в их совокупности следует, что положения статьи 9 Закона об основах туристской деятельности не исключают ответственности турагентов, если такая ответственность возложена на туроператора договором. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Данко Трэвел Компани» в лице генерального директора Л. и индивидуальным предпринимателем П. был заключен договор №, по условиям которого Агент – ИП П. осуществляет коммерческую деятельность по реализации туристического продукта, сформированного Оператором – ООО «Данко Трэвел Компани», на условиях полной финансовой самостоятельности, на свой страх и риск осуществляет продвижение туристского продукта, то есть обеспечивает комплекс мер, направленных на его реализацию. В рамках процедур по реализации туристского продукта Агент – ИП П. осуществляет его рекламу, участвует в специализированных выставках, семинарах, а также осуществляет иные действия, направленные на продвижение туристского продукта, сформированного Оператором – ООО «Данко Трэвел Компании». В соответствии с разделом 2 указанного договора пакет туристских услуг, права на которые предоставляются Агенту для реализации их конкретному туристу, устанавливается Оператором – ООО «Данко Трэвел Компани» и согласовывается с ним на основании Заявки Агента. Все права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом по продвижению и реализации туристского продукта, возникают непосредственно у Агента, хотя бы Оператор и был назван в сделке или вступил в непосредственные отношения по исполнению сделки. Разница между денежными средствами, полученными Агентом в процессе реализации и продвижения туристского продукта, сформированного Оператором – ООО «Данко Трэвел Компани», конкретному туристу и денежными средствами, оплаченными Оператору – ООО «Данко Трэвел Компани» на условиях ст. 6 настоящего договора – являются прибылью Агента. Все договоренности между Сторонами, такие как: бронирование тура, отказ от бронирования, подтверждение бронирования, аннуляция тура и т.п. осуществляется только в письменном виде, посредством факсимильной или электронной связи. В соответствии с разделом 3 указанного договора Агент направляет Заявку на бронирование в письменной форме, в которой указывает услуги (в том числе дополнительные), заказываемые туристом. Заявка подписывается ответственным лицом Агента (с указанием должности и фамилии). Фактом подтверждения наличия запрашиваемых Агентом услуг является Подтверждение бронирования. Бланк подтверждения бронирования направляется Агенту, в нем указываются запрошенные и фактически подтвержденные услуги. Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.7, 4.11, 4.12 оператор предоставляет информацию о туристических поездках, условии их организации и проведения, графике заездов, а также об изменении в них. При получении Заявки от Агента в течение двух рабочих дней Оператор информирует Агента о том, что Заявка находится в стадии обработки, либо о результатах бронирования: подтверждает Заявку, или вносит изменения по факту бронирования. В случае невозможности полностью удовлетворить Заявку Агента, информирует последнего о причинах, а также предлагает альтернативный вариант реализации заявленного тура. Оператор оставляет за собой право при возникновении необходимости заменить отель, указанный ранее, на отель той же, либо более высокой категории. В исключительных случая Оператор оставляет за собой право вносить изменения в программу туров. Если подобные изменения в программе тура привели к уменьшению фактической стоимости тура, Оператор производит Агенту возврат нереализованных средств. Оператор несет ответственность за качество предоставляемых услуг и их соответствие Подтверждению бронирования. В случае возникновения претензий со стороны туриста(-ов) по качеству предоставляемых услуг, Оператор будет стремиться решить проблемы в стране пребывания, а также в соответствии со ст. 10 настоящего договора и действующим законодательством. Оператор несет ответственность перед Агентом за выполнение принятых на себя обязательств только при условии полного выполнения Агентом требований настоящего договора. Таким образом, согласно указанному договору Оператор несет ответственность за качество предоставляемых услуг. Кроме того, продукт, реализованный турагентом, принадлежит туроператору и именно туроператор получил стоимость туристического продукта, а турагент получил лишь проценты за оказанные им услуги по реализации турпродукта. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, выводы суда, положенные в основу решения соответствуют этим обстоятельствам, мировым судьей правильно применен материальный закон, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, не допущено. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ : Решение мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова –на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Д. и Б1. к ООО «Данко Трэвел Компани», П. о защите прав потребителей оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Данко Трэвел Компани» -без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья