Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-2772/10РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Дата обезличена 2010 года
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи ШАРИНОЙ О.А.
при секретаре ТКАЧЕНКО К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гречишкиной А.В. заинтересованные лица – Администрация ФИО13 Управление по делам ГО и ЧС г. Ростова-на-Дону об оспаривании преступного бездействия органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратилась в суд, ссылаясь на то, что в нарушение ч. 4 ст. 29 Конституции РФ органы местного самоуправления сокрыли от пострадавших от пожара жильцов дома Номер обезличен по ... информацию, непосредственно затрагивающую их интересы, содержащуюся в нормативных актах, изданных администрацией ..., в том числе в 2009 году в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Постановлением Номер обезличен от Дата обезличена года, подписанным мэром ..., был утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 5.6 названного акта предусматривается «оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущества – до 50 тыс. рублей на одну семью, за полностью утраченное имущество – до 100 тыс. рублей на одну семью». Однако вопреки утвержденному главой Администрации ... Порядку выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, указанная в пункте 5.6 мера в отношении пострадавших от пожара граждан муниципальными чиновниками до сих пор не исполнена. Дата обезличена года на имя мэра ... заявительницей было подано заявление относительно данного нарушения закона. В заявлении выдвигалось требование об исполнении пункта 5.6 указанного Порядка. В конце мая 2010 года заявительницей был получен ответ, в котором в нарушение ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и утвержденного Постановлением мэра Номер обезличен от Дата обезличена года Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за подписью Мусояна К.Б. официально засвидетельствовано преступное бездействие в отношении граждан, потерпевших в результате пожара двух подъездов дома Номер обезличен по ... и их тушения. Сокрытие и неисполнение пункта 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, которым предусмотрена выплата компенсации на одну семью в размере 100 тыс. рублей за полностью утраченное имущество, является умышленным и злостным нарушением прав погорельцев и их законных интересов. Заявитель требует признать незаконным бездействие Администрации ... относительно неисполнения ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и обязать устранить допущенное нарушение в установленный ч. 3 ст. 258 ГПК РФ срок.
Заявительница Гречишкина А.В. в судебное заседание явилась, доводы заявления поддержала, за неоднократное нарушение порядка в зале судебного заседания была удалена из зала судебного заседания за весь период слушания дела. Рассмотрение дела было продолжено в отсутствие заявителя.
Представитель Администрации ... Андрианова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, суду пояснила, что Администрация города не является лицом, причинившим вред имуществу заявительницы, какой-либо закон, предусматривающий обязанность Администрации города возместить вред имуществу, причиненный другим лицом, отсутствует. Довод заявительницы о том, Администрация города обязана выплатить ей компенсацию в размере 100 тыс. рублей является необоснованным. Толкование пункта 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не предусматривает обязанности выделения бюджетных ассигнований в размере 100 тыс. рублей при возникновении пожара по вине третьих лиц. В случае установления лиц, осуществивших поджог, заявительница вправе обратиться к ним с требованием о возмещении вреда. В противном случае согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели имущества несет его собственник. Из акта обследования квартиры Номер обезличен по ... от Дата обезличена года, поврежденной в результате пожара, подписанного собственником квартиры Пустовым А.А., отсутствует оценка суммы нанесенного ущерба. Следовательно, доказательств того, что собственнику причинен ущерб в размере 100 тыс. рублей не имеется. Кроме того, заявительнице была оказана адресная социальная помощь. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представители Управления по делам ГО и ЧС ... Фролова Т.А. и Хостов А.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, доводы заявления не поддержали, просили в удовлетворении требований Гречишкиной А.В. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года в жилом доме Номер обезличен по ... в ... произошел пожар, в результате которого квартира Номер обезличен, в которой проживала заявительница, была повреждена.
Согласно Постановления Мэра ... Номер обезличен от Дата обезличена года «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются главным распорядителем бюджетных средств города для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций: проведение мероприятий, направленных на предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций; проведение аварийно-спасательных работ; проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах; развертывание и содержание на срок не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых и пострадавших граждан; оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 5 тыс. рублей на одного человека, но не более 25 тыс. рублей на одну семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – до 50 тыс. рублей на одну семью, за полностью утраченное имущество – до 100 тыс. рублей на одну семью); закупка, доставка, кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. В силу п. 7 Порядка основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является распоряжение Мэра города, в котором указывается главный распорядитель и получатель бюджетных средств, размер выделяемых бюджетных ассигнований и их целевое назначение. Распоряжение Мэром города принимается на основании предложений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности Администрации ... по результатам рассмотрения обосновывающих документов.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, Гречишкина А.В. требует признать незаконным бездействие Администрации ... относительно неисполнения ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом гражданин должен доказать лишь сам факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов.
В связи с пожаром, произошедшим Дата обезличена года в жилом доме Номер обезличен по ... в ..., Администрацией города было организовано проведение мероприятий, связанных с проживанием нуждающихся граждан в пунктах временного размещения, ежемесячной частичной компенсации расходов на наем (поднаем) временного жилья гражданам, выплатой единовременной материальной помощи жителям пострадавшего от пожара жилого дома из расчета 2 тыс. рублей на одного человека, первоочередными работами по ликвидации последствий пожара (было проведено обследование состояния строительных конструкций жилого дома, разработка проектной документации на первоочередные аварийно-восстановительные работы).
Согласно материалам дела заявительнице Гречишкиной А.В. на основании распоряжения Администрации ФИО14 Номер обезличен от Дата обезличена года была получена единовременная материальная помощь в размере 2 тыс. рублей и согласно Постановления ФИО9 области Номер обезличен от Дата обезличена года «О порядке создания адресной социальной помощи в Ростовской области» решением районной комиссии по назначению и выплате адресной социальной помощи Гречишкиной А.В. назначено адресное социальное пособие в размере 28 тыс. 464 руб. Указанные денежные средства были перечислены на лицевой счет заявительницы в филиале отделения сбербанка.
Что касается наличия в перечне мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций п. 5.6, то данный пункт ни в коей мере не означает возникновения у Администрации города обязанности по выделению бюджетных ассигнований на оказание финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости.
Согласно заключения отдела пожарного надзора по ... причиной пожара в жилом доме Номер обезличен по ... в ... явился поджог, выразившийся в занесении постороннего теплового источника (источника пламенного горения). ОМ Номер обезличен УВД по ... по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 167 ч. 2 УК РФ.
В силу положений ст. 34 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Указанная норма устанавливает как права, так и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Статья состоит из двух частей: в первой перечислены права граждан, во второй их обязанности.
Первым правом граждан является право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу п. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вторым правом граждан в области пожарной безопасности является право на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством. Такой порядок установлен главой 59 Гражданского кодекса РФ. Основополагающими здесь являются положения п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из заявления Гречишкиной А.В. суд не усматривает обоснованности требований о предоставлении ей финансовой помощи, поскольку Порядок предусматривает не фиксированную, а максимальную сумму – до 100 тыс. рублей. Гречишкиной А.В. никакие обосновывающие документы ни суду, ни Администрации города представлены не были.
Таким образом, изучив все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что заявитель не представила суду доказательства самого факта нарушения Администрацией по ... ее прав и свобод.
При таких обстоятельствах заявление Гречишкиной А.В. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
При обращении в суд с настоящим заявлением Гречишкиной А.В. была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. Таким образом, по правилам ст. 103 ГПК РФ, с заявительницы в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Гречишкиной А.В. о признании незаконным бездействия Администрации ... относительно неисполнения ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации ... на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Взыскать с Гречишкиной А.В. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней.
СУДЬЯ: