Отметка об исполнении решения Дело № 2-2252\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
судьи БОРОДЬКО Л. Д
с участием прокурора ДМИТРЕНКО О. В.
при секретаре ТИТОВОЙ Г. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Форд Медиа» и к Муниципальному учреждению «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону»; о признании недействительным выданного разрешения Номер обезличенм на установку и о демонтаже рекламной конструкции расположенной в районе дома Номер обезличен по ... в г. Ростове-на-Дону,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района обратился с иском в суд и в обоснование своего иска пояснил, что по заданию прокуратуры Ростовской области прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы ООО «Форт Медиа».
Проведенной проверкой установлено следующее:
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст. (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170-ст, в редакции изменений №2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 № 170-ст о введении в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты» № 9, 2005 и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5, 2005. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
При этом первоначальный текст ГОСТ Р 52044-2003 опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.
Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»).
Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».
В соответствии со ст. 1 ГОСТ Р 52044-2003, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые на автомобильных дорогах территориях городских и сельских поселений.
Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.
Согласно п. п. 1, 2 Положения «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по Ростовской области проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Кировского района г. Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
В соответствии с ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ предусмотрено признание разрешения недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Форт Медиа», расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ... возведена с нарушением п. п. 6.1, 6.2, ГОСТа Р 52044-2003, а именно: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги составляет 3375 мм (в то время как должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги - п. 6.1); расстояние между рекламной конструкцией и перекрестком составляет 48500 мм (данное расстояние в населённых пунктах должно составлять не менее 50 метров – п. 6.1); высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 3249 мм (в соответствии с указанными нормами высота должна быть не менее 4,5 м - п.6.2).
Разрешение Номер обезличенм на установку рекламной конструкции выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой т. Ростова-на-Дону».
При выдачи данного разрешения были нарушены требования ГОСТ Р 52044-2003 о расстоянии от рекламной конструкции до проезжей части автодороги, а именно, расстояние от рекламной конструкции до проезжей части измерялось не от ближнего нижнего края конструкции, а от ее центра.
Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с информацией, озвученной в письмах Управления ГИБДД Номер обезличен от Дата обезличена г. и Номер обезличен от Дата обезличена г., установка на прилегающих к автомобильным дорогам земельных участках рекламных конструкций, не соответствующих требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и Федерального закона «О рекламе», является одним из факторов, влекущих увеличение количества дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда жизни и здоровью граждан. Указанные рекламные конструкции ограничивают видимость дорожных знаков и светофоров, устанавливаются на аварийно-опасных участках улиц города, на остановках общественного транспорта, вблизи пешеходных переходов, что приводит к росту ДТП.
... осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «Форт Медиа», создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами
На основании изложенного истец просит суд вынести решение которым признать недействительным разрешение Номер обезличенм на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию рекламную конструкцию, размещенную напротив дома Номер обезличен по ... в г.Ростова-на-Дону.
В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дмитренко О. В. исковые требования поддержала в полном объёме и дала суду пояснения аналогичные указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Жданова Т.Ю., действующий на основании доверенности от 19. 08. 2010 года сроком действия по Дата обезличена года в судебное заседание явилась и пояснил, что иск не признаёт, просит в иске отказать, а также пояснила, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, так как при проверке представитель ответчика не присутствовал, а также пояснила, что полностью поддерживает все требования изложенные в возражениях, а также в дополнении к возражениям.
Ответчик МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону, в судебное заседание не явился, извещён, причин уважительности своей не явки суду не предоставил. Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии данного ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на установку рекламных конструкций Номер обезличен м выданных Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова -на- Дону ответчик осуществил установку рекламной конструкций на ... в г. Ростове -на –Дону. Разрешение Номер обезличен м действительно с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Прокуратурой Кировского района г. Ростова н/Д по заданию прокуратуры Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки были установлено, что управленческие функции, связанные с размещением рекламно-информационных элементов на территории города переданы муниципальным образованием муниципальному учреждению «Управление наружной рекламы г. Ростова н/Д». В соответствии с Уставом управление осуществляет работы по оформлению разрешительной документации на размещение рекламно- информационных элементов, а также контроль за размещением рекламно-информационных элементов и их техническим состоянием.
При производстве комиссией в составе: сотрудника прокуратуры, сотрудника ОГИБДД УВД и сотрудников ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» осмотра места размещения ответчиком рекламной конструкции было установлено, что данная рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений, Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003г. Номер обезличенст. Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра л.д. 8).
По результатам проведенной проверки прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о признании разрешений недействительными и демонтаже рекламных конструкций.
В силу ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу ст. 19 ФЗ "О рекламе" все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы находятся в ведении федерального законодательства.
Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действия, направленных на получения разрешения регулируется нормами ч. ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ "О рекламе".
Часть 4 статьи 19 ФЗ "О рекламе" предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г, N 184-ФЗ «O техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
На момент рассмотрения данного дела ни один технический регламент не принят.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. Номер обезличен. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях.
Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы (далее - средства наружной рекламы) и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
В силу п.6.1 и п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
П. 6.1 …- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
П. 6.2 - На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
В рассматриваемой сфере действует также Приказ ФДС РФ от 02. 11. 1998 N 405 «О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений".
Данная инструкция устанавливает порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях.
Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии с данным документом наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и указанной Инструкцией.
Согласно пунктам 2.3., 2.4, 2.10 Инструкции реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна снижать безопасность дорожного движения. Не следует располагать рекламу: - сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги. Нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы.
В нарушение указанных требований рекламная конструкция, установленная на основании разрешения Номер обезличенм, на ..., размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 3,3 метра от края проезжей части, и расстояние от нижнего края рекламного элемента до уровня поверхности участка, на котором расположен ОСС, составляет 3,2 метра.
Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, состоящей из сотрудника прокуратуры, сотрудников ФГУ «Ростовского центра стандартизации, метрологии и сертификации» и сотрудника ОГИБДД УВД и зафиксированы в акте осмотра от Дата обезличена года л.д. 8).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурор в подтверждение того обстоятельства, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта представил акт осмотра от Дата обезличена г., в которых отражены произведенные замеры.
Специалисты вышеуказанных органов, совместно с прокурором произвели замеры и установили, что рекламная конструкция, установленная на основании разрешения Номер обезличенм, на ... в г. Ростове-на-Дону установлена, с нарушениями требований ГОСТа.
Оснований сомневаться в правильности произведенных замеров с привлечением специалистов, в чьи непосредственные обязанности входит контроль за размещением рекламно-информационных элементов не имеется.
Никаких доказательств в подтверждение своих возражений относительно того, что замеры произведены неправильно, ответчик не представил.
Также несостоятельными суд находит доводы представителя ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит применению, т.к. не зарегистрирован в Минюсте РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08,1997г. №. 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Согласно пунктам 1,2,10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказом Минюста от 4 мая 2007г. № 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Согласно п. 12 Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей; б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции; в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа и исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В п.2 Разъяснений указано, что при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г, N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления от 29 ноября 2007г. № 48 разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц.
В силу п. 15 Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию: … г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
В связи с этим утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию не должны представляться.
ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с 01.07. 2003г. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. № 124-ст в соответствии с положениями Закона РФ от 10. 06.1993г. № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2002г. « 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».
В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ « О техническом регулировании» обязательное требование к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.
В соответствии с ч, 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, не отменен, и продолжает действовать, он в соответствии с п.1 ст. 46 ФЗ РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.
Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка- рекламных конструкций не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан- участников дорожного движения ( пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения -деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий; снижение тяжести их последствий.
То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А совершившийся факт - дорожно-транспортное происшествие, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет уже гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.
Согласно пункту 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе - по иску антимонопольного органа; 2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента – по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; 3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; 4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа – по иску органа местного самоуправления; 5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта; 6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Поскольку рекламная конструкция расположенная на ... в г. Ростов-на-Дону установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешение на установку рекламной конструкции должно быть признано недействительным.
Согласно п.21 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещённую на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. Поскольку разрешение на установление рекламной конструкции признано недействительным решением суда, то ответчик обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным разрешение Номер обезличенм на установку рекламной конструкции - отдельно стоящего рекламного стенда установленного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ... выданное Обществу с ограниченной ответственностью «Форт Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Форт Медиа» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда установленного на основании разрешения Номер обезличенм, размещенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ....
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.
СУДЬЯ: