о взыскании недополученной суммы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Галкиной Е.А.

При секретаре Баласановой Н.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУВД по РО о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом северного коэффициента

Установил:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ему пенсионный отдел ГУВД по Ростовской области в нарушение ст. ст. 43, 49 Закона РФ от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел …, и их семей» начисление пенсии в связи с увеличением с 01.01.1995 года должностных окладов действующим сотрудникам МВД РФ на 25 % не произвел. Фактическая выплата действующим сотрудникам МВД РФ с увеличением должностного оклада на 25 % была произведена с 01.01.1995 года на основании приказа № 450 от 31.12.1994 года. Таким образом, истец полагает, что имеются предусмотренные п. «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел …, и их семей» основания для пересмотра пенсии с увеличением должностного оклада на 25 %. Кроме того, не была произведена доплата к пенсии с 1.01.до 1.12.2000 года в связи с увеличением компенсации за продовольственный паек, установленный ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 года» 20 руб. в сутки вместо 12 руб.43 коп. Решением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 23.08.2006 года с ГУВД по Ростовской области в пользу истца была взыскана недоплата пенсии с учетом убытков в связи с увеличением должностного оклада на 25% и увеличения компенсации за продпаек, а всего в размере 18 973руб. 88 коп. В связи с тем, что при рассмотрении дела у мирового судьи истцом требовании о взыскании недоплаты пенсии с учетом северного коэффициента 1,7 не заявлялись, а ответчик по настоящее время эту недоплату не возместил, за истцом осталось право на взыскание недоплаты пенсии с северным коэффициентом 1,7 с 01.01.1995 года по 28.02.1998 года и с 01.01. по 01.12.2000 года за вычетом взысканной недоплаты пенсии по решению суда от 23.08.2006 года.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отношении не явившегося истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ГУВД по РО ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, суду пояснила, что она не согласна с расчетом, представленным истцом, полагает, что требования истца должны быть удовлетворены частично.

Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в органах МВД, был уволен со службы, в связи с чем, ему была назначена пенсия за выслугу лет, которую он получает по настоящее время. Пенсия истцу за выслугу лет назначена и выплачивается в соответствии с положениями Закона РФ о 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей». Из имеющейся в материалах дела таблицы № 1 усматривается, что пенсия, назначенная истцу, пересматривалась при увеличении денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел, состоящим на службе.

То обстоятельство, что пенсия увеличивалась при увеличении денежного довольствия действующим сотрудникам органов внутренних дел, не оспаривалось и истцом, однако истец считает, перерасчет пенсии произведен неправильно и указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1994г. № 1349 был увеличен должностной оклад на 25%, однако ответчик перерасчет пенсии своевременно не произвел, и это нарушение было устранено ответчиком только после принятия мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова н/Д решения от Дата обезличена года, которым с ответчика за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. взыскана недополученная сумма пенсии и увеличенная компенсация за продпаек с Дата обезличена года по Дата обезличена года с учетом убытков от инфляции сумме 18 973 руб. 88 коп. без учета северного коэффициента 1,7.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.

Ст. 49 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993г. № 4468-1 (далее Закона), предусматривает, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, был установлен Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, в п. 14 которого непосредственно определен порядок пересмотра пенсий по каждому из оснований, перечисленных в ст. 49 Закона.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления установлено, что в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру в следующем порядке:

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет им пенсий.

При одновременном возникновении двух указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта оснований для пересмотра пенсий, назначенных после увольнения со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям, пересмотр пенсий производится по одному из этих оснований - в зависимости от того, по какому из них уровень повышения ранее назначенных пенсий больше.

Таким образом, законодатель четко определил, что пересмотр ранее назначенных пенсий производится по одному из оснований, установленных п.п. «а» и «б» ст. 49 Закона и п. 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941. В данном случае пересмотр пенсии истца производился ответчиком в связи с увеличением денежного довольствия и такой порядок пересмотра ранее назначенных пенсий более выгоден для истца, т.к. уровень повышения пенсии больше.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994г. № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных сил РФ, органов внутренних дел» в целях повышения социальной защиты и приведения уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел Российской Федерации предоставлено Министру обороны Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации право устанавливать:

военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов и слушателей военно-учебных (учебных) заведений) и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада).

Указанную надбавку выплачивать в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации и Министром внутренних дел Российской Федерации соответственно;

военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, сотрудникам и гражданскому персоналу органов внутренних дел Российской Федерации оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу (работу) в Вооруженных Силах, во внутренних войсках и органах внутренних дел Российской Федерации;

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" МВД РФ был издан приказ от 31 декабря 1994г. № 450, которым : установлены с 1 января 1995 года должностные оклады (тарифные ставки) с увеличением на 25 процентов за работу в органах внутренних дел и внутренних войсках гражданскому персоналу органов внутренних дел и внутренних войск; и разрешено начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам УВД (ГУВД) краев, областей, ..., ... и ..., автономной области, автономных округов, УВДТ (ОВДТ), УЛИТУ, Дубравного УИД, УВД (ОВД) Восьмого главного управления, ОУМТиВС, учебных (военно-учебных) заведений и научно-исследовательских учреждений, командующим войсками округов, командирам соединений и воинских частей внутренних войск МВД России в пределах выделенных ассигнований устанавливать с 1 января 1995 года должностные оклады и оклады по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках сотрудникам и военнослужащим (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ и на основании приказа МВД РФ от 31.12.94г. № 450 были увеличены оклады по должности на 25% действующим сотрудникам органов МВД РФ с 1 января 1995 года, а пенсионерам в связи с увеличением должного оклада пенсии не пересчитывались с 1 января 1995г.

13 июля 1998 г. МВД РФ был издан приказ № 429 «О дополнительных мерах по социальной защите сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и пенсионеров МВД России», которым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" предусмотрено:

1. Выплата с 1 марта 1998 года должностных окладов (окладов по воинским должностям) сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) с увеличением на 25 процентов за службу в органах внутренних дел и во внутренних войсках ( в связи с изданием Приказа МВД РФ от 22.03.22. 2003 N 185 данный пункт утратил силу);

2.Обеспечение с 1 марта 1998 года перерасчета пенсий пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 исходя из увеличенных окладов согласно пункту 1 настоящего Приказа.

После издания приказа МВД РФ № 429 истцу, как пенсионеру, перерасчет пенсии был произведен с 01.03.1998 года. И в дальнейшем перерасчет пенсии производился в связи с увеличением должностных окладов.

В 2006 г. истец обратился к мировому судье с иском о взыскании недополученной пенсии за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг и убытков, и решением мирового судьи судебного участка Номер обезличен Ленинского района г. Ростова н/Д от Дата обезличена г. с ГУВД РО в пользу ФИО2 взыскана сумма недоплаченной пенсии в связи с увеличением должностного оклада на 25 % и увеличения компенсации за продпаек с учетом убытков от инфляции в сумме 18 973 руб. 8 коп. Правовым основанием для увеличения должностных окладов военнослужащим на 25% явилось постановление ФИО6 Номер обезличен от Дата обезличена г., изданное в целях повышения социальной защиты и приведения уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба. Таким образом, имелись предусмотренные статьей 49 Закона Российской Федерации «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», основания для увеличения размера пенсии с Дата обезличена г., а иное решение противоречило бы равенству всех перед законом. Указанное решение мирового судьи вступило в законную силу и исполнено, т.е. нарушенное право истца в этой части восстановлено. Однако при рассмотрении дела мировым судьей ФИО2 не было заявлено требование о взыскании недоплаты пенсии и компенсации за продпаек с учетом северного коэффициента. Согласно таблицы Номер обезличен пенсия и компенсация продпайка должны выплачиваться с учетом северного коэффициента.

В силу положений ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2007 N 319-ФЗ)

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(часть вторая введена Федеральным законом от 28.11.1995 N 186-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2007 N 319-ФЗ)

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

Представитель ГУВД по РО пояснила, что истец состоит на пенсионном учете в ЦПО с июля 1994 года. Согласно таблице № 1 с января 1995 года произведен расчет суммы пенсии с учетом северного коэффициента 1,7. Истец на основании решения мирового судьи получил денежную компенсацию за убытки в связи с недоплатой пенсии с января 1995 года по март 1998 года с увеличенным окладом по должности на 25 % и в связи с увеличением стоимости продпайка, однако, указанные суммы были взысканы в пользу истца без учета северного коэффициента 1,7.

Следовательно, требования о взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации стоимости продпайка с учетом северного коэффициента 1,7 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представленный истцом расчет недополученной суммы пенсии и компенсации продпайака с учетом северного коэффициента ответчиком не опровергнут. Данный расчет суд находит правильным, обоснованным и считает необходимым положить его в основу решения. Согласно расчета истца, недополученная сумма пенсии с учетом северного коэффициента 1,7 и с учетом убытков за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года составляет 15 069 руб.74 коп. Кроме того, с ответчика в пользу истца должна быть взыскана недоплата продовольственного пайка с учетом северного коэффициента 1,7 за период с Дата обезличена года до Дата обезличена года в размере 5 164 руб. 25 коп. Таким образом, с ГУВД по ... в пользу ФИО2 должно быть взыскано 20 233 руб.992 коп. (15069,74+5164,25=20233,99)

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ГУВД по РО в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 706 руб. 99 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ГУВД по Ростовской области в пользу ФИО2 с учетом северного коэффициента и убытков от инфляции недополученную сумму пенсии и компенсацию за продпаек в размере 20 233 руб. 99 коп.

Взыскать с ГУВД по Ростовской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 706 руб. 99 коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней.

Судья