Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-3724/10РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Дата обезличена
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи ШАРИНОЙ О.А.
с участием прокурора ДМИТРЕНКО О.В.
при секретаре КАЛТЫГА О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Глобус Аутдор Медиа», МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным и обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском указав, что ими проведена соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ООО «Глобус Аутдор Медиа» выдано разрешение № 13768м на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону ...). В ходе проверки установлено, что ООО «Глобус Аутдор Медиа» возведены две рекламные конструкции с нарушением п. 6.1 и п. 6.2 Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно: одна из конструкций расположена на расстоянии 4 м от края проезжей части дороги и на высоте 4,1 м; другая – на расстоянии 3,3 м от края проезжей части. Несоответствие месторасположения рекламных конструкций требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья. Выявленные нарушения требований федерального законодательства, воздавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дмитренко О.В. исковые требования прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в уточненной формулировке поддержала, просил суд признать недействительным разрешение Номер обезличенм, выданное Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ООО «Глобус Аутдор Медиа» на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону ... (кафе Венеция).
Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна ... (...
Представители ООО «Глобус Аутдор Медиа» и МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заблаговременно, об отложении слушания дела не просили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. Кроме того, представитель ООО «Глобус Аутдор Медиа» знакомился с материалами дела в канцелярии Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Дата обезличена года, что также свидетельствует о том, что ему было известно о дате слушания дела. В отношении не явившихся представителей ответчиков дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ответчику ООО «Глобус Аутдор Медиа» выдано разрешение Номер обезличенм на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону ... (кафе Венеция). Срок действия выданного ответчику разрешения истекает Дата обезличена года. Дата обезличена года государственным инспектором отдела УГИБДД ГУВД по РО, в присутствии понятых, произведен осмотр места размещения ответчиком рекламных конструкций. Установлено, что на ... возведены две рекламные конструкции, одна из которых принадлежит ООО «Глобус Аутдор Медиа». Согласно актов проверки размещения рекламной конструкции, одна из конструкций расположена на расстоянии 4 м от края проезжей части дороги и на высоте 4,1 м; другая – на расстоянии 3,3 м от края проезжей части. л.д. 9, 11). В процессе рассмотрения настоящего дела истцом были уточнены исковые требования в связи с тем, что одна из рекламных конструкций, установленная без разрешения МУ УНР г. Ростова-на-Дону, была демонтирована.
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Из пункта 5 ч. 20 ст. 19 указанного Закона, следует, что в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.
Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 N 1892).
В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).
Как установлено судом, в 2008 г. ГИБДД г. Ростова-на-Дону было согласовано размещение рекламной конструкции размером 3,0 м х 6,0 м ООО «Глобус Аутдор Медиа», расположенной по адресу г. Ростов-на-Дону ... (кафе Венеция).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТа Р 52044-2003 при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Указанным ГОСТом не допускается размещение средств наружной рекламы на расстоянии менее пяти метров от бордюрного камня автомобильной дороги; расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 150 м; расстояние до дорожных знаков и светофоров при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 100 м, а также не допускается размещение рекламной конструкции над проезжей частью.
Согласно п. 6.1, 6.2 ГОСТ средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.
На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
Инструкцией о порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода придорожной зоне автомобильных дорога и на территории городских и сельских поселений», введенной в действие Приказом ФДС РФ № 405 от 02.11.1998 года, установлен порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях. Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы, исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог.
В силу инструкции наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством РФ и указанной Инструкцией.
Согласно п. п. 2.3, 2.4, 2.10 Инструкции Реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна: снижать безопасность дорожного движения; ухудшать видимость на автомобильной дороге, ухудшать видимость, затемнять или иным образом снижать эффективность дорожных знаков, указателей, светофоров и иных технических средств регулирования дорожного движения; ограничивать видимость в направлении движения, боковую видимость и видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения; вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным. Не следует располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; ближе 25 м от остановок общественного транспорта.
Нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы.
В нарушение указанных выше требований рекламная конструкция по ... (кафе Венеция) размещена на расстоянии 4,043 м от края проезжей части дороги.
Как установлено судом и следует из материалов дела, а именно: протокола измерений № 45 от 18.06.2010 года л.д. 71), рекламная конструкция, установленная по адресу ... (кафе Венеция), принадлежащая ООО «Глобус Аутдор Медиа», на которую выдано разрешение, установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам, произведенным с привлечением специалистов, в чьи непосредственные обязанности входит контроль за размещением рекламно-информационных элементов, у суда не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, приведенные выше доводы явно свидетельствуют о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ, в частности п. 6.1 и п. 6.2.
Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он, в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Согласно п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Согласно п. 21 ст. 21 вышеназванного Закона в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.
Учитывая, что разрешение на установку рекламной конструкции признано недействительным, то ответчик обязан в установленные законом порядке произвести демонтаж рекламной конструкции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным разрешение Номер обезличенм, выданное Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ООО «Глобус Аутдор Медиа» на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону ... (кафе Венеция).
Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна по ... (кафе Венеция) в г. Ростове-на-Дону.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней.
СУДЬЯ: