Об оспаривании постановлений СПИ



Отметка об исполнении Дело № 2-2736/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2010 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Цепиной И.М.

При секретаре Ткаченко К.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лаптыревой А.А. о признании незаконными постановления судебного пристава- исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л:

26.04.2010 года Лаптырева А.А. обратилась в Ленинский районный отдел судебных приставов г. Ростова-на-Дону с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа № 2-883/2009 от 15.10.2009 года выданного 10.02.2010 года Ворошиловским районным судом г. Волгограда по делу о взыскании с ФГУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» в пользу Лаптыревой А.А. Номер обезличен Номер обезличен

12.05.2010 года судебный пристав-исполнитель Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО Ватулин А.А. вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании ст.ст. 242.1-242.4 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный лист направлен взыскателю Лаптыревой А.А.

Не согласившись с указанным постановлением, Лаптырева А.А. 21.06.2010 года обратилась в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО от 12.05.2010 года незаконным, обязании судебного пристава-исполнителя устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя, указав, что исполнительный лист был предъявлен правильно в службу судебных приставов по месту совершения исполнительных действий, поскольку должник - ФГУ Управление СКВО находится в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону.

Глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ определяет порядок исполнения судебных актов по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Заявитель указывает, что должник ФГУ «Управление СКВО» не является публично-правовым образованием, не относится к субъектам РФ и муниципальным образованиям, следовательно, исполнительный лист с ФГУ «Управление СКВО»не подлежит исполнению Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.

В обоснование заявленных требований заявитель сослалась на методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденные Приказом ФССП РФ от 15.05.2009 года № 195, в которых указано, что исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов УФССП России. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство и направить запрос а налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет на них наличие денежных средств.

Исходя из этого заявитель считает, что постановление судебного пристава-исполнителя от 12.05.2010 об отказе в возбуждении исполнительного производства не соответствует требованиям главы 24.1 Бюджетного Кодекса РФ, и методическим рекомендациям, вследствие чего просит в судебном порядке признать постановление незаконным и восстановить ее нарушенные права.

Заявитель Лаптырева А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Судебный пристав-исполнитель Ватулин А.А., действующий на основании удостоверения судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО, просил в удовлетворении заявления отказать поскольку при вынесении данного постановления он руководствовался п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 242.1, ст.242.3, ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ, где указано, что исполнительный документ, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должником, как получателем средств федерального бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов Федерального бюджета. В связи с тем, что должник является получателем средств федерального бюджета, судебный пристав-исполнитель не может принять на исполнение исполнительный документ без официального отказа УФК Министерства Финансов РФ о списании с лицевого счета получателя средств федерального бюджета на основании решения суда.

Должник - представитель ФГУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявления отказать, так как в соответствии со ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется органом Федерального казначейства по месту нахождения должника.

Выслушав судебного пристава-исполнителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 441 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ) постановления главного судебного пристава-исполнителя Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, а так же их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием).

Заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий, либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Судом установлено, что 15.10.2009 года Ворошиловский районный суд г. Волгограда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Лаптыревой А.А., принял решение о взыскании с ФГУ «Управление Северо-Кавказского военного округа» в пользу Лаптыревой А.А.денежной суммы в размере Номер обезличен Решение вступило в законную силу и подлежит исполнению.

10.02.2010 года на основании указанного судебного решения взыскателю Лаптыревой А.А. был выдан исполнительный лист, который 26.04.2010 года взыскатель направила в Ленинский районный отдел судебных приставов г.Ростова-на-Дону УФССП по РО для исполнения в принудительном порядке.

12.05.2010 года исполнительный лист поступил на исполнение судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

12.05.2010 года судебный пристав-исполнитель Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО Ватулин А.А. в возбуждении исполнительного производства по заявлению Лаптыревой А.А. отказал на основании п. 8 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» сославшись на то, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, о чем вынес соответствующее постановление.

Суд полагает постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства по заявлению взыскателя Лаптыревой А.А. законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 данного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

При этом иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлен.

Приказ Федеральной службы судебных приставов РФ от 15 мая 2009 г. N 195 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где указано, что исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов УФССП России. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство и направить запрос а налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет на них наличие денежных средств не может быть положен в основу решения суда об удовлетворении заявления Лаптыревой А.А.в связи с тем, что указанный документ официально опубликован не был.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ в пункте 6 постановлении № 8 от 321.10.1995 года «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ «(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) разъяснил следующее :» обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5).

Таким образом, заявленные требования являются необоснованными и подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст.254-257, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Лаптыревой А.А. о признании незаконными постановления судебного пристава- исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г.Ростова-на-Дону УФССП по Ростовской области Ватулина А.А. об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу, выданному 10.02.2010 года Ворошиловским районным судом г.Волгограда о взыскании с ФГУ «Управление СКВО» в пользу Лаптыревой А.А. Номер обезличен., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2010 года.

Судья: