ДЕЛО № 2-2504/10
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Корсакова Е.А.
с участием прокурора
при секретаре Паносян К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Мейн Медиа», МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения недействительным, обязании демонтировать объект наружной рекламы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд, с настоящим иском указав, что ими проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы ООО «Мейн Медиа» в г. Ростове-на-Дону. Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В ходе проведенной проверки установлено следующее:
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.06.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях, которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движении», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движении», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движении», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;
В соответствии с ч.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий утсановку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст.(в редакции изменений №1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 г. № 170-ст, в редакции изменений №2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 г. № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 г. №2).
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 г. № 170-ст о введении в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты» № 9, 2005 и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», №5, 2005. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие техническе требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
При этом первый текст ГОСТ Р 52044-2003 опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.
Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»).
Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических иди юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.
Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003«Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».
В силу ст. 1 ГОСТ Р 52044-200. Стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.
Согласно п.п. 1, 2 Положения «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОВД по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону, а также специалистом МУ «Управления наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» установлено, что рекламная конструкция ООО «Мейн Медиа» по адресу <адрес> (разрешение №) размещена с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003.
Из п. 20 ст. 19 Закона "О рекламе" N 38-ФЗ, следует, что в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль безопасности движения транспорта.
В ходе проверки установлено, что:
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3.6 м. от уровня поверхности тротуара (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 – минимальная высота 4,5 м.);
- рекламная конструкция размещена над проезжей частью. Расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) отсутствует (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 – минимальное расстояние 5 м.)
Выявленные нарушения требований федерального законодательства, создавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Разрешение № на установку рекламной конструкции выдано МУ «Управление наружной рекламной г.Ростова-на-Дону».
Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 г. № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающем опасность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону просит Суд признать разрешение № на установку рекламной конструкции по адресу <адрес>, выданное МУ «Управление наружной рекламной г.Ростова-на-Дону» ООО «Мейн Медиа» недействительным, обязать ООО «Мейн Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящий стенд 6х3м, размещенной по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дмитренко О.А. ходатайствовал об исключении из числа третьих лиц ОГИБДД ОВД по Ленинскому району, ФГУ «Ростовский центр стандартизации и метрологии», остальной части исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме. Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Представитель ООО «Мейн Медиа», Представитель МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы ООО «Мейн Медиа» в г. Ростове-на-Дону. Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В ходе проведенной проверки установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу <адрес> (разрешение №), возведена с нарушением ГОСТ Р 52044-2003:
- нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3.5 м. от уровня поверхности тротуара (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003);
- рекламная конструкция размещена над проезжей частью. Расстояние от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) отсутствует (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 – минимальное расстояние 5 м.)
Выявленные нарушения требований федерального законодательства, создавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья (л.д. 9).
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.
Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 N 1892).
В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТа Р 52044-2003 при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Указанным ГОСТом не допускается размещение средств наружной рекламы ограничивающих видимость, мешающих восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров – в населенных пунктах.
В нарушение указанных выше требований рекламная конструкция в районе <адрес>, на которую ответчику выдано разрешение № находится на расстоянии: нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3.6 м. от уровня поверхности тротуара, рекламная конструкция размещена над проезжей частью, расстоянии от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) отсутствует, что не соответствует требованиям вышеназванного ГОСТ.
Таким образом, как установлено судом и следует из материалов дела, рекламная конструкция, установленная по адресу <адрес> (разрешение №), принадлежащая ООО «Мейн Медиа», на которую выдано разрешение, установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам, произведенным с привлечением специалистов, в чьи непосредственные обязанности входит контроль за размещением рекламно-информационных элементов, у суда не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, приведенные выше доводы явно свидетельствуют о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ, в частности п. 6.1. и п. 6.2.
Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он, в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе - по иску антимонопольного органа: 2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; 3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; 4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; 5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта; 6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Поскольку рекламная конструкция расположенная на <адрес> установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешение на установку рекламной конструкции должно быть признано недействительным.
Согласно п.21 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещённую на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. Поскольку разрешение на установление рекламной конструкции признано недействительным решением суда, то ответчик обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Мейн Медиа», МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения недействительным, обязании демонтировать объект наружной рекламы, удовлетворить.
Признать недействительным разрешение № на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес>, выданное Обществу с ограниченной ответственностью «Мейн Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону».
Обязать ООО «Мейн Медиа» демонтировать рекламною конструкцию - отдельно стоящий стенд 6х3м, размещенную по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Ростовский областной суд, через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
СУДЬЯ: