Отметка об исполнении решения Дело 2-2357/ 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ,
при секретаре Абрамовой ОВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО ПКФ «Альбион», МУ «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону», об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,
установил:
Прокурор Железнодорожного района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «ПКФ «Альбион».
В качестве правового обоснования заявитель ссылался на ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О безопасности дорожного движения», указывая, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124 –ст (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 года № 170-ст, в редакции изменений № 2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 года № 117-ст, с изменения, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 года № 170-ст о введение в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты», № 9, 2005 года и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5 за 2005 года. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003; первоначальный текст ГОСТ опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.
Указанный государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»), а следовательно, ГОСТ регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, т.е., в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и подлежит обязательному применению.
Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Согласно п.4.2 указанного ГОСТа, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах (п.6.1); на высоте не менее 4, 5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п.6.2); расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м (п.6.6); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 (м)
В соответствии с п.п.1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 года, специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекция), которая в процессе осуществления этих функций обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по Ростовской области проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО « ПКФ «Альбион», расположенная по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, на основании разрешения №м МУ «Управления наружной рекламы», возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части ( края бордюрного камня) составляет 1046 мм (относительно <адрес>), расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры) составляет 4413 мм, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до дорожного знака составляет 11757 мм.
Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающего приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
<адрес>Стачки напротив жилого <адрес> осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «ПКФ «Альбион» создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами.
Ссылаясь на статью 1065 ГК РФ, прокурор просил обязать ООО «ПКФ «Альбион» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес> напротив жилого <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> Дмитриенко ОВ в судебное заседание явилась, иск и доводы заявления поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ООО «ПКФ «Альбион» Хазарян ВС, действующий в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явился, просил о приостановлении производства по гражданскому делу до рассмотрения по существу Арбитражным судом <адрес> иска МУ «Управление наружной рекламой» к ООО «ПКФ «Альбион» о приведении рекламной конструкции в соответствии с выданной разрешительной документацией (л.д.40-45), в чем отказано судом в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных статьей 215 ГПКРФ.
Представитель ответчика с иском не согласен, поддержал доводы письменных возражений, считает, что рекламная конструкция не мешает дорожному движению; просил о назначении экспертизы, в чем отказано судом в связи с тем, что в заявлении не конкретизировано экспертное учреждение и вопросы, необходимые для исследования.
Ответчик МУ «Управление наружной рекламой <адрес>», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил об отложении дела слушанием в связи с невозможностью обеспечить в судебное заседание явки представителя по причине занятости в другом процессе, в чем отказано судом в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных статьей 167 ГПК РФ.
В отсутствие не явившегося ответчика гражданское дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ; при этом неявка ответчика расценивается судом как неуважительная. Настоящее дело находится в производстве суда с ДД.ММ.ГГГГ, по причине невозможности участия в судебных заседаниях ответчиков дело слушанием неоднократно откладывалось, приняло затяжной характер и, неявка ответчика расценивается судом как направленная на затягивание сроков рассмотрения дела. Исходя из смысла статьи 167 ГПК, невозможность участия в судебном заседании представителя ответчика не является уважительной причиной для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Пункт 4 статьи 19 Закона определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Согласно п. 20 указанной нормы, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу п. 5 части 3 статьи 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно разд.1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки.
Согласно п.4.2 указанного ГОСТа, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах ( п.6.1); на высоте не менее 4, 5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п.6.2); расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м (п.6.6); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 (м)
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по Ростовской области проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО « ПКФ «Альбион», расположенная по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, на основании разрешения №м МУ «Управления наружной рекламы», возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части ( края бордюрного камня) составляет 1046 мм (относительно <адрес>), расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры) составляет 4413 мм, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до дорожного знака составляет 11757 мм (л.д.7-11).
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательны для применения при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2007г. № 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Поэтому доводы Ответчика о том, что разрешение соответствует действующему на момент их выдачи законодательству, в связи с чем, отсутствуют основания для демонтажа спорной рекламной конструкции, являются несостоятельными.
Также не могут быть приняты во внимание и возражения ответчика по существу требований прокурора о том, что размещение рекламной конструкции может быть осуществлено в соответствии с требованиями ГОСТа, поскольку в этом случае, установленная рекламная конструкция подлежит демонтажу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ООО «ПКФ «Альбион» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес> <адрес> <адрес>.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Алёшина Е.Э.