об обязании провести аттестацию рабочих мест



Отметка об исполнении Дело № 2 -3717|10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону

В составе председательствующего судьи Цепиной И.М.

При секретаре Ткаченко К.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Южному межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л :

07.10.2010 года Первый заместитель транспортного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Южному межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, сославшись на следующие обстоятельства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создано Федеральное агентство воздушного транспорта.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федера­ции от 06.04.2004 № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транс­порта» Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою дея­тельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транс­порта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспор­та Российской Федерации в соответствии с п. 8 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 13.11.2008 № 484, является правопреемником Южного окружного управления воздушного транс­порта Росавиации, образованного на основании приказа Федерального агентст­ва воздушного транспорта от 30.12.2004 № 25 «Об образовании территориаль­ных органов Федерального агентства воздушного транспорта».

Южной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транс­порта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспор­та РФ (далее - Южное МТУ ВТ ФАВТ) законодательства об охране труда.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как следует из материалов проверки штат руководителей, специалистов, служащих и рабочих Южного МТУ ВТ ФАВТ на 2010 год составляет 158 еди­ниц.

Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест Южного МТУ ВТ ФАВТ по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Работники организации не проинформированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии с представленной Южным МТУ ВТ ФАВТ информацией (исх. № 03-37/1905 от 14.09.2010), поступившей на запрос Южной транспорт­ной прокуратуры, аттестация рабочих мест в настоящее время не проведена, ее проведение планируется в 2011 г. по завершении ремонта, выполнении соот­ветствующих подготовительных мероприятий и при наличии необходимых фи­нансовых средств.

Южное МТУ ВТ ФАВТ в письме от 22.01.2010 № 09-38/140 на имя руко­водителя Федерального агентства воздушного транспорта просило рассмотреть возможность выделения денежных средств на проведение ремонта помещений, размещения сотрудников, доукомплектования рабочих мест и других работ, не связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ответному письму Федерального агентства воздушного транс­порта от 26.03.2010 № АВ1.12-963 в настоящее время не имеется денежных средств для проведения указанных выше мероприятий в связи с тем, что лими­ты бюджетных обязательств на 2010 распределены. При этом предложено рас­смотреть вопрос о направлении в Федеральное агентство воздушного транспор­та предложений с проектом расходов федерального бюджета по Южному МТУ ВТ ФАВТ при формировании бюджета на 2011 -2013.

Вместе с тем, вопрос о выделении денежных средств на проведение атте­стации рабочих мест по условиям труда не ставился, что, в частности, подтвер­ждается объяснениями начальника отдела хозяйственного обеспечения Южно­го МТУ ВТ ФАВТ Касьяновой Т.Н. и государственного инспектора отдела под­держания летной годности гражданских воздушных судов Южного МТУ ВТ ФАВТ Воронкова В.А.

Начальник хозяйственного обеспечения Южного МТУ ВТ ФАВТ Касья­нова Т.Н. пояснила, что заявки на производство каких-либо работ, связанных с подготовкой и проведением аттестации рабочих мест, в том числе заявка на прокладку нулевого заземляющего провода от групповых и этажных щитков до штепсельных розеток, в отдел хозяйственного обеспечения не поступали. При отсутствии соответствующих заявок работы по подготовке и проведению необ­ходимых при аттестации рабочих мест работ не проводились и заявки в бухгал­терию для рассмотрения вопроса о финансировании не направлялись.

Прокурор указывает, что не проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в Южном МТУ ВТ ФАВТ означает, что данная органи­зация, вступая в трудовые отношения, предоставляет работникам рабочие мес­та, не соответствующие требованиям охраны труда, безопасным условиям тру­да, тем самым нарушаются права, свободы, и законные интересы лиц, как уже работающих в Южном МТУ ВТ ФАВТ, так и граждан, которые желают трудо­устроиться в данную организацию.

Не исполнение Южным МТУ ВТ ФАВТ требований действующего тру­дового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по усло­виям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в ре­зультате периодических изменений кадрового состава меняется, в связи с чем, прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и просит в судебном порядке обязать Южное межрегиональное территориальное управление воз­душного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Мини­стерства транспорта Российской Федерации провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

В судебном заседании представитель Южной транспортной прокуратуры Кисилева И.Ю., действующая по служебному удостоверению, заявление поддержала, в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила заявленные требования, просила вынести решение, которым обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик представитель Южного межрегионального территориального управления воз­душного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Мини­стерства транспорта Российской Федерации Курявая О.А., действующая по соответствующей доверенности, уточненные исковые требования признала, никаких возражений против их удовлетворения не имела, о чем расписалась в протоколе судебного заседания. Представителю ответчика суд разъяснил последствия признания иска и принятия его судом, о чем также сделана соответствующая отметка в протоколе судебного заседания.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует фактическим обстоятельствам дела, удовлетворение заявленных исковых требований прокурора будет способствовать восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц, ввиду того, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены.

В силу положений ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно п.п. 9, 12 ч. 1 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей серти­фикацией организации работ по охране труда, а также обеспечить информиро­вание работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске по­вреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивиду­альной защиты.

В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по услови­ям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными и нормативны­ми требованиями охраны труда.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на полу­чение достоверной информации от работодателя, соответствующих государст­венных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факто­ров.

Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физиче­ских лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведе­нию аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при прове­дении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттеста­ции рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоц-развития РФ от 31.08.2007 № 569.

Согласно указанному Порядку аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производствен­ных факторов и осуществление мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).

В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с использованием им обязанностей по трудовому договору и в иных установлен­ных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоро­вья работника и причинно-следственной связи с условиями труда, информиро­вание о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей рис­ка, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существую­щем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, заня­тым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на ра­ботах с вредными условиями труда, на работах выполняемых в особых темпе­ратурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифициро­ванной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными норма­ми; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государствен­ным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и по­именного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при по­ступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) ме­дицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных ме­дицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников и другое. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттесто­ваться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). Вновь организованные ра­бочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).

Факт нарушения ответчиком законодательства об охране труда, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, подтвержден материалами проверки, не оспаривается ответчиком, в связи с чем суд считает его установленным.

Неисполнение ответчиком требований вышеуказанного действующего тру­дового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по усло­виям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в ре­зультате периодических изменений кадрового состава меняется, исковые требования признаны ответчиком в полном объеме заявленных требований, признание иска принято судом, а потому требования прокурора об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Южное межрегиональное территориальное управление воз­душного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Мини­стерства транспорта Российской Федерации провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья: