Отметка об исполнении Дело № 2 -3717|10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону
В составе председательствующего судьи Цепиной И.М.
При секретаре Ткаченко К.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Южному межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л :
07.10.2010 года Первый заместитель транспортного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Южному межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, сославшись на следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создано Федеральное агентство воздушного транспорта.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта» Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п. 8 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 13.11.2008 № 484, является правопреемником Южного окружного управления воздушного транспорта Росавиации, образованного на основании приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 30.12.2004 № 25 «Об образовании территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта».
Южной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (далее - Южное МТУ ВТ ФАВТ) законодательства об охране труда.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как следует из материалов проверки штат руководителей, специалистов, служащих и рабочих Южного МТУ ВТ ФАВТ на 2010 год составляет 158 единиц.
Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест Южного МТУ ВТ ФАВТ по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Работники организации не проинформированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В соответствии с представленной Южным МТУ ВТ ФАВТ информацией (исх. № 03-37/1905 от 14.09.2010), поступившей на запрос Южной транспортной прокуратуры, аттестация рабочих мест в настоящее время не проведена, ее проведение планируется в 2011 г. по завершении ремонта, выполнении соответствующих подготовительных мероприятий и при наличии необходимых финансовых средств.
Южное МТУ ВТ ФАВТ в письме от 22.01.2010 № 09-38/140 на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта просило рассмотреть возможность выделения денежных средств на проведение ремонта помещений, размещения сотрудников, доукомплектования рабочих мест и других работ, не связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ответному письму Федерального агентства воздушного транспорта от 26.03.2010 № АВ1.12-963 в настоящее время не имеется денежных средств для проведения указанных выше мероприятий в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на 2010 распределены. При этом предложено рассмотреть вопрос о направлении в Федеральное агентство воздушного транспорта предложений с проектом расходов федерального бюджета по Южному МТУ ВТ ФАВТ при формировании бюджета на 2011 -2013.
Вместе с тем, вопрос о выделении денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не ставился, что, в частности, подтверждается объяснениями начальника отдела хозяйственного обеспечения Южного МТУ ВТ ФАВТ Касьяновой Т.Н. и государственного инспектора отдела поддержания летной годности гражданских воздушных судов Южного МТУ ВТ ФАВТ Воронкова В.А.
Начальник хозяйственного обеспечения Южного МТУ ВТ ФАВТ Касьянова Т.Н. пояснила, что заявки на производство каких-либо работ, связанных с подготовкой и проведением аттестации рабочих мест, в том числе заявка на прокладку нулевого заземляющего провода от групповых и этажных щитков до штепсельных розеток, в отдел хозяйственного обеспечения не поступали. При отсутствии соответствующих заявок работы по подготовке и проведению необходимых при аттестации рабочих мест работ не проводились и заявки в бухгалтерию для рассмотрения вопроса о финансировании не направлялись.
Прокурор указывает, что не проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в Южном МТУ ВТ ФАВТ означает, что данная организация, вступая в трудовые отношения, предоставляет работникам рабочие места, не соответствующие требованиям охраны труда, безопасным условиям труда, тем самым нарушаются права, свободы, и законные интересы лиц, как уже работающих в Южном МТУ ВТ ФАВТ, так и граждан, которые желают трудоустроиться в данную организацию.
Не исполнение Южным МТУ ВТ ФАВТ требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, в связи с чем, прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и просит в судебном порядке обязать Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.
В судебном заседании представитель Южной транспортной прокуратуры Кисилева И.Ю., действующая по служебному удостоверению, заявление поддержала, в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила заявленные требования, просила вынести решение, которым обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик представитель Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Курявая О.А., действующая по соответствующей доверенности, уточненные исковые требования признала, никаких возражений против их удовлетворения не имела, о чем расписалась в протоколе судебного заседания. Представителю ответчика суд разъяснил последствия признания иска и принятия его судом, о чем также сделана соответствующая отметка в протоколе судебного заседания.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует фактическим обстоятельствам дела, удовлетворение заявленных исковых требований прокурора будет способствовать восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц, ввиду того, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу положений ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно п.п. 9, 12 ч. 1 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными и нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоц-развития РФ от 31.08.2007 № 569.
Согласно указанному Порядку аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с использованием им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника и причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников и другое. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).
Факт нарушения ответчиком законодательства об охране труда, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, подтвержден материалами проверки, не оспаривается ответчиком, в связи с чем суд считает его установленным.
Неисполнение ответчиком требований вышеуказанного действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, исковые требования признаны ответчиком в полном объеме заявленных требований, признание иска принято судом, а потому требования прокурора об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья: