Отметка об исполнении Дело № 2 -2154|10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону
В составе председательствующего судьи Цепиной И.М.
При секретаре Ткаченко К.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ростова-на-Дону, МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения « г.Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
30.09.2010 года заместитель прокурора Ростовской области руководствуясь ст.254 ГПК РФ, обратился в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, обязании определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользовании местного значения, установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности администрацией г. Ростова-на-Дону. В ходе проверки выявлен факт незаконного бездействия администрации г. Ростова-на-Дону в части неосуществления полномочий по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Прокурор указывает, что согласно части 1 статьи 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, относятся:
- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно пунктам 1.6.1, 1.6.1.1, 1.6.3 статьи 46 Устава г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211, администрация г. Ростова-на-Дону наделена полномочиями по организации содержания объектов дорожного хозяйства, содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, находящихся в городском ведении, осуществлению контроля за надлежащей эксплуатацией дорожного хозяйства.
В заявлении указывается, что в соответствии с указанными положениями федерального законодательства и Устава города, администрация г. Ростова-на-Дону обязана:
- определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Однако в нарушение требований федерального законодательства меры по решению данных вопросов местного значения администрацией г. Ростова-на-Дону не принимаются, указанное бездействие администрации г. Ростова-на-Дону влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей г. Ростова-на-Дону), что является основанием для предъявления настоящего заявления прокурором в порядке, установленном статьей 45 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ростовской области Дмитренко О.В., действующая по соответствующему поручению, заявление поддержала, просила суд об его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Ростова-на-Дону Венжега Л.С., действующая по доверенности, заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения « г.Ростова-на-Дону Семичев Д.А, действующий по доверенности, с требованиями прокурора не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявляя настоящие требования, прокурор указывает, что бездействие Администрации города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Вместе с тем, ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения дела прокурор не указал какие именно права неопределенного круга лиц, нарушает указанное бездействие Администрации г.Ростова-на-Дону, какие созданы препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц их прав и свобод, либо какие возложены на них обязанности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Действительно, согласно ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе,
- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения (п.7);
- установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения (п.8);
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и др. (п.11).
Согласно ст.4 указанного Федерального закона на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
При этом в нормах указанного Федерального Закона не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать соответствующие нормативные акты в определенный срок.
В пункте 6 статьи 4 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Федерального Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
В пункте 8 статьи 17 Закона указано, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Конституционный Суд РФ в определении от 02.11.2006 N 540-О высказал следующую позицию: «согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132, часть 1); кроме того, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2).
Из приведенных конституционных положений следует, что, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
Таким образом, из анализа приведенных норм закона не следует вывод о том, что Администрация г.Ростова-на-Дону допустила бездействие (неисполнение обязанности возложенной на орган местного самоуправления нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа), выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Суду также не представлено доказательств тому, что непринятие Администрацией г.Ростова-на-Дону вышеуказанных мер привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
При наличии таких обстоятельств, основания для удовлетворения настоящего заявления прокурора отсутствует. Данных опровергающих этот вывод заявитель суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Ростовской области о признании незаконным бездействия Администрации г.Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по решению вопросов местного значения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, обязании администрации г.Ростова-на-Дону определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользовании местного значения, установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.12.2010 года
Судья:
: