Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-3357/10РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи ШАРИНОЙ О.А.
при секретаре КАЛТЫГА О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гречишкина С.В., Переходовой Г.В., Киянова О.Н., Матвеева М.А., Жигунова Т.Н., Меркулов С.В., орган, чьи действия обжалуются – Мэр г. Ростова-на-Дону, заинтересованные лица – Администрация г. Ростова-на-Дону, Управление по делам ГО и ЧС г. Ростова-на-Дону об оспаривании преступного бездействия органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Заявители обратились в суд, ссылаясь на то, что в нарушение ч. 4 ст. 29 Конституции РФ органы местного самоуправления сокрыли от пострадавших от пожара жильцов <адрес> по <адрес> информацию, непосредственно затрагивающую их интересы, содержащуюся в нормативных актах, изданных администрацией г. Ростова-на-Дону, в том числе в 2009 году в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным мэром <адрес>, был утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 5.6 названного акта предусматривается «оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущества – до 50 тыс. рублей на одну семью, за полностью утраченное имущество – до 100 тыс. рублей на одну семью». Однако вопреки утвержденному главой Администрации г. Ростова-на-Дону Порядку выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации <адрес> на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, указанная в пункте 5.6 мера в отношении пострадавших от пожара граждан муниципальными чиновниками до сих пор не исполнена. В мае, июне-июле 2010 года на имя мэра г. Ростова-на-Дону были направлены обращения заявителей относительно данного нарушения закона. В заявлении выдвигалось требование об исполнении пункта 5.6 указанного Порядка. В июне-августе 2010 года заявителями были получены отписки из Администрации города, в которых в нарушение утвержденного Постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за подписью Мусояна К.Б. официально засвидетельствовано преступное бездействие в отношении граждан, потерпевших в результате пожара двух подъездов <адрес> по пер. <адрес> и их тушения. Заявители требуют признать незаконным бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону относительно невыплаты требованной финансовой помощи - неисполнения п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и обязать устранить допущенное нарушение.
Заявители Киянова О.Н., Переходова Г.В., Меркулов С.В. в судебное заседание явились, доводы заявления поддержали, просили его удовлетворить.
Заявитель Жигунова Т.Н. и ее представитель Туник Е.Л., допущенная к участию в деле в порядке ст. 210 ГК РФ риск случайной гибели имущества лежит на собственнике. Администрация города пошла навстречу Жигуновой Т.Н. и предоставила ей и другим пострадавшим жилье на <адрес> в <адрес>, что расценивается как добрая воля органов местного самоуправления. После объявленного судом перерыва, по ходатайству представителя Жигуновой Т.Н. о необходимости ознакомиться с представленными Управлением по делам ГО и ЧС по г. Ростову-на-Дону документами, Жигунова Т.Н. и ее представитель в судебное заседание не явились, в связи с чем рассмотрение дела было продолжено в их отсутствие.
Заявители Гречишкин С.В. и Матвеева М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Матвеева М.А. и представитель Гречишкина С.В. – Гречишкина А.В. присутствовали на предыдущем судебном заседании. Гречишкин С.В. был извещен через свою сестру – Гречишкину А.В. (л.д. 29). Неявка в судебное заседание заявителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Лисунова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, суду пояснила, что Администрация города не является лицом, причинившим вред имуществу заявителей, какой-либо закон, предусматривающий обязанность Администрации города возместить вред имуществу, причиненный другим лицом, отсутствует. Доводы заявителей о том, Администрация города обязана выплатить им компенсацию в размере 100 тыс. рублей является необоснованным. Толкование пункта 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не предусматривает обязанности выделения бюджетных ассигнований в размере 100 тыс. рублей при возникновении пожара по вине третьих лиц. В случае установления лиц, осуществивших поджог, заявители вправе обратиться к ним с требованием о возмещении вреда. В противном случае согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели имущества несет его собственник. Доказательств того, что собственникам причинен ущерб в размере 100 тыс. рублей не имеется. Кроме того, заявителям Переходовой Г.В., Кияновой О.Н., Жигуновой Т.Н. была оказана адресная социальная помощь как малоимущим гражданам. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представители Управления по делам ГО и ЧС г. Ростова-на-Дону Фролова Т.А. и Хостов А.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, доводы заявления не поддержали, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> по <адрес> в г. Ростове-на-Дону произошел пожар, в результате которого <адрес>, 6, 10, 11, 13, в которых проживали заявители, были повреждены.
Согласно Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются главным распорядителем бюджетных средств города для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций: проведение мероприятий, направленных на предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций; проведение аварийно-спасательных работ; проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах; развертывание и содержание на срок не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых и пострадавших граждан; оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 5 тыс. рублей на одного человека, но не более 25 тыс. рублей на одну семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – до 50 тыс. рублей на одну семью, за полностью утраченное имущество – до 100 тыс. рублей на одну семью); закупка, доставка, кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. В силу п. 7 Порядка основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является распоряжение Мэра города, в котором указывается главный распорядитель и получатель бюджетных средств, размер выделяемых бюджетных ассигнований и их целевое назначение. Распоряжение Мэром города принимается на основании предложений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Ростова-на-Дону по результатам рассмотрения обосновывающих документов.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, заявители требуют признать незаконным бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону относительно неисполнения п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; признать данное бездействие нарушением п. 1.2, 1.4 ч. 1 ст. 46 Устава города Ростова-на-Дону и обязать устранить допущенное нарушение.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом гражданин должен доказать лишь сам факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов.
В связи с пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> <адрес> в г. Ростове-на-Дону, Администрацией города было организовано проведение мероприятий, связанных с проживанием нуждающихся граждан в пунктах временного размещения, ежемесячной частичной компенсации расходов на наем (поднаем) временного жилья гражданам, выплатой единовременной материальной помощи жителям пострадавшего от пожара жилого дома из расчета 2 тыс. рублей на одного человека, первоочередными работами по ликвидации последствий пожара (было проведено обследование состояния строительных конструкций жилого дома, разработка проектной документации на первоочередные аварийно-восстановительные работы).
Согласно материалам дела заявителями на основании распоряжения Администрации г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ была получена единовременная материальная помощь в размере 2 тыс. рублей и согласно Постановления Главы Администрации Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания адресной социальной помощи в Ростовской области» решением районной комиссии по назначению и выплате адресной социальной помощи Переходовой Г.В., Жигуновой Т.Н., как малоимущим, назначено адресное социальное пособие в размере 28 тыс. 464 руб. (в размере шести прожиточных минимумов).
Что касается наличия в перечне мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций п. 5.6, то данный пункт ни в коей мере не означает возникновения у Администрации города обязанности по выделению бюджетных ассигнований на оказание финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости.
Согласно заключения отдела пожарного надзора по г. Ростову-на-Дону причиной пожара в жилом <адрес> по <адрес> в г. Ростове-на-Дону явился поджог, выразившийся в занесении постороннего теплового источника (источника пламенного горения). ОМ № 4 УВД по г. Ростову-на-Дону по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 167 ч. 2 УК РФ.
В силу положений ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Указанная норма устанавливает как права, так и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Статья состоит из двух частей: в первой перечислены права граждан, во второй их обязанности.
Первым правом граждан является право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу п. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вторым правом граждан в области пожарной безопасности является право на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством. Такой порядок установлен главой 59 Гражданского кодекса РФ. Основополагающими здесь являются положения п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из заявления суд не усматривает обоснованности требований о предоставлении заявителям финансовой помощи, поскольку Порядок предусматривает не фиксированную, а максимальную сумму – до 100 тыс. рублей. Ни одним из заявителей никакие обосновывающие документы ни суду, ни Администрации города представлены не были.
Таким образом, изучив все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что заявители не представили суду доказательства самого факта нарушения Администрацией по г. Ростову-на-Дону их прав и свобод.
При таких обстоятельствах заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Гречишкина С.В., Переходовой Г.В., Киянова О.Н., Матвеева М.А., Жигунова Т.Н., Меркулов С.В. относительно неисполнения п. 5.6 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации г. Ростова-на-Дону на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ: