Гражданское дело по иску о признании права на получение удостоверения, об обязании выдать удостоверение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова НУД в составе :
председательствующего судьи Зусиковой Н.А.
при секретаре Перекрестовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова А. Н. к Главному Управлению внутренних дел по Ростовской области о признании права на получение удостоверения, об обязании выдать удостоверение

Установил:

Истица обратилась в суд с настоящим иском, указав, что ее муж, К., в 1988г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 2-я группа инвалидности с причинной связью увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ К. было выдано удостоверение о праве на льготы для инвалидов Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ ее муж умер. Решением экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Заболевание и смерть связаны с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС. При жизни, К., не получил удостоверение установленного образца «получившего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом». Статьей 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей.

Ответчик, отказывая ей в выдаче удостоверения, ссылается на перечень документов пункта 5 Порядка, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающего единые правила оформления и выдачи удостоверений. В указанном перечне документов, поименовано и удостоверение установленного образца «получившего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом», однако это удостоверение К. при жизни не получено по причинам от него не зависящим.

Истица считает действия ответчика, отказавшего в выдаче ей как члену семьи умершего, удостоверения, предоставляющего право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" незаконными, и просит признать за ней право на получение удостоверения предоставляющего право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ГУВД Ростовской области выдать ей данное удостоверение.

Истица в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что ее супруг К. проходил службу в ГУВД по Ростовской области до 1995 года. В 1988 году он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 20.03 1991 года ему выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2-ая группа инвалидности – увечье в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ К. умер. В 1997 году она обратилась в УВД Ростоблисполкома и ей, как вдове участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида 2-ой группы, выдано удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих. Согласно удостоверению серия Н № она получает льготы, установленные ФЗ «О ветеранах» до настоящего времени. Пенсию по потере кормильца она получает 13 лет. В 2008 году она обратилась в ГУВД по РО с заявлением о выдаче удостоверения, дающего право на получение льгот, предусмотренных ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако ей было отказано в выдаче удостоверения, поскольку ее умерший муж не получал в 1997 году удостоверение нового образца. Однако получить это удостоверение её супруг не имел возможности по причинам от него не зависящим- в связи со смертью в 1996 году. В то же время К. были выданы : удостоверение инвалида Отечественной войны, и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988г.

Представитель ГУВД по Ростовской области – Терновская Л. И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в МВД РФ было направлено решение экспертного Совета, в котором устанавливалась причинно-следственная связь заболевания и смерти К. с радиационным воздействием и ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, и справка об обстоятельствах необходимых для выдачи удостоверения на льготы вдове К. – Кононовой А.Н. Справка выдана начальником ЦПО ГУВД по РО. Из ФЭТ МВД РФ поступило письмо об отказе в выдаче удостоверения с указанием оснований. ДД.ММ.ГГГГ начальником ЦПО ГУВД по РО был направлен ответ Кононовой А. Н. в соответствии с поступившим письмом об отказе в выдаче удостоверения. Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ № –О-П указал, что согласно ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма по существу устанавливает в качестве оснований для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием. У К. все документы есть, но заключение межведомственной комиссии о причинно-следственной связи было сделано уже после его смерти, а причинно-следственную связь необходимо было устанавливать при жизни.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 10) Кононова А. Н. является супругой К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 году, что подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ К. был. Признан инвалидом 2 группы, степень утраты трудоспособности 80%. В выписке из акта освидетельствования во ВТЭК серия ВТЭ-111 № (л.д. 8) указана причина инвалидности – увечье полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалидность установлена бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ УВД Ростоблисполкома К. было выдано удостоверение инвалида 2-ой группы (л.д. 11), в соответствии с которым К. имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.

Заключением, утвержденным начальником ФПО УВД Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, К. была с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 633374 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства № пенсионеру К. ДД.ММ.ГГГГ пенсия с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 776625 руб. и в пенсионный лист К. внесены соответствующие изменения.

Согласно свидетельству о смерти К. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Заключением Регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергавшихся радиационному воздействию № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что заболевание и смерть К. связаны с выполнением работ по ликвидации последствий на ЧАЭС (л.д. 9).

В соответствии со справкой МУСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) Кононова А. Н. как вдова участника инвалида ЧАЭС имеет право на льготы в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

ДД.ММ.ГГГГ Кононова А. Н. обратилась к начальнику ФЭО ГУВД по Ростовской области с заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца – умершего ДД.ММ.ГГГГ супруга К.

Заключением, утвержденным начальником ФЭУ ГУВД по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, Кононовой А. Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 467596 руб. пожизненно, и до настоящего времени пенсия истице выплачивается.

В 2008 году Кононова А. Н. обратилась в ЦПО ГУВД по Ростовской области с заявлением о выдаче ей как вдове удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Заявление Кононовой А. Н. было направлено на рассмотрение в Нормативное управление ФЭД МВД России.

ДД.ММ.ГГГГ в ЦПО ГУВД по Ростовской области поступило сообщение о результатах рассмотрения заявления Кононовой А. Н., согласно которому Кононовой А. Н. отказано в выдаче вышеуказанного удостоверения.

Отказывая в выдаче удостоверения ФЭД МВД России указал, что согласно последнему абзацу статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции действовавшей на день смерти К. - ДД.ММ.ГГГГ) льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими пунктами части первой настоящей статьи, распространяются на семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись льготы, указанные в настоящей статье. В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления. Аналогичные нормы действуют в настоящее время. Пунктом 5 Порядка, утвержденного названным приказом, определены документы, которые должны быть представлены в уполномоченный орган членами семьи умершего (погибшего) гражданина из числа лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, одним из которых является удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с данным Порядком, на основании которого «инвалиду-чернобыльцу» при жизни предоставлялись меры социальной поддержки.

Перечень документов пункта 5 Порядка, зарегистрированного в Минюсте России 5 февраля 2007 года № 8902, устанавливающего единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи названного удостоверения, является исчерпывающим.

Согласно справке Центра пенсионного обслуживания при ГУВД по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № необходимое удостоверение для реализации соответствующих мер социальной поддержки, установленных Законом для «инвалидов - чернобыльцев», К. при жизни не выдавалось.

И на основании данного разъяснения Нормативного управления ФЭД МВД России ответчиком отказано истице в выдаче удостоверения.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), а также иным действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства, издаваемыми в соответствии с ними (статья 2 Закона).

В соответствии с ч.4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" ( далее Порядок).

Согласно п.1 Порядка условия и порядок оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).

Удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.

В силу п.2 Порядка Удостоверение выдается: а) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

б) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

в) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в части второй статьи 25 Закона, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей;

г) членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.

Удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Согласно п.4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы:

паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;

справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина); свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П "По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки К2. частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указал, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.

В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые заявителем положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 - в системной взаимосвязи с частью пятой статьи 15 и частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с учетом положений, закрепленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного ФИО3 или военно-врачебной комиссии.

Конституционный суд РФ определил : взаимосвязанные положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе сформулированных им ранее правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правоприменительные решения по делу гражданки К2., основанные на положениях части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Из материалов дела следует, что К., являясь сотрудником органов внутренних дел, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году и получил заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно заключению ОВВК УВД РО от ДД.ММ.ГГГГ доза облучения составила 972,5 мр/ч; И указанным заключением К. признан негодным к военной службе, и уволен со службы в соответствии с п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел ( по болезни) с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ УВД Ростоблисполкома К. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Кроме того, УВД Ростоблисполкома К. ДД.ММ.ГГГГ выдано "удостоверение инвалида о праве на льготы" как гражданину, ставшему инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении "иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", связанных с аварией на Чернобыльской АЭС. Выдача этого удостоверения была предусмотрена Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось "удостоверение инвалида о праве на льготы".

Заключением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ К. признан инвалидом 2 группы, причина инвалидности- увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Как инвалиду, принимавшему участие в ликвидации последствий на ЧАЭС, К. на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № выплачивалась пенсия за выслугу лет, увеличенная для инвалидов II группы - на сумму трех минимальных размеров пенсии по возрасту. Такое увеличение размера получаемых пенсий за выслугу лет предусмотрено для всех категорий военнослужащих - инвалидов вследствие военной травмы, включая и ставших инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, истцу как участнику ликвидации последствий ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 4 МРОТ и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Однако на основании абзаца третьего пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года военнослужащим - инвалидам, получающим военную пенсию за выслугу лет с увеличением ее на указанные суммы, возмещение вреда, предусмотренное пунктом 25 части первой статьи 14 Закона"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не производилось.

Постановлением Конституционного суда от 1 декабря 1997г. № 18-П признаны нарушающими конституционно - правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, а также не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":

лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 ( п.д.), поскольку оно противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

И в соответствии с п. 3 указанного Постановления Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию в течение шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления надлежало внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из настоящего Постановления.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ внесены изменения в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пункт 2 части первой статьи 29 изложен в следующей редакции: назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 настоящего Закона;

Таким образом, с момента внесения изменений в Закон сотрудники органов внутренних дел, командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), и ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, стали иметь право на возмещение вреда в порядке, предусмотренном пунктом 25 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Следовательно, если бы на момент внесения изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», К. был жив, он, бесспорно, имел бы право на возмещение вреда в порядке, предусмотренном пунктом 25 части первой статьи 14 Закона.

Заключением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ установлена причинная связь заболевания и смерти К. с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

К. имел специальный правовой статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленный на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда, и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. И поскольку названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, К. не могло быть отказано в выдаче удостоверения в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от ДД.ММ.ГГГГ.

Истица является вдовой инвалида второй группы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и на основании выданного ей ГУВД по РО удостоверения получает ежемесячно гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 14 ФЗ РФ «О ветеранах» как член семьи умершего кормильца. Также истице назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца.

Право истицы, как нетрудоспособного члена семьи участника и инвалида последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС производно от права К., и ей как члену семьи умершего кормильца при наличии заключения ВТЭК и межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у К. инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать право Кононова А. Н. на получение удостоверения, предоставляющего право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГУВД по Ростовской области выдать Кононова А. Н. удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья