О признании незаконным бездействия ГУВД РО



Отметка об исполнении Дело № 2-2293/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Цепиной И.М.

При секретаре Ткаченко К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ростовской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Главному Управлению внутренних дел по Ростовской области, третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, Милиция общественной безопасности ГУВД по Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных,

У С Т А Н О В И Л :

18.05.2010 года Заместитель прокурора Ростовской области в порядке ст.45, ст.254 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Главному Управлению внутренних дел по Ростовской области, третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, Милиция общественной безопасности ГУВД по Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных, указав, что в ноябре 2009 года прокуратурой Ростовской области проведена проверка соблюдения прав человека в местах принудительного содержания органов внутрен­них дел Ростовской области (далее - места принудительного содержания).

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований феде­ральных законов Российской Федерации, в том числе ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ № 69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Рос­сийской Федерации, введенных в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года (далее - Правила пожар­ной безопасности), а также ведомственных правовых актов МВД РФ.

Прокурор указывает, что в нарушение требований статьи 24 Федерального закона № 103-ФЗ «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п.п. 14, 47 приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внут­реннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых органов внутренних дел» (далее — Правила) вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не имеют возможности для прохождения в первые сутки прибытия санитарной обработки, поскольку в ИВС отсутствует санпропускник.

Такие нарушения выявлены при проверке изоляторов временного содержания ОВД по Багаевскому, Кагальницкому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Морозовскому, Тацинскому районам, г. Новошахтинску, г. Донецка, УВД по г. Волгодонску. Санитарная обработка вновь прибывших лиц не осуществляется в ИВС ОВД по Багаевскому, Зимовниковскому, Дубовскому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Неклиновскому, Ремонтненскому районах, УВД по г. Таганрогу.

Условий для проведения еженедельной санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых не имеется в ИВС ОВД по Багаевскому, Дубовскому Кагальницкому,

Красносулинскому, Неклиновскому, Милютинскому, Тацинскому районам, г. Но-вошахтинску, где отсутствует душ.

В нарушение требований ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и введенных в дейст­вие на основании данного закона СанПин 3.2.1333-03 (пункты 4.13, 4.13.1) в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону отсутствует дезинфекционная камера, не проводится камерная дезинфекция матрасов, подушек.

Камерная дезинфекция постельных принадлежностей не проводится в изоля­торах временного содержания ОВД по Аксайскому, Боковскому, Зерноградскому, Егорлыкскому районам, г.г. Батайску, Звереве, Сальску.

Во многих изоляторах отсутствуют дезинфекционные средства (Кашарский, Обливский, Семикаракорский районы, г.г. Гуково, Зверево).

В нарушение ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ бытовые условия в изоля­торах временного содержания не отвечают в полной мере требованиям гигиены и санитарии, так как в изоляторах подозреваемые и обвиняемые не обеспечены по­стельными принадлежностями (Веселовский, Дубовский, Зимовниковский, Кагальницкий, Неклиновский, Тарасовский районы, г.г. Сальск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск).

В некоторых изоляторах в нарушение п. 45 Правил санитарные узлы с соблю­дением необходимых требований приватности отсутствуют (Егорлыкский, Милю-гинский, Родионово-Несветаевский, Тарасовский, Тацинский районы, г. Новошах­тинск). В изоляторах временного содержания ОВД по Багаевскому и Целинскому районам отсутствует канализация. В ИВС ОВД по Родионово-Несветайскому рай­ону отсутствуют краны с водопроводной водой. Несоблюдение указанных санитар­но-гигиенических норм причиняет содержащимся в изоляторах лицам физический и моральный дискомфорт.

В нарушение требований ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п.п. 44, 45 Правил в камерах ИВС ОВД по Веселовскому, Константиновскому, Милютинско­му, Родионово-Несветайскому, Песчанокопскому, Тацинскому районам, г. Новошахтинску отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, камеры не оборудованы индиви­дуальными нарами или кроватями.

Кнопки для вызова дежурного отсутствуют в изоляторах временного содер­жания ОВД по Егорлыкскому, Константиновскому, Тарасовскому, Ремонтненскому районам.

Отсутствует принудительно-вытяжная вентиляция либо находится в нерабо­чем состоянии в изоляторах временного содержания ОВД по г. Новошахтинску, Дубовскому, Красносулинскому, Милютинскому, Морозовскому, Ремонтненскому, Тарасовскому районам.

В нарушение п. 14 ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ полностью лишены права на прогулку ввиду отсутствия прогулочных дворов подозреваемые и обви­няемые, содержащиеся под стражей в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, по г. Вол­годонску, ОВД по г.г. Батайску, Зверево, Донецку, Каменску-Шахтинскому, Милю­тинскому, Целинскому, Шолоховскому районам.

Там, где прогулочные дворы имеются, не везде они оборудованы в соответст­вии с п. 132 Правил скамейками для сидения и навесами от дождя (г. Новошах-тинск, Багаевский, Морозовский, Семикаракорский районы).

В нарушение требований ст. ст. 16, 24 ФЗ № 103-ФЗ и № 52-ФЗ медицинские осмотры подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС и освобождаемых из ИВС не проводятся (г.г. Батайск, Новошахтинск, Целинский районы).

В помещениях большинства изоляторов временного содержания отсутствуют комнаты для свиданий.

В ходе проверок мест принудительного содержания органов внутренних дел Ростовской области практически повсеместно выявлены нарушения требований противопожарной безопасности. При этом большинство нарушений носят устрани­мый характер и не требуют значительных финансовых затрат.

Так, самым распространенным нарушением является несоответствие планов эвакуации установленным ГОСТам, пути эвакуации не оборудованы знаками по­жарной безопасности (г.г. Волгодонск, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Егорлык-ский, Зимовниковский, Константиновский, Морозовский, Неклиновский, Ремонт-ненский, Тарасовский, Чертковский районы, ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону).

Не разработана инструкция о мерах противопожарной безопасности (Егор-лыкский, Мартыновский, Красносулинский районы).

На огнетушителях отсутствует маркировка белой краской, не ведется их учет (Куйбышевский, Егорлыкский, Целинский районы, г.г. Каменск-Шахтинский, Шах­ты).

Не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охра­ны (Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Ремонтненский районы).

Не работает либо не установлена автоматизированная противопожарная сиг­нализация, отсутствует система оповещения людей о пожаре (г.г. Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Таганрог, Веселовский, Неклиновский, Красносулин­ский, Мартыновский, Цимлянский, Шолоховский районы, ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону).

Недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения, согласно нормам, изоляторы временного содержания ОВД по Кашарскому, Неклиновскому, Тарасовскому районам, г. Зверево.

В неудовлетворительном состоянии находится электропроводка в помещени­ях ИВС ОВД по г. Донецку, Мартыновскому району, УВД по г. Новочеркасску и г. Таганрогу.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке камер для административ­но-задержанных и приемников-распределителей для административно-задержанных.

В нарушение ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 69 Правил внутренне­го распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в ад­министративном порядке, утверждённых приказом МВД РФ от 06.06.2000 № 605 дсп (далее - Правила внутреннего распорядка специальных приемников), посту­пающие в специальный приемник лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, дезинфекция вещей не производится. Данные нарушения выявлены в КАЗе ОВД по Песчанокопскому району.

Камеры спецприемника для содержания лиц, арестованных в административ­ном порядке, УВД по г. Ростову-на-Дону в нарушение требований ст. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников не соответствуют требованиям, предъявляемым к камерам ИВС органов внутренних дел. Так, камеры не оборудо­ваны индивидуальными нарами, в них отсутствуют скамейки, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалки для верхней одежды, радио-динамики для вещания государственных программ, кнопки для вы­зова дежурного.

В специальном приемнике по г. Волгодонску в нарушение Правил внутренне­го распорядка специальных приемников камеры не оснащены местами для туалета, раковинами, отсутствует водопровод для подачи проточной холодной воды. Отсут­ствуют прогулочный двор, санпропускник с камерой дезинфекции вещей. Не вы­полняются также Правила внутреннего распорядка в части материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в специальном приемнике: отсутствуют комплек­ты постельного белья, мыло, туалетная бумага.

Текущий ремонт специального приемника для административно-задержанных при ОВД по Егорлыкскому району не проводился с 2002 года. В ка­мере отсутствуют естественное освещение и условия для соблюдения личной ги­гиены - не имеется санузла и раковины с подводом проточной воды, в том числе и умывальника с приносной водой, постельные принадлежности не выдаются.

В камерах для административно-задержанных ОВД по Первомайскому рай­ону г. Ростова-на-Дону, по Мясниковскому району отсутствует система пожарной сигнализации и система оповещения людей при пожаре, план эвакуации не соот­ветствует ГОСТу.

Камера для административно-задержанных ОВД по Веселовскому району не оснащена туалетом, раковиной, отсутствует водопровод.

Камеры для административно-задержанных ОВД по Каменскому и Октябрь­скому (с) районам, Ленинскому району г. Ростова-на-Дону не оборудованы пожар­ной сигнализацией, в ОВД по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону данная система находится в неисправном состоянии.

Площадь камер для административно-задержанных ОВД по Ворошиловско­му, Кировскому и Советскому районам г. Ростова-на-Дону не соответствует требо­ваниям п. 115 Приложения № 1 к Наставлению по организации деятельности де­журных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации (далее -Наставление). В нарушении п. 119 Наставления комнаты для задержанных не име­ют вытяжной вентиляции с естественным побуждением.

Не во всех отделах и подразделениях ГУВД области организовано питание задержанных в административном порядке лиц. Так, в нарушение п. 4 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 № 627, пита­ние лиц, задержанных на срок более 3 часов, не осуществляется в ОВД по Совет­скому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону.

Исходя из этого, прокурор считает, что условия содержания под стражей подозреваемых и обви­няемых, помещения изоляторов временного содержания, камер для админист­ративно-задержанных, приёмников-распределителей не соответствуют требованиям федерального законодательства и свидетельствуют о нарушении требований ст. 3 Римской конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод», что может служить основанием для обоснованного обращения в Европейский суд по правам человека лиц, находившихся в местах принудительного содержания.

Выявленные в ходе проверки нарушения в сфере соблюдения противопожар­ного и санитарно-эпидемиологического законодательства могут привести к ухуд­шению состояния здоровья лиц, содержащихся в изоляторах временного содержа­ния и в спецприемниках для задержанных в административном порядке, а также стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации, что недопустимо.

Кроме того, по убеждению прокурора, выявленные факты нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно-задержанных также свидетельствует об отсутствии ведомственного контроля со стороны руководства ГУВД по Ростовской области и непринятии необходимых организационных и методических мер по недопущению подобных нарушений.

Несмотря на то, что в 2008 и 2009 годах прокурорами г.г. Батайска, Новошах-тинска, Матвеево-Курганского, Миллеровского, Морозовского Тарасовского рай­онов вносились представления начальникам отделов внутренних дел городов и районов области об устранении нарушений и необходимости выделения денежных средств на ремонт и реконструкцию мест принудительного содержания, однако со­ответствующие меры не приняты.

Прокурор указывает, что уклонение от исполнения принятых обязательств может негативно отразиться на социально-экономических и политических преобразованиях в Российской Феде­рации, а также серьезно подорвать ее международный авторитет, поэтому просил в судебном порядке признать незаконным бездействие ГУВД по Ростовской области по не устранению нару­шения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно-задержанных и обязать ГУВД по Ростовской области устранить указанные в заявлении на­рушения требований закона, в том числе :

- обеспечить условия для санитарной обработки вновь прибывших лиц в ИВС ОВД по Багаевскому, Кагальницкому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Морозовскому, Зимовниковскому, Дубовскому, Неклиновскому, Ремонтненскому, Тацинскому районам, г.Новошахтинску, г.Донецку, УВД по г.Волгодон­ску, УВД по г.Таганрогу, а также условия для проведения еженедельной санитар­ной обработки подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Багаевскому, Дубов­скому, Кагальницкому, Красносулинскому, Неклиновскому, Милютинскому, Та­цинскому районам,

г. Новошахтинску;

- обеспечить условия для камерной дезинфекции постельных принадлежно­стей в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, в ИВС ОВД по Аксайскому, Боковскому, Зерноградскому, Егорлыкскому районам, г.г. Батайску, Зверево, Сальску путем соз­дания дезинфекционных камер и обеспечения дезинфекционными средствами;

- обеспечить дезинфекционными средствами ИВС ОВД Кашарского, Обливского, Семикаракорского районов, г.г. Гуково, Зверево;

- обеспечить ИВС ОВД Веселовского, Дубовского, Зимовниковского, Кагаль-ницкого, Неклиновского, Тарасовского районов г.г. Сальск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск постельными принадлежностями;

- обустроить в ИВС ОВД Егорлыкского, Милютинского, Родионово- Несветайского, Тарасовского, Тацинского районов, г. Новошахтинска санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности;

- обустроить в ИВС ОВД по Багаевскому и Целинскому районам канализацию;

- обустроить в ИВС ОВД по Родионово-Несветайскому району краны с водопроводной водой;

- обеспечить ИВС ОВД по Веселовскому, Константиновскому, Милютинскому, Родионово-Несветайскому, Песчанокопскому, Тацинскому районам, г. Новошахтинску столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индиви­дуальных принадлежностей и продуктов, оборудовать камеры индивидуальными нарами или кроватями;

- обустроить в ИВС ОВД по Егорлыкскому, Константиновскому, Тарасов­скому, Ремонтненскому районам кнопки для вызова дежурного.

- обустроить в ИВС ОВД по г. Новошахтинску, Дубовскому, Красносулин-скому, Милютинскому, Могюзовскому, Ремонтненскому, Тарасовскому районам принудительно-вытяжную вентиляцию и обеспечить ее рабочее состояние;

- обустроить в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, ОВД по г. Волгодонску, ОВД по г.г. Батайску, Зверево, Донецку, Каменску-Шахтинскому, Милютинскому, Целинскому, Шолоховскому районам прогулочные дворы;

- оборудовать прогулочные дворы в ИВС ОВД по г. Новошахтинску, Багаевскому, Морозовскому, Семикаракорскому скамейками для сидения и навесами от дождя;

- обеспечить прохождение медицинских осмотров подозреваемых и обвиняе­мых при поступлении в ИВС и освобождаемых из ИВС в ИВС ОВД по г.г. Батай­ску, Новошахтинску, Целинскому району;

- установить автоматизированную противопожарную сигнализацию и систе­му оповещения людей о пожаре в ИВС ОВД по г.г. Зверево, Каменску-Шахтинскому, Новочеркасску, Таганрогу, Веселовскому, Неклиновскому, Красно-сулинскому, Мартыновскому, Цимлянскому, Шолоховскому районам и ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону;

- укомплектовать первичными средствами пожаротушения, согласно нормам, ИВС ОВД по Кашарскому, Неклиновскому, Тарасовскому районам, г. Зверево;

- заменить электропроводку в помещениях ИВС ОВД по г. Донецку, Марты­новскому району, УВД по г. Новочеркасску и г. Таганрогу;

обеспечить условия для санитарной обработки и камерной дезинфекции в ка­мере для административно-задержанных ОВД по Песчанокопскому району;

- оборудовать камеры спецприемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, УВД по г. Ростову-на-Дону индивидуальными нарами, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продук­тов питания, вешалками для верхней одежды, радио-динамиками для вещания го­сударственных программ, кнопками для вызова дежурного;

- оборудовать специальный приемник по г. Волгодонску местами для туалета, раковинами, водопроводом для подачи проточной холодной воды;

- оборудовать в специальном приемнике по г. Волгодонску прогулочный двор, санпропускник с камерой дезинфекции вещей;

- обеспечить лиц, содержащихся в специальном приемнике по г. Волгодонску комплектами постельного белья, мылом, туалетной бумагой;

- произвести текущий ремонт специального приемника для административно-задержанных при ОВД по Егорлыкскому району в ходе которого обеспечить в ка­мере естественное освещение и условия для соблюдения личной гигиены - санузел и раковины с подводом проточной воды, обеспечить данный спецприемник по­стельными принадлежностями;

- оборудовать систему пожарной сигнализации и систему оповещения людей при пожаре в камерах для административно-задержанных ОВД по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону, по Мясниковскому району;

- оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Веселов-скому району туалетом, раковиной, водопроводом;

- оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Каменско­му и Октябрьскому (с) районам, Ленинскому району г. Ростова-на-Дону пожарной сигнализацией, привести в исправное состояние систему пожарной сигнализации в ОВД по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону;

- оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Вороши­ловскому, Кировскому и Советскому районам г. Ростова-на-Дону вытяжной венти­ляцией с естественным побуждением.

- организовать питание лиц, задержанных на срок более 3 часов, в ОВД по Советскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону.

Ввиду того, что после обращения в суд с настоящим заявлением в процессе рассмотрения дела часть нарушений ответчиком были устранены заявитель в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил предъявленные требования, и в окончательной редакции сформулировал их следующим образом:

- Признать бездействие ГУВД по Ростовской области по неустранению нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно-задержанных незаконным. -

- Обязать ГУВД по Ростовской области устранить указанные в заявлении нарушения требований закона:

- обеспечить условия для санитарной обработки вновь прибывших лиц в ИВС ОВД по Багаевскому, Кагальницкому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Морозовскому, Зимовниковскому, Дубовскому, Неклиновскому, Ремонтненскому районам, г. Новошахтинску, УВД по г. Вологодонску, а также условия для проведения еженедельной санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Багаевскому, Дубовскому, Красносулинскому, Неклиновскому, Милютинскому районам, г. Новошахтинску;

- обеспечить условия для камерной дезинфекции постельных принадлежностей в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, в ИВС ОВД по Егорлыкскому району, г. Сальску путем создания дезинфекциион-ных камер и обеспечения дезинфекционными средствами;

обеспечить ИВС ОВД Тарасовского района постельными принадлежностями;

- обустроить в ИВС ОВД Егорлыкского, Милютинского, Тарасовского районов, г. Новошахтинска санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности;

- обустроить в ИВС ОВД по Багаевскому району канализацию;

- обустроить в ИВС ОВД по Милютинскому, Родионово-Несветайскому, Песчанокопскому районам, г. Новошахтинску столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, оборудовать камеры индивидуальными нарами или кроватями;

- обустроить в ИВС ОВД по Егорлыкскому, Константиновскому, Тарсовскому, Ремонтненскому районам кнопки для вызова дежурного;

- обустроить в ИВС ОВД по Дубовскому, Милютинскому, Тарасовскому районам принудительно-вытяжную вентиляцию и обеспечить ее рабочее состояние;

- обустроить в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, УВД по г. Волгодонск, ОВД по г.г. Батайску, Каменску-Шахтинскому, Новошахтинску, Милютинскому, Целинскому, Шолоховскому районам прогулочные дворы;

- оборудовать прогулочные дворы в ИВС ОВД по Морозовскому району скамейками для сидения и навесами от дождя;

- обеспечить прохождение медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС и освобождаемых из ИВС в ИВС ОВД по г. Новошахтинску, Целинскому району;

- установить автоматизированную противопожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре в ИВС ОВД по Мартыновскому, Неклиновскому, Цимлянскому районам и в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону;

-обеспечить условия для санитарной обработки и камерной дезинфекции в камере дли административно-задержанных ОВД по Песчанокопскому району;

-оборудовать камеры спецприемника да содержания лиц, арестованных в административном порядке, УВД по г. РостовУ-на-Дону индивидуальными нарами, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалками для верхней одежды, радио-динамиками для

вещания государственных программ, кнопками для вызова дежурного;

- оборудовать в специальном приемнике по г. Волгодонску прогулочный двор;

- обеспечить лиц, содержащихся в специальном приемнике по г. Волго­донску, комплектами постельного белья;

- произвести текущий ремонт специального приемника для

административно-задержанных при ОВД по Егорлыкскому району, в ходе которого обеспечить в камере естественное освещение и условия для соблюдения личной гигиены - санузел и раковины с подводом проточной воды, обеспечить данный спецприемник постельными принадлежностями;

- оборудовать систему пожарной сигнализации м систему оповещения

людей о пожаре в камерах для административно-задержанных ОВД по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону;

- оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Каменскому и Октябрьскому (с) районам, Ленинском, Пролетарскому районам

г. Ростова-на-Дону пожарной сигнализацией;

- оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Ворошиловскому, Кировскому и Советскому районам г. Ростова-на-Дону вытяжной вентиляцией с естественным побуждением;

- организовать питание лиц, задержанных на срок более 3 часов, в ОВД

по Советскому и Первомайскому районам г.Ростова-на-Дону.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ростовской области Дмитренко О.В., действующая по соответствующему поручению, заявление поддержала в полном объеме заявленных требований, просила суд об их удовлетворении.

Ответчик представитель ГУВД по Ростовской области – Сенько В.В., действующий по доверенности, заявление полагал необоснованным и на подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что ГУВД по РО не бездействовало и не бездействует, напротив, систематически проводит мероприятия по соблюдению законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно-задержанных, в течение непродолжительного периода времени ответчик частично устранил выявленные в ходе проверки нарушения, при этом окончательно решить поставленные перед ГУВД по РО задачи в рассматриваемом направлении не представляется возможным в силу объективных причин в связи с отсутствием финансирования, а в некоторых случаях в связи с отсутствием технической возможности обустроить канализацию, подвести водопровод либо оборудовать прогулочный двор. В связи с этим представитель ответчика полагал, что вина ГУВД по РО в не устранении выявленных нарушений законодательства в полном объеме не имеется, просил в иске отказать.

Третье лицо - представитель Милиции общественной безопасности ГУВД по Ростовской области Слонский И.Н., действующий по доверенности, заявление полагал необоснованным, просил в его удовлетворении отказать по основаниям указанным представителем ГУВД по Ростовской области.

Третье лицо представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Ростовской области Мелексетян О.А., действующая по доверенности, полагала, что в удовлетворении заявления прокурору следует отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе ос­порить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной вла­сти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлени­ем в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и дру­гим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц… оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что в ноябре 2009 года прокуратура Ростовской области провела проверку соблюдения прав человека в местах принудительного содержания органов внутренних дел Ростовской области. В результате проверки выявлены многочисленные нарушения требований феде­ральных законов Российской Федерации, в том числе ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ № 69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Рос­сийской Федерации, введенных в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года (далее - Правила пожар­ной безопасности), а также ведомственных правовых актов МВД РФ.

Прокурор указывает, что в нарушение требований статьи 24 Федерального закона № 103-ФЗ «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п.п. 14, 47 приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внут­реннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых органов внутренних дел» (далее — Правила) вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не имеют возможности для прохождения в первые сутки прибытия санитарной обработки, поскольку в ИВС отсутствует санпропускник.

Такие нарушения выявлены при проверке изоляторов временного содержания ОВД по Багаевскому, Кагальницкому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Морозовскому, Тацинскому районам, г. Новошахтинску, г. Донецка, УВД по г. Волгодонску. Санитарная обработка вновь прибывших лиц не осуществляется в ИВС ОВД по Багаевскому, Зимовниковскому, Дубовскому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Неклиновскому, Ремонтненскому районах, УВД по г. Таганрогу.

Условий для проведения еженедельной санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых не имеется в ИВС ОВД по Багаевскому, Дубовскому Кагальницкому,

Красносулинскому, Неклиновскому, Милютинскому, Тацинскому районам, г. Но-вошахтинску, где отсутствует душ.

В нарушение требований ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и введенных в дейст­вие на основании данного закона СанПин 3.2.1333-03 (пункты 4.13, 4.13.1) в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону отсутствует дезинфекционная камера, не проводится камерная дезинфекция матрасов, подушек.

Камерная дезинфекция постельных принадлежностей не проводится в изоля­торах временного содержания ОВД по Аксайскому, Боковскому, Зерноградскому, Егорлыкскому районам, г.г. Батайску, Звереве, Сальску.

Во многих изоляторах отсутствуют дезинфекционные средства (Кашарский, Обливский, Семикаракорский районы, г.г. Гуково, Зверево).

В нарушение ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ бытовые условия в изоля­торах временного содержания не отвечают в полной мере требованиям гигиены и санитарии, так как в изоляторах подозреваемые и обвиняемые не обеспечены по­стельными принадлежностями (Веселовский, Дубовский, Зимовниковский, Кагальницкий, Неклиновский, Тарасовский районы, г.г. Сальск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск).

В некоторых изоляторах в нарушение п. 45 Правил санитарные узлы с соблю­дением необходимых требований приватности отсутствуют (Егорлыкский, Милю-гинский, Родионово-Несветаевский, Тарасовский, Тацинский районы, г. Новошах­тинск). В изоляторах временного содержания ОВД по Багаевскому и Целинскому районам отсутствует канализация. В ИВС ОВД по Родионово-Несветайскому рай­ону отсутствуют краны с водопроводной водой. Несоблюдение указанных санитар­но-гигиенических норм причиняет содержащимся в изоляторах лицам физический и моральный дискомфорт.

В нарушение требований ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п.п. 44, 45 Правил в камерах ИВС ОВД по Веселовскому, Константиновскому, Милютинско­му, Родионово-Несветайскому, Песчанокопскому, Тацинскому районам, г. Новошахтинску отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, камеры не оборудованы индиви­дуальными нарами или кроватями.

Кнопки для вызова дежурного отсутствуют в изоляторах временного содер­жания ОВД по Егорлыкскому, Константиновскому, Тарасовскому, Ремонтненскому районам.

Отсутствует принудительно-вытяжная вентиляция либо находится в нерабо­чем состоянии в изоляторах временного содержания ОВД по г. Новошахтинску, Дубовскому, Красносулинскому, Милютинскому, Морозовскому, Ремонтненскому, Тарасовскому районам.

В нарушение п. 14 ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ полностью лишены права на прогулку ввиду отсутствия прогулочных дворов подозреваемые и обви­няемые, содержащиеся под стражей в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, по г. Вол­годонску, ОВД по г.г. Батайску, Зверево, Донецку, Каменску-Шахтинскому, Милю­тинскому, Целинскому, Шолоховскому районам.

Там, где прогулочные дворы имеются, не везде они оборудованы в соответст­вии с п. 132 Правил скамейками для сидения и навесами от дождя (г. Новошах-тинск, Багаевский, Морозовский, Семикаракорский районы).

В нарушение требований ст. ст. 16, 24 ФЗ № 103-ФЗ и № 52-ФЗ медицинские осмотры подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС и освобождаемых из ИВС не проводятся (г.г. Батайск, Новошахтинск, Целинский районы).

В помещениях большинства изоляторов временного содержания отсутствуют комнаты для свиданий.

В ходе проверок мест принудительного содержания органов внутренних дел Ростовской области практически повсеместно выявлены нарушения требований противопожарной безопасности. При этом большинство нарушений носят устрани­мый характер и не требуют значительных финансовых затрат.

Так, самым распространенным нарушением является несоответствие планов эвакуации установленным ГОСТам, пути эвакуации не оборудованы знаками по­жарной безопасности (г.г. Волгодонск, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Егорлык-ский, Зимовниковский, Константиновский, Морозовский, Неклиновский, Ремонт-ненский, Тарасовский, Чертковский районы, ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону).

Не разработана инструкция о мерах противопожарной безопасности (Егор-лыкский, Мартыновский, Красносулинский районы).

На огнетушителях отсутствует маркировка белой краской, не ведется их учет (Куйбышевский, Егорлыкский, Целинский районы, г.г. Каменск-Шахтинский, Шах­ты).

Не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охра­ны (Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Ремонтненский районы).

Не работает либо не установлена автоматизированная противопожарная сиг­нализация, отсутствует система оповещения людей о пожаре (г.г. Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Таганрог, Веселовский, Неклиновский, Красносулин­ский, Мартыновский, Цимлянский, Шолоховский районы, ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону).

Недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения, согласно нормам, изоляторы временного содержания ОВД по Кашарскому, Неклиновскому, Тарасовскому районам, г. Зверево.

В неудовлетворительном состоянии находится электропроводка в помещени­ях ИВС ОВД по г. Донецку, Мартыновскому району, УВД по г. Новочеркасску и г. Таганрогу.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке камер для административ­но-задержанных и приемников-распределителей для административно-задержанных.

В нарушение ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 69 Правил внутренне­го распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в ад­министративном порядке, утверждённых приказом МВД РФ от 06.06.2000 № 605 дсп (далее - Правила внутреннего распорядка специальных приемников), посту­пающие в специальный приемник лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, дезинфекция вещей не производится. Данные нарушения выявлены в КАЗе ОВД по Песчанокопскому району.

Камеры спецприемника для содержания лиц, арестованных в административ­ном порядке, УВД по г. Ростову-на-Дону в нарушение требований ст. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников не соответствуют требованиям, предъявляемым к камерам ИВС органов внутренних дел. Так, камеры не оборудо­ваны индивидуальными нарами, в них отсутствуют скамейки, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалки для верхней одежды, радио-динамики для вещания государственных программ, кнопки для вы­зова дежурного.

В специальном приемнике по г. Волгодонску в нарушение Правил внутренне­го распорядка специальных приемников камеры не оснащены местами для туалета, раковинами, отсутствует водопровод для подачи проточной холодной воды. Отсут­ствуют прогулочный двор, санпропускник с камерой дезинфекции вещей. Не вы­полняются также Правила внутреннего распорядка в части материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в специальном приемнике: отсутствуют комплек­ты постельного белья, мыло, туалетная бумага.

Текущий ремонт специального приемника для административно-задержанных при ОВД по Егорлыкскому району не проводился с 2002 года. В ка­мере отсутствуют естественное освещение и условия для соблюдения личной ги­гиены - не имеется санузла и раковины с подводом проточной воды, в том числе и умывальника с приносной водой, постельные принадлежности не выдаются.

В камерах для административно-задержанных ОВД по Первомайскому рай­ону г. Ростова-на-Дону, по Мясниковскому району отсутствует система пожарной сигнализации и система оповещения людей при пожаре, план эвакуации не соот­ветствует ГОСТу.

Камера для административно-задержанных ОВД по Веселовскому району не оснащена туалетом, раковиной, отсутствует водопровод.

Камеры для административно-задержанных ОВД по Каменскому и Октябрь­скому (с) районам, Ленинскому району г. Ростова-на-Дону не оборудованы пожар­ной сигнализацией, в ОВД по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону данная система находится в неисправном состоянии.

Площадь камер для административно-задержанных ОВД по Ворошиловско­му, Кировскому и Советскому районам г. Ростова-на-Дону не соответствует требо­ваниям п. 115 Приложения № 1 к Наставлению по организации деятельности де­журных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации (далее -Наставление). В нарушении п. 119 Наставления комнаты для задержанных не име­ют вытяжной вентиляции с естественным побуждением.

Не во всех отделах и подразделениях ГУВД области организовано питание задержанных в административном порядке лиц. Так, в нарушение п. 4 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 № 627, пита­ние лиц, задержанных на срок более 3 часов, не осуществляется в ОВД по Совет­скому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону.

По результатам выявленных нарушений прокурор Ростовской области 04.12.2009 года направил начальнику ГУВД по Ростовской области представление об устранении нарушений законодательства, и в соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ» потребовал рассмотреть представление и незамедлительно принять действенные меры к устранению выявленных нарушений закона и недопущению их в дальнейшем, принять меры к обеспечению в местах принудительного содержания условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности в соответствии с установленными действующим законодательством нормами.

Выявленные факты нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно – задержанных подтверждаются письмами руководителей ГУВД по Ростовской области и Милиции общественной безопасности ГУВД по РО, направленными в адрес прокурора Ростовской области о рассмотрении представления от 04.12.2009 года об устранении нарушений законодательства, справками районных отделов милиции по Ростовской области об устранении нарушений законодательства. У суда не имеется никаких оснований ставить под сомнение наличие в отделах и подразделениях ГУВД Ростовской области вышеназванных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно – задержанных, отраженных в представлении прокурора Ростовской области от 04.12.2009 года, поскольку наличие указанных нарушений по существу подтверждены в судебном заседании представителем ответчика, и никаких доказательств тому, что эти нарушения были устранены в полном объеме, суду представлено не было.

В соответствии со ст. 3 Конвенции «О защите прав и основных свобод», при­нятой в Риме 04.11.1950 года, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвер­гаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое дос­тоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозревае­мым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигие­ны, санитарии и пожарной безопасности.

Эти требования закона обусловлены необходимостью создания нормальных условий существования человека в местах содержания под стражей. В период пре­бывания в местах содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. Однако в то же время условия, в которых они содержатся, не должны при­чинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоин­ство. Кроме того, бытовые условия мест содержания под стражей не должны отри­цательно влиять на здоровье подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с ч.З ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями мили­ции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной вла­сти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 927 от 19.07.2004, таким федеральным органом является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), которое, в силу п. 36 данного Положения осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с типовым Положением о Министерстве внутренних дел, Глав­ном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации (Приложение к Приказу МВД России № 846 от 25.10.2006 года) ГУВД по субъекту Рос­сийской Федерации - орган исполнительной власти, реализующий в рамках предос­тавленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Фе­дерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 7, 9, данного Положения деятельность ГУВД по субъекту Россий­ской Федерации строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод че­ловека и гражданина.

Согласно п. 9, 11 данного Положения - ГУВД по субъекту Российской Феде­рации является юридическим лицом; за ГУВД по субъекту Российской Федерации

в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, обору­дование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу п. 12 данного Положения ГУВД по субъекту Российской Федерации обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержа­ние подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.

В соответствии с Типовым положением о Министерстве внутренних дел, глав­ном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25.10.2006 N 846, Управление внутренних дел по субъекту Российской Федерации не обладает полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета.

Согласно подпункту 36 пункта 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, функции главного распорядителя средств федерального бюд­жета осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В январе 2006 года были приняты Европейские пенитенциарные правила, бази­рующиеся на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Ев­ропейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заклю­ченных и использования международных стандартов обращения с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или на­казания.

Уклонение от исполнения принятых обязательств может негативно отразиться на социально-экономических и политических преобразованиях в Российской Феде­рации, а также серьезно подорвать ее международный авторитет.

При таком положении суд считает, что требования прокурора об обязании ответчика Главного Управления внутренних дел по Ростовской области устранить нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных с учетом уточненных требований являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд считает необходимым отметить, что требование прокурора об обязании ГУВД по РО обустроить в ИВС ОВД по Тарасовскому району принудительно-вытяжную вентиляцию и обеспечить ее рабочее состояние подлежат частичному удовлетворению, поскольку судом установлено, что принудительно-вытяжная вентиляция в ИВС ОВД по Тарасовскому району обустроена, однако не обеспечено ее рабочее состояние. Исходя из этого, суд считает, что ответчик обязан обеспечить рабочее состояние принудительно – вытяжной вентиляции в ИВС ОВД по Тарасовскому району.

Требования прокурора о признании незаконным бездействие ГУВД по Ростовской области по неустранению нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно -задержанных суд полагает необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством бездействие выражается в противоправном неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Из материалов дела следует, что ответчиком ГУВД по Ростовской области еще до проведения прокуратурой Ростовской области в ноябре 2009 года проверки по соблюдению законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно-задержанных были предприняты меры для получения целевого финансирования строительства и реконструкции ИВС в целях обеспечения условий содержания граждан в специальных учреждениях милиции, что подтверждается соответствующими письмами, направленными руководителем ГУВД по Ростовской области в ноябре 2007 года и в декабре 2008 года – в Министерство внутренних дел РФ, в июне 2007 года и в марте 2009 года - Губернатору Ростовской области, в мае 2009 года - снова в Министерство внутренних дел РФ. Указанные обращения руководителя ГУВД по Ростовской области были рассмотрены и оставлены без удовлетворения, в том числе из Администрации Ростовской области были получены ответы о том, что выделение финансовых средств из областного бюджета на ремонт, реконструкцию ИВС не представляется возможным так как финансирование ИВС по Ростовской области осуществляется из средств федерального бюджета.

Судом также установлено, что после получения представления прокурора Ростовской области от 04.12.2009 года ответчик по каждому ИВС горрайоргану внутренних дел утвердил планы мероприятий по приведению условий содержания лиц в ИВС, не требующих больших финансовых затрат, в соответствии с действующими норами и правилами, и уже в срок до 25.12.2009 года руководством территориальных горрайорганов внутренних дел РО были устранены такие недостатки, как отсутствие инструкций о мерах противопожарной безопасности, отсутствие маркировки белой краской на огнетушителях, неудовлетворительное состояние электропроводки, не проведение дезинфекции постельных принадлежностей, отсутствие дезинфекционных средств, не обеспечение постельными принадлежностями лиц, содержащихся в ИВС, не соответствие планов эвакуации установленным ГОСТом и др. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими письмами подписанными руководителями ГУВД по РО и МОБ ГУВД по РО, ставить под сомнение достоверность сведений, указанных в этих письмах, не опровергнутых заявителем, у суда оснований не имеется,

Кроме того, в процессе рассмотрения данного дела ответчик провел мероприятия для устранения других нарушений также не требующих больших финансовых затрат, в том числе в ИВС ОВД по Тарасовскому району была обустроена принудительно-вытяжная вентиляция, обеспечены условия для санитарной обработки вновь прибывших лиц в ИВС УВД по г.Таганрогу, а также условия для проведения еженедельной санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Тацинскому району, обеспечены условия для камерной дизенфекции постельных принадлежностей в ИВС ОВД по Аксайскому, Боковскому, Зерноградскому районам, г.Батайску, г.Зверево путем создания дезинфикционных камер и обеспечения дезинфикционными средствами, и другие мероприятия, что по существу подтверждено справками о результатах повторных проверок устранения нарушений федерального законодательства, на основании которых прокурором Ростовской области и были уточнены первоначально заявленные требования.

Суд считает, что не устранение иных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно - задержанных, требующих значительных финансовых затрат, не может рассматриваться как незаконное бездействие ГУВД по Ростовской области, поскольку как указал сам прокурор в настоящем заявлении, Главное Управление внутренних дел по РО не обладает полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета. Указанные функции главного распорядителя средств федерального бюд­жета осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, к которому прокурор никаких самостоятельных требований относительно приведения изоляторов временного содержания и специальных приемников в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не предъявил.

При наличии таких обстоятельств, суд считает, что факт незаконного бездействия по устранению выявленных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно - задержанных, ответчик Главное Управление внутренних дел Ростовской области не допустил, а потому в удовлетворении требований прокурора Ростовской области в указанной части следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Главное Управление внутренних дел по Ростовской области устранить нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных:

- обеспечить условия для санитарной обработки вновь прибывших лиц в ИВС обеспечить условия для санитарной обработки вновь прибывших лиц в ИВС ОВД по Багаевскому, Кагальницкому, Матвеево-Курганскому, Милютинскому, Морозовскому, Зимовниковскому, Дубовскому, Неклиновскому, Ремонтненскому районам, г. Новошахтинску, УВД по г. Вологодонску, а также условия для проведения еженедельной санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Багаевскому, Дубовскому, Красносулинскому, Неклиновскому, Милютинскому районам, г. Новошахтинску;

обеспечить условия для камерной дезинфекции постельных принадлежностей в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, в ИВС ОВД по Егорлыкскому району, г. Сальску путем создания дезинфекциионных камер и обеспечения дезинфекционными средствами;

обеспечить ИВС ОВД Тарасовского района постельными принадлежностями;

обустроить в ИВС ОВД Егорлыкского, Милютинского, Тарасовского районов, г. Новошахтинска санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности;

обустроить в ИВС ОВД по Багаевскому району канализацию;

обустроить в ИВС ОВД по Милютинскому, Родионово-Несветайскому, Песчанокопскому районам, г. Новошахтинску столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, оборудовать камеры индивидуальными нарами или кроватями;

обустроить в ИВС ОВД по Егорлыкскому, Милютинскому, Константйновскому, Тарсовскому, Ремонтненскому районам кнопки для вызова дежурного;

обустроить в ИВС ОВД по Дубовскому, Милютинскому районам принудительно-вытяжную вентиляцию и обеспечить ее рабочее состояние;

обеспечить в ИВС ОВД по Тарасовскому району рабочее состояние принудительно-вытяжной вентиляции;

обустроить в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону, УВД по г. Волгодонску, ОВД по г.Батайску, Каменску-Шахтинскому, Новошахтинску, Милютинскому, Целинскому, Шолоховскому районам прогулочные дворы;

оборудовать прогулочные дворы в ИВС ОВД по Морозовскому району скамейками для сидения и навесами от дождя;

обеспечить прохождение медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС и освобождаемых из ИВС в ИВС ОВД по г. Новошахтинску, Целинскому району;

установить автоматизированную противопожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре в ИВС ОВД по Мартыновскому, Неклиновскому, Цимлянскому районам и в ИВС УВД по г. Ростову-на-Дону;

обеспечить условия для санитарной обработки и камерной дезинфекции в камере для административно-задержанных ОВД по Песчанокопскому району;

оборудовать камеры спецприемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, УВД по г. Ростову-на-Дону индивидуальными нарами, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалками для верхней одежды, радио-динамиками для вещания государственных программ, кнопками для вызова дежурного;оборудовать в специальном приемнике по г. Волгодонску прогулочный двор;

обеспечить лиц, содержащихся в специальном приемнике по г. Волгодонску, комплектами постельного белья;

произвести текущий ремонт специального приемника для административно-задержанных при ОВД по Егорлыкскому району, в ходе которого обеспечить в камере естественное освещение и условия для соблюдения личной гигиены - санузел и раковины с подводом проточной воды, обеспечить данный спецприемник постельными принадлежностями;

оборудовать систему пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре в камерах для административно-задержанных ОВД по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону;

оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по Каменскому и Октябрьскому (с) районам, Ленинском, Пролетарскому районам г. Ростова-на-Дону пожарной сигнализацией;

оборудовать камеры для административно-задержанных ОВД по
Ворошиловскому, Кировскому и Советскому районам г. Ростова-на-Дону
вытяжной вентиляцией с естественным побуждением;

организовать питание лиц, задержанных на срок более 3 часов, в ОВД по Советскому и Первомайскому районам г.Ростова-на-Дону.

В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Главного Управления внутренних дел по Ростовской области по не устранению нарушения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержании административно задержанных заместителю прокурора Ростовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.12.2010 года.

Судья