решение о признании незаконным отказ во включении в список участников подпрограммы и обязании включить в список участников подпрограммы



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Зусиковой Н.А..

При секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Богданов В. Н. к Федеральной службе исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, ГУФСИН по Ростовской области и УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области о признании незаконным отказа во включении в список участников подпрограммы и обязании включить в список участников подпрограммы

Установил :

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он проходил службу в учреждении УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях, и ДД.ММ.ГГГГ уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга в календарном исчислении составляет более 17 лет. ДД.ММ.ГГГГ он направил во ФСИН РФ и ГУФСИН России по Ростовской области, а также в УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области документы и заявление для включения его и членов его семьи в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Однако ответа из ФСИН России на его заявление он не получил. Из полученных ответов из ГУФСИН России по Ростовской области и УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области следует, что во включении его в программу «Жилище» отказано. При поступлении его на службу, из материалов его личного дела, руководству ГУФСИН России по Ростовской области было известно, что жильем он не обеспечен и проживает с двумя детьми в жилом помещении на условиях поднайма. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчиков включить его в целевую программу «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2010 года № 675.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд : признать отказ ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отказ Учреждения УЧ-398\10 ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ во включении его и двух его несовершеннолетних детей в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2010 года № 675» на получение жилья незаконным и обязать ответчиков включить его и его несовершеннолетних детей в вышеуказанную подпрограмму на получение жилья.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он проходил службу в Учреждении УЧ-398/2 и в Учреждении УЧ-398/10 с 2002 года по 2006 год, а в период с 1983 года по 1991 год, а с 1991 года по 1996 год проходил службу в Вооруженных Силах России и в МВД Украины. Уволен он из ГУФСИН России по Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ по п. «з» ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел» - по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга в календарном исчислении составляет 17 лет 11 месяцев, в льготном исчислении – 20 лет 6 месяцев. При увольнении ему назначена пенсия по выслуге лет. В период службы он жильем обеспечен не был. После переезда в 1999 году из Украины проживал у своей матери в <адрес> Ростовской области в <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности его матери, которая приобрела ее в 1998 году по договору купли-продажи. В квартире по месту жительства зарегистрирована только мама. Он зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, в квартире, в которой проживает со своей семьей на условиях поднайма. Проживает с двумя несовершеннолетними детьми: дочь Анна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь Марина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать его несовершеннолетних детей проживает в настоящее время в Украине. Ранее он жил в квартире супруги. Состоял с ней в браке в период с 1992 года по 1998 год. Квартира была приватизирована его супругой еще до его вселения. Гражданство Российской Федерации он получил в 1996 году в посольстве России в Украине, так как его мать гражданка России. В 1999 году был зарегистрирован по месту жительства в России в <адрес>. На основании решения Заречного суда <адрес> место жительства детей было определено с ним. Дети обучаются в средней школе № х. <адрес>, и проживают с бабушкой – его матерью. С 2001 года по 2006 год он с заявлением о постановке на учет по месту службы не обращался, так как собирался стать на учет за год до увольнения. Предельный срок службы истек бы в 2010 году, но уволен он был в 2006 году по состоянию здоровья, рапорт об увольнении подал ДД.ММ.ГГГГ, а с рапортом о постановке на квартирный учет обратился в Учреждение УЧ-398/10 на имя начальника ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему в постановке на квартирный учет было отказано, со ссылкой на то, что с ДД.ММ.ГГГГ постановка на учет осуществляется органами местного самоуправления. Полагая, что ГУФСИН России по Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства № 1054 обязано было вести учет по месту службы, он обращался в Железнодорожный районный суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в удовлетворении иска, суд признал законными действия ГУФСИН по Ростовской области об отказе ему в постановке на квартирный учет. После вынесения Железнодорожным районным судом г. Ростова-на-Дону решения, он был поставлен с составом семьи 3 человека Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № на квартирный учет, и обратился с иском в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону. Решением суда ему отказано в удовлетворении иска к ГУФСИН России по Ростовской области, УЧ-3989/10 ГУФСИН России по Ростовской области о признании нарушенным права на участие в подпрограмме «Жилище» на 2002 год – 2010 год, признании бездействия УЧ-398/10, ГУФСИН России по Ростовской области неправомерными и нарушающими условия контракта, обязании ответчиков предоставить установленные законодательством социальные гарантии по обеспечению жильем и обязании включить в список участников подпрограммы. Отказывая в иске, суд указала, что им к заявлению не были приложены необходимые документы. После чего он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУФСИН России по Ростовской области, в УЧ-398\10 с заявлением о включении его в список на получение Государственного жилищного сертификата (ГЖС), и представил все необходимые документы, предусмотренные Правилами № 153. ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Ростовской области вновь отказано во включении его в список для получения ГЖС со ссылкой на то, что постановка на учет после ДД.ММ.ГГГГ по месту работы не производится, и по вопросу улучшения жилищных условий ему надлежит обращаться в органы местного самоуправления. ГУФСИН России по Ростовской области формировало списки на получение ГЖС только до 2005 года, и после 2005 года в данные списки никто не включался. Отказ незаконен, поскольку противоречит Постановлению Правительства РФ № 1054 от 06.09.2008 года. В ГУФСИН России по Ростовской области до увольнения он с заявлением о включении его в список для получения ГЖС он не обращался, так как учет велся по месту службы в УЧ-398\10 ГУФСИН России по Ростовской области. В соответствии с п. 7,12 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 года № 76 и п. 10 Приложения № 1 руководство обязано было до увольнения его со службы разъяснить, что он имеет право на включение его в список на получение ГЖС и порядок включения в него. Ему не был разъяснен порядок включения в данный список, в связи с чем он не обращался ранее с заявлением о включении его в список на получение ГЖС.

Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Ростовской области – Климов А. Н., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, суду пояснил, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в соответствии со следующими нормативными актами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвердившим Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы; и приказом ФСИН России от 04.06.2007 № 287 (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2007 № 9697) «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам — участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в уголовно-исполнительной системе».

Согласно Правилам право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов УИС, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) по месту службы, а также граждане, уволенные со службы по указанным основаниям, оставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходят (проходили) службу. Решение о включении граждан - участников подпрограммы в списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году находится в компетенции жилищной комиссии территориального органа, образовательного учреждения УИС, в котором граждане - участники подпрограммы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в данном случае - ГУФСИН России по Ростовской области. В 2010 году ГУФСИН России по Ростовской области был представлен сводный список граждан — получателей государственных жилищных сертификатов (копия прилагается). В представленных сводных списках Богданова В.Н. не значится, учетное дело в ФСИН России не представлялось. Таким образом, вопрос о выдаче сертификата заявителю рассмотрению не подлежал. Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. На основании указанной статьи работники и пенсионеры УИС имели возможность стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту службы. Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005, предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства, а также в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, по месту службы (работы). Так как Законом Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обеспечение жилыми помещениями сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы по месту службы не предусмотрено, постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах УИС с 01.03.2005 была прекращена. В связи с этим, решение жилищных вопросов в настоящее время осуществляется только в отношении граждан, ставших на жилищный учет по месту службы до указанной даты. Учитывая, что заявитель в очереди на улучшение жилищных условий в учреждении по месту прохождения службы не состоит, оснований для выдачи ему сертификата у ФСИН России не имеется.

Представитель УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в <данные изъяты> России по Ростовской области в различных должностях. С ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности дежурного части отдела безопасности учреждения <данные изъяты> России по Ростовской области, что подтверждается Контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Богданов В. Н. был уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы по п. «з» ст. 58 ТК РФ (по ограниченному состоянию здоровья) с должности дежурного части отдела безопасности учреждения <данные изъяты> России по Ростовской области в звании капитан внутренней службы, что подтверждается выпиской из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № выслуга Богданова В. Н. в календарном исчислении составляет 17 лет. 10 месяцев, в льготном – 20 лет 06 месяцев.

Перед увольнением Богданов В. Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом на имя начальника <данные изъяты> России по Ростовской области, в котором просил рассмотреть вопрос о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что собственное жилье у него отсутствует. В рапорте Богданов В. Н. указал, что документы, необходимые для постановки на учет сданы им представителю жилищно-бытовой комиссии майору внутренней службы Р. в марте 2006 года.

ДД.ММ.ГГГГ Богданову В. Н. начальником УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области был дан ответ №-З, в котором, со ссылкой на п. 3 ст. 52 ЖК РФ, указано, что постановка на квартирный учет сотрудников, пенсионеров по месту прохождения ими службы после ДД.ММ.ГГГГ неправомерна и рассмотрение этого вопроса входит в компетенцию органов местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с рапортом на имя Начальника УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области, в котором, ссылаясь на п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, просит, в связи с отсутствием у него собственного жилья, рассмотреть вопрос о постановке его на учет по месту прохождения службы.

ДД.ММ.ГГГГ Богданову В. Н. начальником УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области был дан ответ №, из которого усматривается, что истцу вновь отказано в постановке на квартирный учет со ссылкой на то, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 года, утвержденные Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ имеют отношение к гражданам, вставшим в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Администрации Мясниковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Богданов В. Н. в Администрации Мясниковского района Ростовской области на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Реализация мероприятий по выделению ГЖС согласно Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется только в отношении лиц, ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с отказом в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Богданов В.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ростова н/Д с иском к Федеральной службе исполнения наказаний и Учреждению УЧ-398/10 ГУФСИН России по РО о признании незаконными действий руководства, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет.

Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Богданова к Федеральной службе исполнения наказаний и Учреждению УЧ-398/10 ГУФСИН России по РО о признании незаконными действий руководства, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании Учреждения УЧ-398/10 ГУФСИН России по РО поставить на учет и включить в списки очередников на получение жилых помещений ( улучшение жилищных условий) с момента подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ отказано.

В данном решении указано, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Учреждение <данные изъяты> России по РО с рапортом о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И ДД.ММ.ГГГГ ему был направлен ответ, которым отказано в постановке на учет со ссылкой на положения ч.3 ст. 52 ЖК РФ. В силу указанной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении имеют право лица, указанные в ст. 49 ЖК РФ.

Суд, принимая решение об отказе в иске пришел к выводу, что истцу правомерно было отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. А ссылка истца на то, что руководством не доводилось до его сведения содержание законодательных актов, регулирующих порядок работы ЖБК, не основана на норме права, поскольку законодательством не вменяется руководству учреждений доводить до своих сотрудников информацию по действующему законодательству, и оснований для признаний действий руководства нарушающими права истца не имеется.

Указанное решение суда определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба Богданова В.Н.- без удовлетворения.

После вступления в законную силу указанного решения Железнодорожного районного суда г. Ростова н/Д Богданов В. Н. обратился в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В подтверждение нуждаемости Богданов В. Н. указал, что он не имеет в собственности жилого помещения, проживает с двумя детьми в жилом помещении на условиях найма, и в подтверждение этого обстоятельства представил договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и справки МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от 28.112008 года и сообщения УФРС по РО от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым Богданов В. Н., его дочери : Б.2, Б. 1 не имеют в собственности объектов недвижимости, имущества.

Постановление Главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Богданов В. Н. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку общей очереди с составом семьи 3 человека.

После постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Богданов В. Н. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на имя начальника ГУФСИН России по Ростовской области, в котором просит рассмотреть вопрос о включении его в списки очередников на получение жилых помещений для получения жилищного сертификата участника подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 год для получения государственного жилищного сертификата.

На указанное заявление заместителем начальника ГУФСИН России по Ростовской области Б. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором заявителю разъяснено, что он не может быть включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по ГУФСИН России по Ростовской области в связи с тем, что он не состоял и в настоящее время не состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по Ростовской области. Постановка на учет в ГУФСИН России по Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не осуществляется в соответствии с ЖК РФ. Также истцу разъяснено, что для разрешения вопроса об улучшении жилищных условий или выделения жилой площади ему необходимо обращаться в администрацию по месту жительства.

Богданов В. Н., обратился в администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата, на указанное обращение ему ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором сообщается, что разрешение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для выдачи ему ГЖС относится к компетенции Федеральной службы исполнения наказаний.

Получив указанные ответы, истец обратился в суд с иском в Ленинский районный суд г. Ростова Н/Д, и просит : признать его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года»; признать действия руководства УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области и ГУФСИН России по Ростовской области нарушающими условия контракта о прохождении службы, его права на получение социальных гарантий и участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года»; с целью восстановления его жилищного права обязать УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области предоставить установленные законодательными актами РФ социальные гарантии для него и членов его семьи по обеспечению жильем.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова н/Дону от ДД.ММ.ГГГГ в иске Богданову В.Н. отказано. Принимая решение об отказе в иске, суд указал, что Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которыми регулируется, в том числе, и порядок включения граждан в список участников подпрограммы и выдачи ГЖС.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагаются документы, указанные в настоящем нормативной акте.

В соответствии с п. 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г № 153, в случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В соответствии с пунктами 3,4,7,12 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 г. N 287, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет.

Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют документы, указанные в настоящей Инструкции.

В соответствии с п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

Истец в нарушение п. 19 Правил, а также п.3,4,7,17 Инструкции не обращался в ГУФСИН по РО с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, и не прилагал документы, указанные в п. 19 Правил и в Инструкции, и непредставление документов или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил, является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.

В то же время из представленных истцом документов усматривается, что постановлением органа местного самоуправления он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет выслугу более 17 лет и уволен по п.»з» ст. 58 Положения ( по ограниченному состоянии здоровья), что не лишает его права обратиться в установленном порядке с заявлением о включении его в список участников подпрограммы.

Указанное решение суда определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ Богданов В. Н. обратился в ГУФСИН России по Ростовской области и в Учреждение УЧ-398\10 ГУФСИН России по Ростовской области с заявлением о включении его в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы» и приложил при этом все необходимые документы, указанные в Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ N 287.

ДД.ММ.ГГГГ Богданову В. Н. ГУФСИН России по Ростовской области направлен ответ №-Б-31, которым Богданову В. Н. было отказано во включении в список участников подпрограммы, со ссылкой на то, что она не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУФСИН России по Ростовской области, и в списках не значится. Богданову В. Н. повторно разъяснено, что постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не производится в соответствии с ЖК РФ, и что ему, для решения вопроса об улучшении жилищных условий или выделении жилой площади необходимо обращаться в администрацию по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Богданову В. Н. направлен ответ УЧ-398/10 ГУФСИН России по Ростовской области, согласно которому Богданову В.Н. отказано во включение его в списки граждан-участников указанной подпрограммы, поскольку принятие на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина с приложением необходимых документов, и ЖК РФ не предусматривает принятия на учет сотрудников по месту работы или службы.

Суд полагает, что истцу незаконно отказано во включении в список участников подпрограммы, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Правительство РФ Постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы.

Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма).

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, предусмотрено право на участие в подпрограмме имеют : сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Как следует из названия и содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).

В соответствии с п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Пунктом 8 Правил установлено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания, проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Таким образом, лица, указанные в пункте 5 Правил, имеют право на получение государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Истец не момент увольнения являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имел жилого помещения для постоянного проживания, проживал на условиях поднайма.

И в установленном законом порядке истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается постановлением органа местного самоуправления.

Уволен истец по состоянию здоровья и на момент увольнения выслуга составила более 20 лет. До увольнения истец изъявил желание участвовать в подпрограмме и обратился с заявлением о постановке его на учет по месту службы, однако ему было отказано в постановке на учет по тем основаниям. Что в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ с 01.03.2005г. постановка лиц на учет по месту службы не осуществляется. При этом нуждаемость истца в улучшении жилищных условий не оспаривалась ответчиками.

Согласно ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с подпунктом а) п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" (далее - Правила), ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов, указанным в подпунктах а) и б) пункта 5 Правил сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), содержащимся за счет средств федерального бюджета и увольняемым со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также гражданам, уволенным со службы по указанным основаниям, и состоящим после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе" (далее - Инструкция).

Настоящая Инструкция разработана на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" <*>, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153

Согласно пунктам 3,4,8 Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности <**>, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют следующие документы:

1) справку из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении;

2) выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС:

3) выписку из домовой книги (для граждан, проживающих в общежитии, - карточки учета) и копию финансового лицевого счета;

4) выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков;

5) копию документа, подтверждающего право гражданина - участника подпрограммы на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации.

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме.

По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.

Как установлено судом, истец изъявил желание на получение ГЖС и обратился по месту службы с соответствующим заявлением, приложив документы, указанные в Инструкции.

Согласно пункту 10 Инструкции Основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:

1) несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах;

2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4 - 6 настоящей Инструкции;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.

Истец соответствует требованиям, указанным в Правилах, т.е. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, уволен по состоянию здоровья и на момент увольнения выслуга составила 20 лет; им представлены документы, указанные в пунктах 4-6 Инструкции, сведения, содержащиеся в представленных документах, являются достоверными, и ранее истец не реализовывал право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, оснований для отказа в признании истца участником подпрограммы, не имелось, и истцу отказано во включение в число участников подпрограммы по основаниям, не предусмотренным вышеуказанным нормативным актом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным отказ ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ во включении Богданов В. Н. и членов его семьи во включении в список участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты".

Обязать ГУФСИН России по Ростовской области включить Богданов В. Н. и членов его семьи в сводные списки граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты".

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья