об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции.



Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-225/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи ШАРИНОЙ О.А.

с участием прокурора ДМИТРЕНКО О.В.

при секретаре КАЛТЫГА О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Глобус Аутдор Медиа», третье лицо - МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском указав, что ими проведена соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция по адресу г. Ростов-на-Дону <адрес> (четная сторона) возведена с нарушением п. 6.1, п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно: установлена на расстоянии 3,6 м от бордюрного камня автомобильной дороги и на высоте 2,1 м от поверхности земли. Несоответствие месторасположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья. Выявленные нарушения требований федерального законодательства, воздавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дмитренко О.В. исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону поддержала, просила суд обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна по адресу <адрес> в <адрес>.

Представитель ООО «Глобус Аутдор Медиа» Токарев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, суду пояснил, что рекламная конструкция была установлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003. Просил в иске Прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону отказать.

Представитель МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, представителя ООО «Глобус Аутдор Медиа», изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ответчику ООО «Глобус Аутдор Медиа» выдано разрешение №м на установку рекламной конструкции по адресу <адрес> действия выданного ответчику разрешения истекает ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела ГИБДД УВД по <адрес>, в присутствии помощника прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, произведен осмотр места размещения ответчиком рекламной конструкции. Установлено, что вдоль дорожного полотна по <адрес>, мост (нечетная сторона) расположен отдельно стоящий рекламный стенд. Согласно акта осмотра средство наружной рекламы размещено в нарушение требований ГОСТ 52044-2003: на расстоянии 3,6 м от бордюрного камня автомобильной дороги, на высоте 2,1 м от поверхности земли (л.д. 5).

Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Из пункта 5 ч. 20 ст. 19 указанного Закона, следует, что в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.

Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 N 1892).

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).

Как установлено судом, в 2007 г. ГИБДД г. Ростова-на-Дону было согласовано размещение рекламной конструкции размером 3,0 м х 6,0 м, расположенной по адресу <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.

На момент рассмотрения настоящего дела технический регламент не принят.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТа Р 52044-2003 при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

Указанным ГОСТом не допускается размещение средств наружной рекламы на расстоянии менее пяти метров от бордюрного камня автомобильной дороги; расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 150 м; расстояние до дорожных знаков и светофоров при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 100 м, а также не допускается размещение рекламной конструкции над проезжей частью.

Согласно п. 6.1, 6.2 ГОСТ средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.

Инструкцией о порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода придорожной зоне автомобильных дорога и на территории городских и сельских поселений», введенной в действие Приказом ФДС РФ № 405 от 02.11.1998 года, установлен порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях. Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы, исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог.

В силу инструкции наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством РФ и указанной Инструкцией.

Согласно п. п. 2.3, 2.4, 2.10 Инструкции Реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна: снижать безопасность дорожного движения; ухудшать видимость на автомобильной дороге, ухудшать видимость, затемнять или иным образом снижать эффективность дорожных знаков, указателей, светофоров и иных технических средств регулирования дорожного движения; ограничивать видимость в направлении движения, боковую видимость и видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения; вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным. Не следует располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; ближе 25 м от остановок общественного транспорта.

Нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы.

В нарушение указанных выше требований рекламная конструкция в районе <адрес>, на которую ответчику выдано разрешение №м, размещена на расстоянии менее 5 м от края проезжей части дороги (согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от ближнего края рекламной конструкции до проезжей части составляет 3,6 м); на высоте 2,1 м от поверхности земли, что не соответствует требованиям вышеназванного ГОСТ.

Таким образом, как установлено судом и следует из материалов дела, рекламная конструкция, установленная по адресу <адрес>, принадлежащая ООО «Глобус Аутдор Медиа», на которую выдано разрешение, установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам у суда не имеется.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приведенные выше доводы явно свидетельствуют о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ, в частности п. 6.1. и п. 6.2.

Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он, в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан. Доводы представителя ООО «Глобус Аутдор Медиа» о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением ГОСТ, суд находит несостоятельными, необоснованными и ничем не подтвержденными.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о демонтаже рекламной конструкции подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна по адресу <адрес> в г. Ростове-на-Дону.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: