РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе:
председательствующего судьи Зусиковой Н.А.
при секретаре Хейгетьяне М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Ростовской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления
Установил :
Прокурор Ростовской области обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что прокуратурой Ростовской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения прав граждан на ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства, в ходе которой установлено, что постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также Перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, содержащие ряд незаконных норм, которые противоречат требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Ростов Официальный» от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этим на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой области принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ № по следующим основаниям.
Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что при обращении заявителя либо его представителя с заявлением и соответствующим пакетом документов в уполномоченный орган в случае обнаружения несоответствия документов требованиям, предъявляемым к их оформлению, содержанию, составу, заявление не принимается. Вместе с тем, частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного в акте, принятом органом государственной власти или органом местного самоуправления, устанавливающем процедуру и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, до определенного указанной процедурой срока. Таким образом, не принимая заявление, уполномоченный орган фактически уклоняется от его рассмотрения, не информируя заявителя об имеющихся недостатках в предоставленном им пакете документов в части оформления, содержания и состава.
Кроме того, согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с частями 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление, в котором определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании указанного выше заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктами 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ определены перечни документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка.
В нарушение требований закона, устанавливающих упрощенный порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность, пункты 3 и 4 Перечня обязывают граждан, помимо документов установленных частями 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ представлять дополнительные документы.
Также подпункты 11 пунктов 3 и 4 Перечня, устанавливающие обязанность при коллективном оформлении в собственность членами некоммерческого объединения представлять в уполномоченный орган списки граждан, владеющих земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также списки членов некоммерческого объединения, владеющих земельными участками, документы о правах на которые не оформлялись, не приведены в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, предоставляющего право гражданам, обладающим садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, право зарегистрировать право собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Частью 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ определено, что договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка.
При этом, в нарушение требований ч. 6 ст. 34 ЗК РФ пунктом 6 Положения закреплено, что уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня принятия правоустанавливающего акта о предоставлении земельного участка передает его с пакетом документов, полученным от заявителя, и актом приема-передачи документов в МУ «Фонд имущества г. Ростова-на-Дону» для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, который в течение 19 рабочих дней со дня получения вышеперечисленных документов проводит сверку представленных документов и готовит проект договора купли-продажи.
Также пунктом 3.2 Положения на заявителя незаконно возложена обязанность по оплате стоимости услуг по оценке рыночной стоимости размера годовой арендной платы, в то время как согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.
ДД.ММ.ГГГГ протест прокуратуры области рассмотрен администрацией г. Ростова-на-Дону. Мэром г. Ростова-на-Дону Чернышевым М.А. в адрес заместителя прокурора Ростовской области Д. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором администрация г. Ростова-на-Дону указала, что не согласна с изложенными в протесте требованиями и просит его отозвать. Письмом прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № Мэру г. Ростова-на-Дону предложено повторно рассмотреть протест. Мэром г. Ростова-на-Дону в адрес прокуратуры области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрацией г. Ростова-на-Дону с учетом требований протеста прокуратуры области подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, данный проект о внесении изменений в вышеуказанное постановление, а также в последующем поступившие проекты не в полной мере учитывают требования, изложенные в протесте.
В настоящее время в постановление администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № соответствующие изменения не внесены, допущенные администрацией г. Ростова-на-Дону нарушения требований статей 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ не устранены.
На основании изложенного Прокурор Ростовской области просит суд признать пункты 3.2, 4.1, 6 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также пункты 3 и 4 Перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденные постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №, противоречащими требованиям федерального законодательства и недействующими в указанной части.
Представитель Прокуратуры Ростовской области – Дмитренко О. В., действующая на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебное заседание явилась, заявление поддержала, суду пояснила, что, несмотря на внесение изменений в нормативный акт, в материалах дела отсутствуют сведения об опубликовании этих изменений. Прокуратура Ростовской области просит признать недействующими пункты 3.2, 4.1, 6 и пункты 3.4. перечня Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону №, как противоречащие действующему законодательству. В частности п. 3.2 противоречит ст. 210 ГК РФ, т.к. данный пункт возлагает на арендодателя обязанность оплаты оценки арендой платы, а в соответствии со ст. 210 ГК бремя содержания имущества возложено на собственника. Пункт 4.1 положения противоречит ст. 34 Земельного кодекса РФ, т.к. все заявки, поступившие от граждан, должны быть приняты и рассмотрены. Пункт 6 положения, которым предусмотрена подготовка проекта договора в течение 19 рабочих дней противоречит ч. 6. ст. 34 ГК, которая устанавливает недельный срок для подготовки проекта договора. Пункты 3 и 4 перечня противоречит п. 4 и 5 ст. 28 ФЗ № 66 «О Садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан», которыми определены перечни документов, предоставляемых в орган местного самоуправления, и не допускается истребование дополнительных документов.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону – Янин В. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявления, суду пояснил, что в добровольном порядке уже внесены изменения в постановление № постановлением Мэра от ДД.ММ.ГГГГ и отменены все перечни, а также внесены изменения в п. 6, он приведен в соответствие с Земельным кодексом РФ. Сведениями об опубликовании этих изменении он не обладает. Таким образом, Администрацией г. Ростова-на-Дону внесены изменения и замечания устранены. Однако Администрация г. Ростова-на-Дону не согласна с доводами прокуратуры о том, что п. 3.2 противоречит ст. 210 ГК РФ. Оценка проводится независимым оценщиком, и говорить о коррупционных элементах нельзя. Кроме того, ранее уже оспаривалось постановление Мэра г. Ростова-на-Дону № о порядке проведения оценки. Этим постановлением предусматривалось возложение оплаты на заявителя по результатам проведения аукционов и торгов. Судом было отказано в удовлетворении иска, т.к. если в условиях проведения аукциона указывается на то, что оплата оценки возлагается на победителя, а участники соглашаются на это условие, то это не противоречит требованиям закона. Иным статьям ГК данный пункт постановления не противоречит. Пункт 4.1. не противоречит ЗК РФ. Администрация рассматривает все заявки, но в случае отсутствия каких-либо документов заявки могут не приниматься.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 251 ГПК Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций на обращение в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мэром г. Ростова-на-Дону принято постановление № «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством», которым утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также Перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Указанное постановление опубликовано в официальном бюллетене местного органа самоуправления «Ростов Официальный» от ДД.ММ.ГГГГ.
В мае 2010 г. прокуратурой области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения прав граждан на ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства.
По результатам проведенной проверки на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой Ростовской области принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что в Положении о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также в Перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденных вышеуказанным постановлением, содержится ряд незаконных норм, которые противоречат требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Указанный протест рассмотрен органом местного самоуправления, и письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Ростова н/Д известила прокурора о том, что не согласна с изложенными в протесте требованиями и просит отозвать протест.
Вместе с тем, Постановлением Мэра г.Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление Мэра г. Ростова н/Дону от ДД.ММ.ГГГГ №, и в частности пункты 3 и 4 Перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденные постановлением администрации г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ № утратили силу, и в п.6.2.1. внесены изменения, согласно которым проект договора купли-продажи подготавливается в недельный срок, а оспариваемые прокурором положения п. 3.2 и п.4.1. Положения не изменены.
Постановление Мэра г.Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в постановление Мэра г. Ростова н/Дону от ДД.ММ.ГГГГ № до момента рассмотрения дела судом не опубликовано.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, акты, принимаемые органами местного самоуправления в сфере земельных отношений, должны соответствовать положениям Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.
Оспариваемое прокурором Положение обладает всеми необходимыми признаками нормативного правового акта: издано органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
На момент рассмотрения настоящего дела данное Положение не отменено, является действующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты органов местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами. Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемое прокурором Положение суд проверяет в части оспариваемой прокурором на предмет его соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Пунктом 4.1 оспариваемого Положения предусмотрено, что при обращении заявителя либо его представителя с заявлением и соответствующим пакетом документов в уполномоченный орган, в случае обнаружения несоответствия документов требованиям, предъявляемым к их оформлению, содержанию, составу, заявление не принимается.
Пунктом 3.2 оспариваемого Положения на заявителя возложена обязанность по оплате стоимости услуг по оценке рыночной стоимости размера годовой арендной платы.
Пунктом 6.2.1 оспариваемого Положения предусмотрено, что проект договора купли-продажи готовится в течение 19 рабочих дней.
Пунктами 3 и 4 Перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на заявителей возложена обязанность предоставления дополнительных документов, помимо документов, предусмотренных частями 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ.
Проверив указанные нормы Положения на предмет их соответствия Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из указанной нормы усматривается, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Таким образом, не принимая к рассмотрению заявление, уполномоченный орган фактически уклоняется от его рассмотрения.
Пункт 4.1 Положения является незаконным, поскольку устанавливает иную, чем предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса РФ процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Частью 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ определено, что договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка.
Однако, в нарушение требований ч. 6 ст. 34 ЗК РФ пунктом 6 Положения закреплено, что уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня принятия правоустанавливающего акта о предоставлении земельного участка передает его с пакетом документов, полученным от заявителя, и актом приема-передачи документов в МУ «Фонд имущества г. Ростова-на-Дону» для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, который в течение 19 рабочих дней со дня получения вышеперечисленных документов проводит сверку представленных документов и готовит проект договора купли-продажи.
Пункт 6.2.1 Положения является незаконным, поскольку устанавливает иные, чем предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса РФ сроки проведения сверки представленных документов и подготовки проекта договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с частями 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление, в котором определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании указанного выше заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктами 4 и 5 статьи 28 Федерального закона 15.04.1998 № 66-ФЗ определены перечни документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, в случаях:
1) если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, владеющий земельным участком, предоставленным ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, представляет:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
- удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
2) если земельный участок относится к имуществу общего пользования к заявлению прилагаются:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона 15.04.1998 № 66-ФЗ граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В нарушение вышеуказанных требований закона, устанавливающих упрощенный порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность, пункты 3 и 4 Перечня обязывают граждан, помимо документов установленных частями 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4 и 5 статьи 28 Федерального закона 15.04.1998 № 66-ФЗ представлять:
- документ, удостоверяющий личность заявителя, - 2 экземпляра (копия, заверенная в установленном порядке);
- документ, удостоверяющий личность представителя заявителя,
- 2 экземпляра (1 копия, заверенная в установленном порядке и 1 копия);
- выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке,
- 2 экземпляра (1 оригинал и 1 копия) или иные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на такие здания, строения, сооружения, 2 экземпляра (копия, заверенная в установленном порядке);
- выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок - 2 экземпляра (1 оригинал и 1 копия) или иные документы, удостоверяющие права на приобретаемый земельный участок, - 2 экземпляра (копия, заверенная в установленном порядке). В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - 2 экземпляра (1 оригинал и 1 копия);
- выписку из протокола общего собрания о включении гражданина в
члены садоводческого (дачного) товарищества - 2 экземпляра (оригинал);
- членскую (садовую) книжку - 2 экземпляра (1 копия, заверенная в установленном порядке и 1 копия);
- документы, подтверждающие первоначальное предоставление земельного участка в пользование, - 2 экземпляра (1 копия, заверенная в установленном порядке и 1 копия).
Также подпункты 11 пунктов 3 и 4 Перечня, устанавливают обязанность при коллективном оформлении в собственность членами некоммерческого объединения представлять в уполномоченный орган списки граждан, владеющих земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также списки членов некоммерческого объединения, владеющих земельными участками, документы о правах на которые не оформлялись.
Таким образом, пункты 3 и 4 Перечня документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством являются незаконными, поскольку обязывают граждан предоставлять иные, чем предусмотрено статьей 28 ФЗ РФ № 66-ФЗ документы для предоставления земельных участков.
В связи с этим пункты : 4.1, 6 Постановления Мэра г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N №Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и разделы 3 и 4 Приложения № к Постановлению Мэра г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", которыми предусмотрен: перечень документов, необходимых для предоставления в собственность за плату садового (дачного) земельного участка, и перечень документов, необходимых для предоставления в собственность бесплатно садового (дачного) земельного участка подлежит признанию не действующим с момента их принятия.
Ссылка прокурора на несоответствие пункта 3.2 Положения статье 210 ГК РФ является несостоятельной, исходя из следующего.
В соответствии с п. 3.2. Положения заказчиками по договору на выполнение работ по оценке выступают ДИЗО и заявитель. В случае, если договор на выполнение работ по оценке заключается при предоставлении земельного участка путем проведения торгов по реализации права на заключение договора аренды, заказчиком по договору на выполнение работ по оценке выступает ДИЗО. Работы по проведению оценки оплачиваются заявителем ( в том числе победителем или единственным участником торгов).
Статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Законом не запрещено включать в права и обязанности сторон по договору купли-продажи, договору аренды обязанность по оплате услуг оценщика по проведению соответствующей оценки на победителя торгов. Данное условие обязательно указывается в объявлении о проведении торгов, и, подавая заявку на участие в торгах, потенциальный победитель соглашается с данным условием и принимает на себя расходы по оплате соответствующих услуг.
В силу ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, ссылка заявителя на ст. 210 ГК РФ как на невозможность включения условия об оплате работ по оценке, заявителем, в том числе или единственным участником торгов не обоснована. Данная норма закрепляет положение, согласно которому собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. И указанная норма не содержит ограничений в определении порядка оплаты за проведение оценки объекта оценки.
Оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления не устанавливает, каких-либо положений, которые противоречили бы Федеральному закону «Об оценочной деятельности» и иным нормативным актам, и фактически является административным регламентом, определяющим порядок действий органов администрации в случаях, когда определение рыночной оценки обязательно в силу закона.
В данном случае возложение обязанности по оплате работ по проведению оценки на заявителя не противоречит указанной норме, и другим вышеприведенным нормам, а поэтому оснований для признания недействующей данной нормы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявление Прокурора Ростовской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления- постановления Мэра города Ростова –на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством», удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия пункты : 4.1, 6 Постановления Мэра г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N №Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и разделы 3 и 4 Приложения № к Постановлению Мэра г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", которыми предусмотрен: перечень документов, необходимых для предоставления в собственность за плату садового (дачного) земельного участка, и перечень документов, необходимых для предоставления в собственность бесплатно садового (дачного) земельного участка.
В удовлетворении заявления Прокурора Ростовской области в части признания недействующим пункта 3.2 Постановления Мэра г. Ростова н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья