Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Зусиковой Н.А..
При секретаре Хейгетьяне М.В.
С участием адвоката Зиминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калининой С. В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения комиссии и назначении досрочной пенсии
Установил :
Истица обратилась в суд с настоящим иском указав, что она обратилась в УПРФ в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в Ленинском районе г.Ростова Н/Д от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. Истица полагает необоснованным отказ комиссии включить в специальный стаж периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты> в связи с тем, что данная должность не поименована в разделе «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.27 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи Больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону, т.к. указанная должность не поименована в разделе «Наименование должностей» Списка № 781. Отказывая в учете обозначенных периодов, ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» основывался на требованиях к наименованию должности, закрепленных в Списке № 781, однако в указанные периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое закрепляло, что право на данную пенсию имеют все медицинские сестры независимо от наименования должности. Также в специальный стаж не были включены периоды работы : в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, и в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, т.к. данные учреждения не поименованы в разделе «Наименование учреждений» Списка № 781. С учетом характера, специфики и условий выполняемой работы, а также функциональных обязанностей по занимаемой должности, ее работа связана с оказанием населению медицинских услуг различного рода. Особые условия ее работы в частных организациях подтверждается также и целями деятельности таких организаций, изложенными в Уставах и выданных им уполномоченным органом лицензиях. На основании изложенного истица просила: признать протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в части отказа во включении спорных периодов в специальный стаж; обязать Управление Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону включить в специальный стаж, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев и 3 дня) - в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты>.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 22 дня) - в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи Больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 месяцев 20 дней) - в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты> и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истица уточнила исковые требования и просит суд решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № признать частично незаконным, обязав Управление Пенсионного Фонда России в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону включить в специальный стаж, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев и 3 дня) - в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты>.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 22 дня) - в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи Больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 8 месяцев 19 дней) - в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 месяцев 20 дней) - в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица и её представитель – Зимина И.Н., действующая на основании доверенности и ордера, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья. Решением комиссии ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом комиссией не были включены в специальный стаж периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в отделении гнойной хирургии <данные изъяты>, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделе скорой медицинской помощи <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону, поскольку указанные должности не поименованы в Списке № 781. В то же время при решении вопроса о включении этих периодов работы в специальный стаж следовало руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которое действовало на тот период, и согласно данному Постановлению в специальный стаж подлежали включению все периоды работы в должности медицинской сестры независимо от наименования. Не были включены в специальный стаж период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» в связи с тем, что учреждения не поименованы в Списке № 781. Также не были включены в специальный стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания. Отказ ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» в назначении досрочной пенсии не основан на законе, и согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 03.06.2004г. № 11-П, и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 года работа по охране здоровья населения подлежит включению в специальный стаж независимо от формы собственности учреждения здравоохранения, и в данном случае должен учитываться характер работы. В стоматологических клиниках она работала операционной медицинской сестрой и ассистировала врачу парадонтологу – хирургу во время выполнения операций, готовила инструмент к операции, осуществляла стерилизацию инструмента, обработку кабинета. Её работа была связана с непосредственным риском для здоровья, т.к. при выполнении операций и непосредственном контакте с кровью, сохраняется опасность заражения гепатитом, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими опасными для здоровья заболеваниями.
Представитель ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» - Донченко И.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Калинина С.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной работой по охране здоровья в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья отказано из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет. Стаж, который может быть учтен истице при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет 24 года 8 месяцев 26 дней. Периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев и 3 дня) - работа в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 22 дня) - работа в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения отделения скорой помощи Больницы скорой медицинской помощи им.<данные изъяты> г.Ростова-на-Дону не приняты к зачету, поскольку должности младшей медицинской сестры по уходу за больными и должность медицинской сестры по приему вызовов от населения не поименованы в Списке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464. Согласно Списку №464 в выслугу включаются работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединения в должностях врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 должности младшей медицинской сестры по уходу за больными и должность медицинской сестры по приему вызовов от населения среди должностей среднего медицинского персонала не поименованы. В связи с изложенным периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж. Работа истицы в ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не может быть включена в льготный стаж в связи с тем, что эти учреждения не поименованы в Списке.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Калинина С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной работой по охране здоровья в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» № от ДД.ММ.ГГГГ Калининой С. В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не мене 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж, который может быть учтен при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения Калининой С. В. составил, по решению комиссии, 24 года 8 месяцев 26 дней.
Отказывая истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, комиссия указала в решении, что не может быть включены в медицинский стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты> - 0 лет 8 месяцев 3 дня;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи, Больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону - 0 лет 3 месяца 22 дня;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» - 4 года 9 месяцев 15 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» - 1 год 7 месяцев 20 дней.
Также не были включены и другие периоды работы, а всего Калининой С. В. не было учтено в специальный стаж 10 лет 06 месяцев 22 дня. Однако отказ во включении иных периодов истицей не оспаривается.
Отказывая истице во включении оспариваемых периодов работы в специальный стаж при назначении пенсии комиссия ГУ «УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону» в решении от ДД.ММ.ГГГГ № указала, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты> не был включен в специальный стаж, поскольку данная должность не поименована в Списке №781 в разделе «Наименование должностей». Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи, Больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону не был включен в специальный стаж, поскольку данная должность не поименована в Списке № 781 в разделе «Наименование должностей», т. к. должностные обязанности по занимаемой должности не связаны с работой по обслуживанию больных.
Периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» не были включены в специальный стаж, поскольку данные учреждения не поименованы в Списке № 781 в разделе «Наименование учреждений».
Однако указанное решение суд считает незаконным, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
До 1 октября 1993 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры независимо от наименования должности.
Согласно трудовой книжке Калинина С. В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена младшей медицинской сестрой по уходу за больными отделения гнойной хирургии и работала в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была переведена в операционно-перевязочный блок операционной медицинской сестрой.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Калинина С. В. была принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделение скорой помощи <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону, и работала в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ, была уволена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗоТ РСФСР – по собственному желанию.
Таким образом, в указанные периоды работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры независимо от наименования должности.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Поскольку до 1993 года работа в должности медицинской сестры включалась в специальный стаж независимо от наименования должности, то изменение законодательства не влечет отказ во включении спорных периодов работы в специальный стаж. И периоды работы по специальности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Также подлежат включению в специальный стаж периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» за исключением 26 дней- периода нахождения в отпуске без сохранения содержания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» исходя из следующего.
Пенсия назначается с учетом осуществляемого вида деятельности, а не от правового статуса медицинского учреждения.
Из Устава ООО «<данные изъяты>» и Устава ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>» и имеющихся у них лицензий следует, что основными задачами данных лечебных учреждений являются оказание населению платных медицинских услуг различного рода, в том числе стоматологических. Указанные учреждения осуществляют : доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу, стоматологии; осуществляют амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, в том числе первичную медико-санитарную помощь по стоматологии; специализированную медицинскую помощь по : ортодонтии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Калинина С. В. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на должность медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>», уволена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 77 п. 3 ТК РФ – по собственному желанию.
Приказом № Калинина С. В. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>», уволена с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовым договорам и должностным инструкциям работа истицы была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом истица работала на полную ставку, полный рабочий день.
В соответствии с должностной инструкцией в обязанности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» входили обязанности: отвечать за стерильность стоматологического инструментария, боров, эндодонтических наборов, ложек для снятии слепков, мягкого материала, а также всех поверхностей своего кабинета; нести ответственность за исправность и сохранность оборудования и материалов, отвечать за выполнение программ «антиспид» и «антигепатит», проходить в обязательном порядке медицинский осмотр, делать необходимый запас медикаментов, бережно и рационально относиться к ним, контролировать работу младшего медперсонала, организовывать работу врача, обеспечивать максимальный комфорт для пациента, следить за своевременным заполнением истории болезни и карты здоровья, делать отчет о работе врача в конце каждого месяца и сдача его младшей медсестре, заполнять ежедневно необходимую документацию, четко выполнять требования старшей медицинской сестры, а также вышестоящего руководства, повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с техникой новых стоматологических препаратов, внедрять их в работу.
В соответствии с должностной инструкцией медицинская сестра в ООО «<данные изъяты>» осуществляет подготовку перед амбулаторным приемом врачей-стоматологов рабочие места, контролирует наличие в необходимом количестве медицинского инструментария, медикаментов, инвентаря, документации, проверяет исправность бормашины и другого оборудования; обеспечивает инфекционную безопасность и осуществляет стерилизацию медицинских инструментов и оборудования; подготавливает дезрастворы, производит дезинфекцию инструментария и подготавливает его к дальнейшей обработке, производит дезинфекцию отходов, соприкасавшихся с кровью больных; проводит азопирамовую пробу, раскладывает стерильные инструменты на стерильном столике, своевременно и качестве выполняет профилактически и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, отвечает за выполнение программы «антиспид» и «антигепатит», ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и различных операций ( открытый кюретаж, закрытый кюретаж, вестибуллопластика, пластика уздечки, гингивэктомия, имплантология, установка импланта, формирователей, резекция верхушки корня, открытый и закрытый синуслифтинг и др.), помогает врачу на приеме в подготовке пломбировочного материала при проведении различных манипуляций; проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям; оказывает неотложную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача; вводит лекарственные препараты, противошоковые средства пациентам по жизненным показаниям и т.д.
Свидетель Х., допрошенная в судебном заседании, пояснила суду, что она совместно с истицей работала в ООО «<данные изъяты>» с января 2008 года по июль 2010 года, истица работала хирургической медсестрой, и в ее обязанности входило: подготовка пациента к операции, забор крови для подготовки эритроцитарной массы, если проводился открытый кюретаж, ассистирование врачу при всех видах операции на парадонте и при имплантации. Также она работала с дезрастворами хлорсодержащими, стерилизовала инструменты. Поскольку при операции происходит контакт с кровью, есть опасность заражения гепатитом, ВИЧ, туберкулезом.
Таким образом, работа в должности медицинской сестры в учреждениях, в которых осуществляется врачебная деятельность, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.
Учитывая эти обстоятельства, характер и специфику осуществляемой истицей работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности, нагрузки, а также направления деятельности учреждения, в котором она работала, суд считает необходимым включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Само по себе то обстоятельство, что деятельность по охране здоровья населения осуществлялась истицей не в государственном и муниципальном лечебном учреждении, не препятствует включению спорных периодов в специальный стаж.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" указал, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.
Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
При этом, оставив без изменения требования относительно продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель вместе с тем ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив в качестве условия его приобретения осуществление указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях. По смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 в их взаимосвязи с пунктом 1 статьи 1 и пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья или творческой деятельностью, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до 1 января 2002 года или после этой даты.
Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует о том, что органы, уполномоченные принимать решение о досрочном назначении трудовой пенсии, на основании подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходят из того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической, лечебной либо творческой деятельности, не подлежат зачету периоды, в течение которых соответствующая деятельность осуществлялась в не являющихся государственными или муниципальными школах и других учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях.
В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления.
Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии, требуемый стаж в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" составляет более 30 лет, и она имеет гарантированное Конституцией РФ право для назначения ей досрочной пенсии с учетом льготного стажа, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы.
Согласно п.5 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам. Что подтверждается информационным Письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002г. №73-92-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы включению в специальный стаж не подлежат. Поэтому 26 дней нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Ростова Н/Д» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа включить в специальный стаж периоды работы Калининой С. В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Ленинского района г. Ростова Н/Д» включить в специальный стаж работы Калининой С. В. периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отделения гнойной хирургии <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по приему вызовов от населения в отделении скорой помощи больницы скорой медицинской помощи им. <данные изъяты> г. Ростова-на-Дону; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>» за исключением 26 дней- периода нахождения в отпуске без сохранения содержания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО «<данные изъяты>».
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Ленинского района г.Ростова Н/Д» назначить Калининой С. В. пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья