о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и об обязании восстановить в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе :

председательствующего судьи Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзиной Т. В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, ФБУ ИЗ- № ГУФСИН по Ростовской области, 3-е лицо ГУВД по Ростовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и об обязании восстановить в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях

Установил :

Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии и об обязании восстановить в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска истица указала, что проходит службу в УИС в должности младшего инспектора отдела режима 1 категории ФБУ ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области. С 1997 года она состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 1999 году предоставила в жилищную бытовую комиссию (ЖБК) Учреждения ИЗ-№ дополнительный пакет документов для постановки в льготную очередь, так как она является матерью-одиночкой, имеет на иждивении дочь З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 2006 году она обратилась в жилищно-бытовую комиссию учреждения для уточнения вопроса об очередности. Председатель ЖБК заверил ее, что документы в порядке, находятся в деле, никаких иных документов дополнительно предоставлять не надо. В феврале 2010 года она узнала о том, что ее сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом, её учетное дело в ЖБК отсутствует, уведомление о снятии ее с учета она не получала, с протоколом заседания ЖБК ознакомлена не была. В связи с утратой учетного дела она повторно собрала необходимые документы, передала их в ЖБК и просила восстановить её на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а в мае 2010 года получила выписку из протокола заседания ЖБК УЧ ИЗ № ГУФСИН России по РО об отказе во включении её в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Решение ЖБК она считает незаконным, т.к. наряду с заявлением о восстановлении на учете она представила в ЖБК списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по учреждению ИЗ-№ УИН ГУВД РО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которых она значится под номером 51 и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с данным решением, она ДД.ММ.ГГГГ направила заявление на имя начальника ГУФСИН России по Ростовской области, и ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ей направлен ответ, согласно которому документов, подтверждающих факт постановки ее на учет граждан в ЖБК УЧ ИЗ-61М ГУФСИН России по РО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется, восстановить ее в очереди не представляется возможным.

Истица просит суд признать решение ЖБК Учреждения ИЗ-№ Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать восстановить ее на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истица в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что она с 1995 года проходит службу в Учреждении ИЗ-№ ГУФСИН России по <адрес> ( ранее Учреждение ИЗ-№) в должности младшего инспектора отдела режима 1-й категории. В 1997 году обратилась с заявлением о постановке ее на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и представила все необходимые документы. Решением ЖБК Учреждения ИЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях и включена в сводный список. На заседании комиссии она не присутствовала, но была ознакомлена под роспись с протоколом ЖБК, который хранился в учетном деле. Она видела и читала этот протокол, но копия протокола ей не выдавалась. Учетное дело хранилось в ЖБК, и она знакомилась с делом в ЖБК. До 2004 года она ежегодно обновляла документы, в том числе и представляла справки МУПТИиОН об отсутствии жилого помещения на праве собственности. Однако после 2004года обновления документов от них не требовали, объяснив это тем, что строительство многоквартирных домов не ведется. Председатель ЖБК уверял её, что она включена в списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Однако в 2007 года она узнала, что не значится в списках очередников, при этом никто ни письменно, ни устно ее не уведомлял об исключении из списков лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В 2007 году она обратилась в ЖБК с просьбой, чтобы ей сообщили по каким причинам она была снята с учета, однако объяснений она не получила, ее учетное дело найдено не было, копия решения о снятии с учета ей также не выдана. Она неоднократно обращалась в ЖБК по вопросу восстановления ее в списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако ей предлагалось представить документы, подтверждающие то, что она состояла на учете. В декабре 2009 года подлинный список лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, она нашла на вещевом складе в коробке с бумагами. И из этого списка видно, что она поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и обратилась с рапортом к начальнику Учреждения о восстановлении её на учете. На заседании ЖБК ДД.ММ.ГГГГ ей было предложено предоставить справки, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, она собрала повторно необходимые документы и передала их секретарю ЖБК. Однако решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Данное решение комиссии она считает незаконным. Она представила все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении.

Представитель ГУФСИН России по Ростовской области – Турчинов А. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что истица просит суд признать незаконным протокол заседания комиссии ЖБК №, в котором указано, что ей отказано в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, а не отказано в восстановлении в списках лиц, нуждающихся в жилом помещении. Истица самовольно изъяла из личного дела список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и не исключено, что другие документы из учетного дела также могут находиться у истицы. Поскольку не имелось учетного дела, истицу не восстановили в списках. Журнал регистрации лиц, нуждающихся в жилых помещениях, ведется в учреждении с 2007 года, где находятся журналы за предыдущие годы, неизвестно, однако в журнал 2007 года были внесены все лица, внесенные в предыдущие журналы, и истица в списках лиц, состоящих на учете, не значится.

Представитель Учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области – Жердева Л. А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что журнал учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях восстановлен в 2007 года, и в журнал внесли всех сотрудников, стоявших на учете, почему истица не была внесена в журнал ей не известно. Учетного дела истицы не имеется. Бывший секретарь ЖБК К. сообщила ей, что Зюзина Т. В. долгое время не предоставляла в ЖБК документы, подтверждающие ее нуждаемость, а в 2005 году она улучшила свои жилищные условия, в связи с чем в 2006 году ее сняли с учета. Протокол заседания ЖБК о снятии с учета был, но его дальнейшая судьба не известна. Сшивы протоколов заседаний ЖБК за 2005-2006 годы хранятся в архиве, однако именно этого протокола в сшивах нет. ДД.ММ.ГГГГ комиссия рассматривала документы истицы, которые она предоставила вновь, а документов за 1997 год не имеется. Почему истицу не известили о снятии с учета в письменном виде ей не известно.

Представитель 3-го лица - ГУВД по Ростовской области – Гусева А. А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, суду пояснила, что до 1997 года УИН как структурное подразделение ГУВД по РО предоставляло в ГУВД по РО списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и последний список был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, в котором значились на учете 511 человек. Начиная с 1997 года списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в ГУВД по РО не предоставлялись. УИН являлось самостоятельным юридическим лицом и в ГУВД по РО списки представлялись не для утверждения, а для передачи сводных сведений о лицах, нуждающихся в жилых помещениях, в Департамент тыла МВД РФ. Но с 1997 года сведения о лицах, нуждающихся в жилых помещениях, и проходящих службу в системе УИС в сводку не включались. Раньше эти списки представлялись только для информации. В журнале регистрации лиц, нуждающихся в жилых помещениях, ГУВД по РО регистрирует только сотрудников ГУВД по РО с 1984 года, и сотрудники ГУИН в нем не значатся. У ГУФСИН России по РО должен быть свой журнал, учетные дела из УИН никогда не передавались в ГУВД по РО и не должны были передаваться. Данные учетные дела хранятся в том учреждении, которое ведет учет. Порядок постановки сотрудников на учет в то время регулировался Постановлением Облисполкома № и ЖК РСФСР, а приказ МВД № № начал действовать только с 2003 года.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Зюзина Т. В. проходит службу в УИС с 1995 года в должности младшего инспектора отдела режима 1 категории ФБУ ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области.

В 1997 году истица обратилась в ЖБК Учреждения ИЗ-№ с заявлением о постановке ее на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставила все необходимые документы, и решением ЖБК Учреждения ИЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек. Указанное обстоятельство подтверждается списком лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Подлинный список обозревался судом, и копия списка приобщена к материалам дела. Данный список составлен по форме, предусмотренной Приказом МВД России от 05.01.1996г. № 18, подписан начальником Учреждения ИЗ-№ председателем ЖБК Учреждения и председателем профкома, заверен гербовой печатью. Согласно списку Зюзиной Т. В. поставлена на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, т.к. проживает на условиях поднайма в жилом помещении площадью 23,8 кв.м., расположенном по адресу : <адрес>., протокол ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ №.

Однако решение жилищно-бытовой комиссии Учреждения ИЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истицы на учет, которое истребовано определением суда о проведении досудебной подготовки от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком суду не представлено, и ответчик ссылается на то, что протоколы заседания ЖБК отсутствуют.

По утверждению истицы в 2007 году при обращении к председателю ЖБК ей стало известно о том, что она снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в Учреждении отсутствует учетное дело. Однако письменное уведомление о снятии ее с учета она не получала, с протоколом заседания ЖБК ознакомлена не была, и копия протокола, несмотря на её неоднократные обращения, не предоставлялась. В 2007году она обратилась в ЖБК с заявлением о восстановлении на учете, и ей было предложено представить доказательства постановки на учет. В связи с тем, что таких доказательств у неё не имелось, она не была восстановлена на учете. А в 2009г. она на вещевом складе нашла ряд документов ЖБК, в том числе и список лиц, нуждающихся в жилых помещениях за 1997года, и повторно обратилась с заявлением о восстановлении на учете, приложив указанный список.

Как усматривается из материалов дела Зюзина Т. В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к начальнику учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области с рапортом о восстановлении ее в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к рапорту Списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справку с места жительства, свидетельство о рождении ребенка, удостоверение одинокой матери.

Решением жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Зюзиной Т. В. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в жилищно-бытовую комиссию справки, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий согласно решению № 112 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Ростовской области».

Во исполнение данного решения Зюзина Т.В. представила истребованные документы : копию карточки регистрации формы №; копия справки МУП ЖЭУ-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту жительства; справку МУП ЖЭУ-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о лицах, зарегистрированных по месту жительства; справку МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Зюзина Т. В. не пользовалась правом приватизации, справку МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что З. не пользовалась правом приватизации; копию паспорта Зюзиной Т. В., копию свидетельства о рождении З., справку МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону о том, что домовладений в г. Ростове-на-Дону по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Зюзиной Т. В. не зарегистрировано; справку МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону о том, что домовладений в г. Ростове-на-Дону по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за З. не зарегистрировано; сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Зюзиной Т. В. и З., и ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание ЖБК.

Как усматривается из протокола заседания ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ № комиссией рассматривался вопрос о включении истицы в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Зюзиной Т. В. отказано во включении в список состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отказ мотивирован тем, что отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки на учет Зюзиной Т. В. в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по состоянию на 1997 год, а согласно ЖК РФ не допускается постановка на учет граждан по месту службы после ДД.ММ.ГГГГ.

В протоколе указано, что Зюзина Т.В. не представила справки, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий согласно решению № 112 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Ростовской области» на 1997 год. В период проведения проверки обоснованности и законности постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждении ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области в 2009 году Зюзина Т, В. не обращалась в комиссию, и не были представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Зюзина Т. В. в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состояла, учетного дела Зюзиной Т, В. не имеется.

Указанное решение истица считает незаконным и просит восстановить её на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В материалах дела имеются, представленные Зюзиной Т. В., список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по учреждению ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Зюзина Т. В. состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, и значится в списке под № № (л.д. 18-19).

Также, в соответствии со списками сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по учреждению ИЗ-№ УИН ГУВД по Ростовской области (л.д. 20-22, 23-27) Зюзина Т. В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий под тем же порядковым номером - №. И согласно списку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет на основании решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №.

На момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, порядок постановки на учет лиц, проходящих службу в МВД и УИС регламентировался Приказом МВД РФ от 05.01.1996 года № 18 « Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел»

Согласно данному приказу Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России предписано руководствоваться при постановке на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставлении им жилых помещений действующими законодательными, иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах ЖБК указывать конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений ( п.1.2).

Порядок постановки на учет как в органах местного самоуправления, так и по месту работы, регламентировался Жилищным кодексом РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ростовской области, утвержденными решением Ростовского облисполкома от 29 апреля 1991 года № 112.

В соответствии со ст. 30 и ст. 31 ЖК РСФСР Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

В соответствии с п.п. 16,17,18,19 Правил, утвержденных решением Ростовского облисполкома от 29 апреля 1991 года № 112, для принятия на учет гражданином подается заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, на которых должна быть предоставлена жилая площадь. Обо всех изменениях состава семьи и жилищных условий гражданин обязан своевременно сообщить органу, принявшему его на учет.

К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, в необходимых случаях - справка БТИ, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление с приложенными документами (приложение 1) регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение 2).

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий с приложенными к нему необходимыми документами должно быть рассмотрено исполкомом местного Совета народных депутатов или администрацией и профкомом предприятия, учреждения, организации в месячный срок. В течение этого времени общественная комиссия по жилищным вопросам исполкома местного Совета, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовая комиссия профкома, тщательно проверяют жилищные условия и составляют акт по установленной форме (приложение 3). После чего эта же комиссия вносит рекомендации о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профкому предприятия, учреждения, организации.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным постановлением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Отказать в принятии на учет может только тот орган, которому предоставлено право принимать на учет.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (приложение 4).

Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятиях, в учреждениях, организациях как документ строгой отчетности по установленной форме (приложение 5).

На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело (приложение 6), в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет, а также подтверждающие право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, в том числе выписка из решения о принятии на учет.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее оформление и хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что истица была принята на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, подтверждается Списками лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составленными по форме, указанной в Приложении к приказу МВД РФ от 05.01.1996 года, и согласно спискам истица принята на учет на основании решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №. И данное решение ЖБК не отменялось и не признавалось недействительным.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия истицы на учет и заключения контрактов, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

На момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий Зюзина Т. В. проживала в однокомнатной квартире на условиях поднайма, по адресу: <адрес>, что подтверждается договором поднайма (найма) жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

На момент подачи заявления о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица в силу ст. 29 ЖК РСФСР являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. проживала на условиях поднайма и не имела другой жилой площади. И решение о принятии на учет принято компетентным органом- жилищно-бытовой комиссией по месту службы истицы- Учреждения ИЗ 59/1, и в установленном законом порядке.

Вышеупомянутым приказом МВД России предписано: вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;

Направлять списки вновь принятых на учет сотрудников в органы власти для осуществления контроля;

Включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме;

Завести в органах внутренних дел компьютерный индивидуальный учет сотрудников МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, который осуществлять по прилагаемой форме;

Сведения по индивидуальному учету представить в Штаб тыла МВД России к ДД.ММ.ГГГГ год. Дальнейшие изменения в индивидуальном учете представлять в Штаб тыла МВД России один раз в полугодие к 20 января и к 20 июля.

Книга учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не была представлена, хотя таковая была истребована на основании определения судьи о проведении досудебной подготовки.

В нарушение положения ст. 57 ГПК РФ ответчик не представил истребованное судом доказательство, и не известил суд о причине, по которой невозможно представить доказательство.

В судебном заседании представители ответчиков пояснили, что книги учета, существовавшей до 2007 года, не имеется, и причина отсутствия книги учета им не известна. В то же время Книга учета является документом строгой отчетности, и в случае её утраты или уничтожения, должен был составляться соответствующий акт, но таковой суду не предоставлен.

Ответчики пояснила суду, что Книга учета была восстановлена в 2007 году, но в этой книге истица не значится. Однако суду не представлена и книга учета, восстановленная в 2007году.

Не представлено и учетное дело, и также не сообщены причины не исполнения определения суда об истребовании доказательств.

В силу ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Истица в судебном заседании поясняла, что учетное дело имелось, она с ним знакомилась, и её под роспись знакомили с протоколом ЖБК о принятии на учет, и ежегодно до 2004 года она представляла необходимые документы.

Представитель ответчика- Учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области пояснила, что Учетного дела истицы не имеется. Бывший секретарь ЖБК К. сообщила ей, что Зюзина Т. В. долгое время не предоставляла в ЖБК документы, подтверждающие ее нуждаемость, а в 2005 году она улучшила свои жилищные условия, в связи с чем в 2006 году ее сняли с учета. Протокол заседания ЖБК о снятии с учета был, но его дальнейшая судьба не известна. Сшивы протоколов заседаний ЖБК за 2005-2006 годы хранятся в архиве, однако именно этого протокола в сшивах нет.

Указанные объяснения представителя ответчика также подтверждают тот факт, что Учетное дело имелось, поскольку, если в 2006 году рассматривался вопрос о снятии истицы с учета, следовательно, истица состояла на учете, и, соответственно, должно было быть заведено учетное дело, и внесены сведения в Книгу учета.

Согласно пояснений представителя ответчика -Учреждения ИЗ-№ ГУФСИН России по Ростовской области, истица решением ЖБК в 2006 году снята с учета в связи с улучшением жилищных условий и в связи с непредставлением длительный период обновленных документов, подтверждающих право состоять на учете.

На момент снятия истицы с учета действовал ЖК РФ, и порядок и основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется статьей 56 ЖК РФ.

В соответствии с указанной нормой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как усматривается из данной нормы не представление ежегодно документов, подтверждающих право состоять на учете, не является основанием для снятия с учета.

Более того, Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД РФ от 24 мая 2003г. № 345 вообще не предусмотрена обязанность сотрудников ежегодно представлять обновленные справки.

В соответствии с п.27, п. 29 и п. 30 Положения «О порядке постановки на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Ростове н/Д», принятым Решением Ростовской –на – Дону городской Думы от 23.09.1997г. № 30, ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля администрации районов, предприятий, учреждений проводят перерегистрацию граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом проверяются основания для пребывания на учете, и по мере необходимости обновляются документы.

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны в установленные сроки пройти перерегистрацию, а в случае временного отсутствия в месте постоянного жительства, когда за ними сохраняется либо могло быть сохранено право пользования жилыми помещениями, обязаны в указанные сроки направить по месту учета подтверждающие документы.

Снимаются с учета граждане: не прошедшие в установленные сроки перерегистрацию без уважительных причин (болезнь, временное отсутствие по служебной необходимости);

Из указанной нормы усматривается, что документы обновляются не во всех случаях, а только по мере необходимости. Такой необходимости с 2004г. в данном случае не имелось, т.к. истица продолжала проходить службу в УИС, и по-прежнему не имела жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма.

Кроме того, пункт 29 Положения, предусматривающий возможность снятия с учета граждан, не прошедших в установленные сроки перерегистрацию без уважительных причин противоречит положениям ст. 56 ЖК РФ, в которой указаны 6 оснований, по которым граждане снимаются с учета. Указанный перечень оснований снятия граждан с учета является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. И такого основания, как не прохождение перерегистрации ежегодно, в данной норме не предусмотрено. Таким образом, даже если бы истица и не проходила перерегистрацию, то она не подлежала снятию с учета.

Доводы представителя ответчика о том, что истица улучшила свои жилищные условия, не подтверждаются никакими доказательствами.

Применительно к ст. 56 ЖК РФ улучшением жилищных условий можно считать : получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

Утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма предусматривает: улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них права самостоятельного пользования жилым помещением, увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи.

Однако таких обстоятельств, судом не установлено. Истице не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма, она не получала от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; ей не предоставлялся от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома; она не приобретала право собственности на какие-либо жилые помещения на основании сделок, либо свидетельства о праве на наследство, и не имело место увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи.

В соответствии со справкой МУФЗ в сфере ЖКХ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30) Зюзина Т. В. значится зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>. Вместе с Зюзиной Т. В. по данному адресу значится зарегистрированной ее дочь – З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении – л.д. 31).

Согласно справке МУП ЖЭУ-5 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) Зюзина Т. В. и ее дочь З. были сняты с регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Зюзиной Т. В. и Ч. был заключен договор поднайма (найма) жилого помещения, по условиям которого Зюзиной Т. В. была предоставлена для проживания с дочерью З. квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>.

Зюзина Т. В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, также по данному адресу была зарегистрирована ее дочь – З., что подтверждается справкой МУП ЖЭУ-5 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным договорам истицы с ребенком проживала в жилых помещениях на основании договоров поднайма.

В соответствии со справками МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35,36) Зюзина Т. В. и ее дочь – З. правом приватизации квартиры не пользовались.

За Зюзиной Т. В. и ее дочерью – З. домовладения, квартиры за период с 1997 года по 2010 год не значатся, что подтверждается справками МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37,38, 39,40).

Согласно сообщениям Управления Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации прав в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за Зюзиной Т. В. и З. отсутствуют.

Таким образом, оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 1 марта 2005г. для снятия истицы с учета не имеется.

Следует отметить, что и статьями 56 ЖК РФ, и 32 ЖК РСФСР и п. 30 Положения предусмотрено, что снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением о принятом решении.

Ответчики не уведомляли истицу письменно о снятии с учета и не направляли ей копию протокола заседания ЖБК. Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.

Более того, и в Книге учета должна делаться отметка о снятии с учета с указанием даты и причин снятия с учета. Суду такие сведения также не представлены. Да и отсутствует сам протокол заседания ЖБК Учреждения ИЗ-61/1 о снятии истицы с учета.

В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах суд считает, что истица незаконно снята с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и подлежит восстановлению на учете.

Соответственно и решение ЖБК от 27 мая 2010г. является незаконным. Истица обращалась с рапортом о восстановлении её на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставляла доказательства принятия её на учет решением ЖБК от 23.07.1997 года. Однако комиссией рассматривался не вопрос о восстановлении на учете, а вопрос о принятии на учет, хотя в своем рапорте истица просила восстановить её на учете, а не принимать её вновь на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

И с учетом изложенного нарушенное право истицы подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ -№ ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зюзиной Т. В. во включении в список лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать ФБУ ИЗ № ГУФСИН по Ростовской области восстановить Зюзиной Т. В. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья