Отметка об исполнении решения Дело 2-482/ 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ,
при секретаре Абрамовой ОВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону к ООО «ПКФ «Альбион», МУ «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции по адресу: <адрес> <адрес>,
установил:
Прокурор Железнодорожного района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «ПКФ «Альбион».
В качестве правового обоснования заявитель ссылался на ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О безопасности дорожного движения», указывая, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124 –ст (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 года № 170-ст, в редакции изменений № 2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 года № 117-ст, с изменения, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 года № 170-ст о введение в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты», № 9, 2005 года и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5 за 2005 года. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003; первоначальный текст ГОСТ опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.
Указанный государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»), а следовательно, ГОСТ регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, т.е., в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и подлежит обязательному применению.
Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Согласно п.4.2 указанного ГОСТа, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах (п.6.1); на высоте не менее 4, 5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п.6.2); расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м (п.6.6); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 (м)
В соответствии с п.п.1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 года, специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекция), которая в процессе осуществления этих функций обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по Ростовской области проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО
«ПКФ «Альбион», расположенная по адресу <адрес>, на основании разрешения № МУ «Управления наружной рекламы», возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) составляет 541 мм, расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры) составляет 4394 мм (относительно <адрес>), горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до дорожного знака составляет 25048 мм.
Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающего приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
<адрес> осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «ПКФ «Альбион» создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами.
Ссылаясь на статью 1065 ГК РФ, прокурор просил обязать ООО «ПКФ «Альбион» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес>.
В процессе рассмотрения гражданского дела к участию в качестве соответчика привлечен ООО «Глобалтрэвелсистем» (л.д.42-47).
Помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Дмитренко ОВ в судебное заседание явилась, иск и доводы заявления поддержала, просила удовлетворить; исключить из числа Ответчиков ООО «Глобалтрэвелсистем» как ненадлежащего.
Ответчики ООО «ПКФ «Альбион», МУ УНР г.Ростова-на-Дону, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие не просили; в отсутствие не явившихся лиц гражданское дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Из поступившего в суд ходатайства ООО «ПКФ «Альбион» усматривается, что договор купли-продажи рекламных конструкций с ООО «Глобалтрэвелсистем» расторгнут, рекламная конструкция возвращена ООО «ПКФ «Альбион» по акту от ДД.ММ.ГГГГ; а, потому, в соответствии со статьей 41 ГПК РФ ООО «Глобалтрэвелсистем» исключен из числа Ответчиков как ненадлежащий.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Пункт 4 статьи 19 Закона определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Согласно п. 20 указанной нормы, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу п. 5 части 3 статьи 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно разд.1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки.
Согласно п.4.2 указанного ГОСТа, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах ( п.6.1); на высоте не менее 4, 5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п.6.2); расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м (п.6.6); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 (м)
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по Ростовской области проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО « ПКФ «Альбион», расположенная по адресу <адрес> <адрес>, на основании разрешения № м МУ «Управления наружной рекламы», возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части ( края бордюрного камня) составляет 541 мм, расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры) составляет 4 394 мм 9относительно <адрес>), горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до дорожного знака составляет 25 048 мм (л.д.7-11).
Нарушения, допущенные при возведении рекламной конструкции требованиям ГОСТа подтверждаются Актом осмотра рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ составленным в присутствии <данные изъяты>
Выявленные в результате проверки нарушения при размещении Ответчиком спорной конструкции не соответствуют требованиям, предъявляемым к рекламной конструкции при выдаче разрешения УНР на ее установку (л.д. 7-11).
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательны для применения при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2007г. № 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Ссылки Ответчика на положения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не могут быть приняты во внимание суда, т.к. рекламная конструкция не является сооружением в смысле, придаваемом п.23 статьи 2 указанного ФЗ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ООО «ПКФ «Альбион» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу: <адрес>
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Алёшина Е.Э.