Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-931/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
судьи ШАРИНОЙ О.А.
с участием прокурора ДМИТРЕНКО О.В.
при секретаре КАЛТЫГА О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, третьи лица – Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района» г. Ростова-на-Дону об обязании органов местного самоуправления осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростова-на-Дону» утвержден соответствующий перечень автомобильных дорог общего пользования с присвоением им идентификационных номеров. Согласно порядковым номерам 576-719 на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону находятся 143 автомобильные дороги, из которых 124 на основании распоряжений ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № переданы и закреплены за МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района г. Ростова-на-Дону» на праве оперативного управления, а 22 автомобильные дороги – в безвозмездное пользование для выполнения работ по их содержанию. Согласно распоряжению администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога общего пользования местного значения «<адрес> (пер. <адрес> Сиверса)» площадью проезжей части 27690 кв.м. передана в безвозмездное пользование МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района г. Ростова-на-Дону». В нарушение ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, ст. 2 ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право собственности муниципального образования города Ростова-на-Дону на вышеуказанную автомобильную дорогу общего пользования местного значения «Улица Большая Садовая (<адрес> – <адрес>)» не зарегистрировано, право собственности на указанный объект не закреплено. Вместе с тем, неосуществление действий по государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу влечет за собой препятствия в осуществлении государственно контроля за ее техническим состоянием, безопасностью дорожного движения, расходования денежных средств на ее ремонт и содержание и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дороги установленным правилам и стандартам, так как в соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О местном самоуправлении в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дмитренко О.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону и ДИЗО г. Ростова-на-Дону принять предусмотренные законом меры по регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «Улица Большая Садовая <адрес> – <адрес>)».
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Венжега Л.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, в связи с отсутствием нарушений прав неопределенного круга лиц, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону Богуславская К.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, суду пояснила, что права и законные интересы третьих лиц не нарушены, муниципальным образованием осуществляются все возложенные на него функции по управлению, содержанию и обслуживанию автодороги, истец лишь предполагает наступление данных событий, которые могут и не наступить. В отсутствие нарушенного права полагает, что иск носит преждевременный характер. Просила в иске отказать.
Представители Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону Семичев Д.А. и МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района г. Ростова-на-Дону» Лучинкина Т.Д., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, возражения представителей ответчиков поддержали, просили в иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих деле, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростова-на-Дону» утвержден соответствующий перечень автомобильных дорог общего пользования с присвоением им идентификационных номеров. Согласно порядковым номерам 576-719 на территории <адрес> находятся 143 автомобильные дороги, из которых 124 на основании распоряжений ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № переданы и закреплены за МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района г. Ростова-на-Дону» на праве оперативного управления, а 22 автомобильные дороги – в безвозмездное пользование для выполнения работ по их содержанию. Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога общего пользования местного значения «Улица Большая Садовая (пер. <адрес> <адрес> площадью проезжей части 27690 кв.м. передана в безвозмездное пользование МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района г. Ростова-на-Дону».
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 приведенного Закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Согласно ч. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципального правового акта по вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>» <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ростова-на-Дону.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в постановление Мэра города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении городской целевой программы развития улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону до 2010 года» предусмотрен капитальный ремонт <адрес> – <адрес>) в 2006 – 2008 г.г. с выделением денежных средств из бюджета города (таблица 3.1 п. 1.13 Постановления).
Распоряжением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога по <адрес> (<адрес> – <адрес>) протяженностью 1577 п.м., площадью проезжей части 27690 кв.м., находящаяся на балансе МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» <адрес> передана в безвозмездное пользование МУ «Управление автомобильных дорог Ленинского района» г. Ростова-на-Дону с целью выполнения функций заказчика на выполнение работ по содержанию и ремонту.
Обратившись в суд с настоящим иском, прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону ссылается на то, что неосуществление действий по государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу влечет за собой препятствия в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием, безопасностью дорожного движения, расходования денежных средств на ее ремонт и содержание и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дороги установленным правилам и стандартам.
Суд находит такие доводы несостоятельными. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Таким образом, закон никоим образом не связывает осуществление деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий с наличием государственной регистрации права на автомобильную дорогу.
Необоснованными суд находит и доводы истца о том, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу влечет за собой препятствия в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием.
В силу положений ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Приказом Минтранса РФ № 150 от 27.08.2009 года «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, согласно которому оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Таким образом, законодательством не предусмотрена взаимосвязь оценки технического состояния автомобильной дороги с наличием государственной регистрации права собственности на нее.
Статья 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» раскрывает понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, под которой понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ не предусмотрена обязательная регистрация прав на автомобильные дороги. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ допускается только государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
Судом было предложено истцовой стороне представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований, а также уточнить какие именно действия необходимо совершить по регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, однако истец просил рассматривать дело в рамках заявленных требований. При этом представитель прокуратуры Ленинского района г. Ростова-на-Дону пояснила, что на сегодняшний день отсутствует нарушение чьих-либо прав отсутствием государственной регистрации права на автомобильную дорогу, однако возможно такое нарушение будет существовать в будущем.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных выше обстоятельствах, а также принимая во внимание, что требования заявлены относительно лишь части автомобильной дороги, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании ответчиков принять предусмотренные законом меры по регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «Улица Большая Садовая (<адрес> – <адрес>)» не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону и ДИЗО г. Ростова-на-Дону принять предусмотренные законом меры по регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения «Улица Большая Садовая (<адрес>)» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ: