о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата



Отметка об исполнении Дело № 2- 453/11

_____________________________________________________________________

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 м а я 2011 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Цепиной И.М.

при секретаре Ткаченко К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Навасардян А.А. к ФБУ Управление СКВО, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих « Министерства обороны РФ, ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района», войсковой части № № о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л :

20.10.2010 года Навасардян А.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу с. в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Приказом командира войсковой части № н/п Калиновская Наурского района Чеченской республики от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п/п «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, и приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава войсковой части №. На момент увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляла 27 лет 8 месяцев.

Истец указывает, что согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством. Так военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений. Аналогичные законоположения закреплены в п.п.16,17 ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 года, согласно которым, военнослужащий, увольняемый с военной службы на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен денежным довольствием и иным обеспечением. А если военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий, он не может быть уволен без предоставления ему жилого помещения.

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, подлежащих увольнению с венной службы после 1.01.2005 года осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Истец также указал, что в соответствии с п. 16 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 15.02.2000 года № 80, военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

Для обеспечения жильем увольняемых с военной службы военнослужащих Постановлением Правительством РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

В соответствии с п.п. 5, 6, 9 Правил - право на участие в программе имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

- военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы.

В соответствии с п.7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Истец указывает, что за все время прохождения военной службы он жилым помещением не обеспечивался, до настоящего времени жилья не имеет..

В Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 и в Приказе Министерства обороны РФ от 10.06.2006 года № 215 указано, что список лиц на получение жилищных сертификатов формирует воинская часть, которая в последующем направляет этот список в квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ) района и так далее до Министерства обороны РФ. Включение военнослужащих уволенных в запас в список лиц на получение жилищных сертификатов не предусматривается указанными документами, так как в соответствии с требованиями федерального законодательства формирование списков получателей жилищных сертификатов происходит до увольнения, а выдаются жилищные сертификаты в момент увольнения.

Исходя из этого, и в целях реализации своих прав на жилище гарантированные государством, истец просил в судебном порядке признать его право на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата его и членов семьи.

Истец Навасардян А.А. и его представитель Петросян А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца и его представителя в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Ответчики представители ФБУ Управление СКВО, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих « Министерства обороны РФ, ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района», войсковая часть № в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, судебными повестками, врученными с уведомлением под роспись, о причинах неявки не сообщили, предоставили письменные отзывы, в которых иск Навасардяна А.А. не признали, полагали заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению. Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Навасардян А.А. являлся военнослужащим, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу с. в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Приказом командира войсковой части № н/п Калиновская Наурского района Чеченской республики от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п/п «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, и приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава войсковой части №. На момент увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляла 27 лет 8 месяцев.

По утверждению истца, за время прохождения военной службы он жилым помещением не обеспечивался.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статьей 36 названного Закона определено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» утверждены Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года.

Согласно п.п. «а» п.5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном году составляет 10 лет и более.

Таким образом, участвовать в подпрограмме могут граждане – военнослужащие при наличии одновременно следующих условий : а) военнослужащий должен быть в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) ; б) военнослужащий подлежит увольнению со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья или в связи с проведением организационно штатных мероприятий.

В пункте 12 ПРАВИЛ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМ ПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, определено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N N 2 и 3 в следующем порядке:

В данном случае, судом установлено, что истец в предусмотренном законодательством порядке не обращался по месту своей службы ( до 01.03.2005 года ), а также в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о принятии его на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, и соответственно отсутствует решение соответствующего органа о признании истца нуждающимся в жилом помещении. Доказательств, свидетельствующих об обратном, истец суду не представил. Напротив, ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района» своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда сообщила, что по спискам нуждающимся в предоставлении жилых помещений военнослужащих в/ч № – ЧР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий Навасардян А.А. не значится. Военнослужащий Навасардян А.А. документы для постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилой палощади по линии Министерства обороны РФ в ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ не сдавал и в базе данных жилищной группы ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района « Министерства обороны РФ не значится. В подтверждение этих обстоятельств в суд представлены списки военнослужащих, нуждающихся в жилой площади в/ч 42839- ЧР (л.д. 90, 91-92).

Доказательств, свидетельствующих об обратном истец суду не представил.

Вследствие этого, суд полагает, что требования истца о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата Навасардяна А.А. и членов его семьи, являются необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку доказательств тому, что истец в установленном законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилья), как это предусмотрено Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, суду представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Навасардяну А.А. в иске к ФБУ Управление СКВО, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих « Министерства обороны РФ, ФГУ «Ханкалинская КЭЧ района», войсковой части № о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата Навасардяна А.А. и членов его семьи, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2011 года

Судья: