об обязании устранить нарушения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

с участием прокурора Барышниковой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова –на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Донавтовокзал» об обязании устранить выявленные нарушения

Установил :

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Донавтовокзал», указав, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону по заданию прокуратуры Ростовской области совместно с сотрудниками Южного управления госавтодорнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения федерального законодательства в ОАО «Донавтовокзал».

Проверкой установлено, ОАО «Донавтовокзал» допущены нарушения Закона и приказа Министерства транспорта РФ от 03.11.2009 № 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», также выявлен ряд нарушений «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденных Министром внутренних дел Российской Федерации от 06.11.2002 года; также выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.2994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313; СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации № 18-7 от 13.02.1997 года; СНиП 2.08.02-89*; СНиП 31-05-2003; выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществля­ющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.05.2010 № 58.

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону просит суд: обязать ОАО «Донавтовокзал» провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обязать ОАО «Донавтовокзал»: оборудовать территорию автовокзала устройствами тревожной сигнализации «без права отключения» с выводом на ПЦО УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону;

- оснастить руководство объекта и сотрудников службы безопасности и охраны мобильными устройствами тревожной сигнализации (радиобрелками);

- оборудовать рабочие места кассиров устройствами тревожной сигнализации;

- оборудовать КПП автовокзала смотровыми площадками для осмотра транспортных средств.

- обязать ОАО «Донавтовокзал» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности:

-заменить покрытие пола на путях эвакуации, в коридорах гостиницы на девятом, седьмом и пятом этажах, в коридоре административного здания на одиннадцатом этаже в соответствие с п. 6.25 СНиП 21-01-97*, установить двери, отделяющие коридор от лестничной клетки на двенадцатом этаже административной части здания, оборудовать двери административной части здания доводчиками для самозакрывания, оборудовать двери гостиницы уплотнениями в притворах, выполнить остекление дверей армированным стеклом, произвести монтаж эвакуационного освещения в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания, произвести монтаж вентиляционных коробов на эвакуационном пути на двенадцатом этаже на высоте не менее 2,2 м., выполнить отделку стен в общем коридоре первого этажа, участка стены
в лифтовых холлах на шестом, седьмом, восьмом этажах гостиницы, в помещениях автовокзала - стены тамбуров выходов из автовокзала, холла диспетчерской, лестничной клетки в административной части здания автовокзала, из не горючих материалов, обустроить пути эвакуации со второго этажа в зале автовокзала, исключая наличие винтовых лестниц, выполнить электрическую проводку на освещение в помещении
сантехника, под подвесным потолком в здании управления, гостиницы, на двенадцатом этаже, в коридоре одиннадцатого этажа, к лифтовой, на втором этаже здания, в административных помещениях автовокзала в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, исключая открытое прохождение электрических проводов, оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией в здании управления и гостиницы устройством включения от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, установить в здании управления и гостиницы систему автоматического
пожаротушения, произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в помещениях: кладовой программистов на двенадцатом этаже, в здании управления: в подвале, в складских помещениях на первом этаже в комнате 105, в помещениях гостиницы на втором этаже, привести в исправное состояние системы автоматической пожарной
сигнализации, оповещения людей о пожаре в помещениях здания автовокзала, обеспечить прохождение обучения пожарно-техническому минимуму руководителя и ответственных лиц ОАО «Донавтовокзал», выполнить двери кладовых для хранения горючих материалов, устано­вок, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных
помещений из материалов с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа, оградить лестницы из подвального и цокольного этажей, ведущие в помещение первого этажа, противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур -шлюза с подпором воздуха при пожаре, устранить расположение внутри помещений аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения помещений для хранения (архив, помещения для хранения в здании главного автовокзала, в помещениях для хранения в подвале здания управления), обустроить выходы из незадымляемых лестничных клеток в вестибюль
через тамбур-шлюз с подпором воздуха во время пожара, в каждом отсеке подвальных или цокольных этажей (заглубленных
более чем на 0,5 м) выполнить не менее двух люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м., оборудовать части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности (гостиница и административная часть здания) противопожарными преградами (противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 60), оборудовать в помещениях архивов и кладовых площадью более 36 м2
при отсутствии окон вытяжные каналы площадью сечения не менее 0,2 %
площади помещения и снабженные на каждом этаже клапанами с автоматическим и дистанционным приводом, оборудовать помещение парильной в соответствии с требованиями п.
6.3.9. СНиП 31-05-2003, п. 1.81* СНиП 2.08.02-89*, оборудовать в здании автоматическую противодымную защиту лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре;

Обязать ОАО «Донавтовокзал» устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: обеспечить прохождение персоналом медпункта ОАО «Донавтовокзал» медицинских обследований и профпрививок, произвести маркировку уборочного инвентаря и оборудования
медпункта, установить бактерицидную лампу в помещении медицинского пункта, обеспечить прохождение гигиенического обучения персоналом гостиницы ОАО «Донавтовокзал» не менее 1 раза в 2 года;

Запретить ОАО «Донавтовокзал» осуществление деятельности по эксплуатации зданий и сооружений, транспортного комплекса до устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, пожарной безопасности и санитарно эпидемиологического законодательства, «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденных Министром внутренних дел Российской Федерации 06.11.2002.

В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону уточнил исковые требования, и просил : обязать ОАО «Донавтовкзал» провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обязать ОАО «Донавтовокзал» оборудовать территорию автовокзала устройствами тревожной сигнализации «без права отключения» с выводом на ПЦО УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону. Заявление об уточнении исковых требований приобщено к материалам дела.

Представитель Прокуратуры Ленинского района Ростовской области – помощник Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Барышникова Н. Г., действующая на основании удостоверения, в судебное заседание явилась, суду пояснила, что после предъявления настоящего искового заявления в суд ответчик в добровольном порядке устранил имевшиеся нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противопожарной безопасности, а также частично устранил нарушения законодательства о транспортной безопасности, в связи с чем прокурором в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены исковые требования, и просила: обязать ОАО «Донавтовкзал» провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обязать ОАО «Донавтовокзал» оборудовать территорию автовокзала устройствами тревожной сигнализации «без права отключения» с выводом на ПЦО УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону.

Представитель ОАО «Донавтовокзал» - Хорошенко Т. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования признала в части обязания ОАО «Донавтовокзал» оборудовать территорию автовокзала устройствами тревожной сигнализации «без права отключения» с выводом на ПЦО УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ОВО «Донавтовокзал» заключило договор с ООО ЧОО «<данные изъяты>» в соответствии с которым подрядчик обязался произвести монтаж и пуско-наладку систему тревожной сигнализации в помещениях административного здания, гостиницы и касс. И после проведения указанных работ ОАО «Донавтовокзал» заключит с УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону соответствующий договор на обслуживание.

Признание иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика. Право на признание иска, предусмотрено доверенностью.

Судом разъяснены представителю ответчика последствия принятия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому имеются основания для принятия признания иска.

Исковые требования в части обязания ОАО «Донавтовокзал» провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представитель ответчика не признала, суду пояснила, что с целью проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ОАО «Донавтовокзал» 16.12.2010 года заключило договор с ООО «<данные изъяты>» на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Однако указанная организация до настоящего времени не имеет возможности произвести оценку уязвимости в связи с тем, что Федеральной службой по тарифам не установлен соответствующий тариф на выполнение работ по оценке уязвимости, а в соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств производится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен ( тарифов) на товары ( услуги) и контроль за их применением. Факт отсутствия утвержденных тарифов на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств подтверждается официальным письмом Федеральной службы по тарифам. В соответствии с письмом ФТС России от 08.02.2011 года №4-363 в настоящее время Федеральной службой по тарифам не установлен соответствующий тариф на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также отсутствуют методики проведения оценки уязвимости. Провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не представляется возможным в связи с тем, что проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» в настоящее время находится на согласовании. В связи с тем, что в настоящее время Федеральной службой по тарифам не установлен соответствующий тариф на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и принимая во внимание тот факт, что вышеуказанные методики проведения оценки уязвимости до настоящего момента отсутствуют, провести оценку уязвимости и категорирование объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Донавтовокзал» не представляется возможным.

Разработать план обеспечения транспортной безопасности в настоящее время так же не представляется возможным в связи с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. В соответствии со статьей 6 ФЗ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно действующему законодательству данными полномочиями наделено Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации. 03.02.2011 года ОАО «Донавтовокзал» направило в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации письмо с просьбой произвести категорирование объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта открытого акционерного общества «Донавтовокзал» с целью отнесения их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта и его возможных последствий. 09 марта 2011 года ОАО «Донавтовокзал» получен ответ Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации в котором указано, что провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не представляется возможным в связи с тем, что проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» в настоящее время находится на согласовании.

ДД.ММ.ГГГГ Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесло Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденного за нарушение транспортной безопасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии обязательства ОАО «Донавтовокзал» провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о государственной регистрации ОАО «Донавтовокзал», сведения о регистрации внесены в ЕГРЮЛ. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о постановке ОАО «Донавтовокзал» по месту нахождения – <адрес>, на учет в налоговом органе – ИМНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО «Донавтовокзал» в редакции, принятой на общем собрании акционеров ОАО «Донавтовокзал» ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированной регистрационной палатой администрации г. Ростова-на-Дону, ОАО «Донавтовокзал»,. осуществляет следующие виды деятельности: транспортно-экспедиционная деятельность; изучение пассажиропотока и спроса населения в пассажирских перевозках; разработка маршрутов, расписаний и графиков движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом; контроль за исполнением графиков движения и диспетчерское сопровождение автобусов на маршрутах; предварительная и текущая продажа и бронирование проездных билетов на автобусы и другие виды транспорта, доставка билетов, другие услуги, оказываемые на автовокзалах, пассажирских автостанциях и в автокассах, а также в пунктах приема и исполнения заказов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом; перевозка пассажиров автомобильным транспортом на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах; оказание сервисных услуг; организация общепита; рекламные услуги; гостиничные услуги; ремонт, техническое обслуживание, мойка автотранспортных средств, оборудование автомобилей газобаллонными устройствами; оказание услуг по техническому осмотру автотранспортных средств; оптово-розничная торговля; торговля горюче-смазочными материалами с открытием автозаправочных станций; оказание услуг по хранению, бытовых и иных услуг.

В соответствии с Уставом местом нахождения ОАО «Донавтовокзал» является адрес: <адрес>.

Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону по заданию прокуратуры Ростовской области совместно с сотрудниками Южного управления госавтодорнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения федерального законодательства в ОАО «Донавтовокзал», юридический адрес: <адрес>.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта РФ от 03.11.2009 № 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не проведено категорирование объектов ОАО «Донавтовокзал».

Не проведена оценка уязвимости объектов ОАО «Донавтовокзал», что является нарушением требований установленных ст. 5 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ и приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов ОАО «Донавтовокзал», чем нарушены требования, предусмотренные ст. 9 Федерального закона РФ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ и приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

И прокурор просит обязать ответчика устранить указанные нарушения.

Суд полагает указанные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

К основным принципам обеспечения безопасности ст. 2 Закона РФ "О безопасности" отнесены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время вопросы транспортной безопасности, в первую очередь, регулируются Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", который рассматривает транспортный комплекс как особую и достаточно самостоятельную систему высокорисковых объектов.

В статье 2 ФЗ N 16-ФЗ указывается, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

- определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

- разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

- подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

- осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

- информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п.2 и п.4 Порядка оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании методик проведения оценки уязвимости с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.

С целью проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ОАО «Донавтовокзал» с ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор /АТ на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. И платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ произведена предоплата работ по указанному договору.

Между тем ФТС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97) известило ОАО «Донавтовокзал» о том, что в настоящее время Федеральной службой по тарифам не установлен соответствующий тариф на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также отсутствуют методики проведения оценки уязвимости, и отсутствуют методики проведения оценки уязвимости.

И при таких обстоятельствах по объективным причинам не может быть проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», согласно которому план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Из вышеприведенных нормативных актов усматривается, что планирование обеспечения транспортной безопасности независимо от вида и уровня планов производится на основе оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Поскольку оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в настоящее время невозможна по причинам, указанным выше в решении, то соответственно не может быть составлен и план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии со статьей 6 ФЗ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно действующему законодательству данными полномочиями наделено Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" Приказом Минтранса РФ от 03.11.2009 N 194

утвержден Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п.2 и 3 Порядка основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства к одной из категорий, количество которых не должно превышать четырех, первая категория является наивысшей.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании методик и критериев категорирования.

Категория объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства определяется с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности. Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти.

Пунктом 2 данного приказа Федеральным агентствам, находящимся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации предписано в месячный срок с момента вступления в силу настоящего Приказа разработать и по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации утвердить количество категорий и количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта.

Во исполнение требований ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" и Приказа Минтранса РФ от 03.11.2009 N 194

ОАО «Донавтовокзал» ДД.ММ.ГГГГ направлено в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации письмо с просьбой произвести категорирование объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта открытого акционерного общества «Донавтовокзал» с целью отнесения их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта и его возможных последствий.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации сообщило ОАО «Донавтовокзал» о том, что провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не представляется возможным в связи с тем, что проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» в настоящее время находится на согласовании.

И ввиду отсутствия нормативного акта ответчик не имеет возможности провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Следует отметить, что прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону по результатам проведенной совместно с сотрудниками Южного управления госавтодорнадзора ДД.ММ.ГГГГ проверки было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Донавтовокзал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и в постановлении о возбуждении дела указано о выявленных в ходе проверки нарушениях требований статей 5,6,9 Федерального закона "О транспортной безопасности". Дело об административном правонарушении было передано на рассмотрение в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении прекращено по ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения. При этом в постановлении указано, что в силу п.п.2 п.2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;

Согласно ст. 8 данного Закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Однако на момент проведения проверки требования в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по обеспечению транспортной безопасности отсутствовали.

Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в силу ст. 5 ФЗ-16 не была проведена, т.к. она проводится на основании установленных требований по обеспечению транспортной безопасности, а на момент прокурорской проверки требования по обеспечению транспортной безопасности отсутствовали и соответственно опубликованы не были.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996г. № 763Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно п. 3 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010г. № 34 план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции, а на момент проведения проверки план не был разработан в связи с отсутствием проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Донавтовокзал» устранить нарушения Правил пожарной безопасности и оборудовать территорию автовокзала устройствами тревожной сигнализации «без права отключения» с выводом на ПЦО № УВО при УВД по г. Ростову-на-Дону.

В удовлетворении заявления Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону к ОАО «Донавтовокзал» об обязании провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья