о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции



Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-1790/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Осипова А.В.

с участием прокурора Троицкой Т.Н.

при секретаре Тесленко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции по <адрес>, выданное ООО «Форт Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону и обязании ООО «Форт Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском указав, что ими проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Форт Медиа». В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ООО «Форт Медиа» установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003. Разрешение на установку рекламной конструкции в ДД.ММ.ГГГГ выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону». Размещение рекламной конструкции согласно данному разрешению противоречит требованиям Госстандарта. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону просит суд признать недействительным разрешение на установку рек­ламной конструкции, выданное ООО «Форт Медиа» Муниципальным учреж­дением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: <адрес> ООО «Форт Медиа» осуществить демонтаж рекламной конст­рукции, размещённой по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Троицкая Т.Н. требования прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ООО «Форт Медиа» Сидненко Р.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал приобщенные к материалам дела возражения по иску суду пояснил, что рекламная конструкция установлена на законном основании, в соответствии с выданным разрешением. Прокурор обратился в суд с нарушением правил подведомственности, так как данный спор подведомствен арбитражному суду поскольку затрагиваются права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также прокурор не наделен правом обращения в суд с подобным требование. На момент установки рекламной конструкции, т.е. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52044-2003 не действовал, а в соответствии с ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения в действие. Кроме того ГОСТ 52044-2003 не является обязательным и не подлежит исполнению поскольку является не соответствующим закону, а прокурор не наделен полномочием на обращение в суд с иском о понуждении к демонтажу рекламных конструкций.

Представитель МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не просил, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил. В отношении не явившегося представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, представителя ООО «Форт Медиа», изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Оспариваемое разрешение на установку рекламной конструкции затрагивает права и законные интересы не ООО «Форт-Медиа», а неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ч.2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иск прокурором Октябрьского района г. Ростова-на-Дону подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, поскольку ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», на который прокурор ссылается в своем исковом заявлении как на нормативно-правовое обоснование заявленных исковых требований, регулирует вопросы безопасности участник дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Форт Медиа». В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ООО «Форт Медиа» установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная рекламам на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», а именно:

- расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до опоры средства наружной рекламы 3900 мм;

- расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до горизонтальной проекции точки Б рекламного щита 1798 мм;

- высота опоры составляет 3574 мм,

- расстояние от горизонтальной проекции точки Б рекламного щита до знака регулировки дорожного движения .

о чем прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону составлен протокол измерений рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ с участием инженеров по метрологии ФГУ «Ростовский ЦСМ» и начальника отдела проверки и калибровки СИ ФГУ «Ростовский ЦСМ» (л.д. 7), а также приложение к указанному протоколу измерений.

Представитель ответчика ООО «Форт Медиа» с указанными в акте результатами измерений рекламной конструкции не согласился, поскольку методики измерения на законодательном уровне отсутствуют. Однако доказательств обратного суду не представил, о проведении повторного осмотра с участием представителя ООО «Форт Медиа» не ходатайствовал.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основания своих требований и возражений.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленного протокола измерений, в составлении которого принимали участие инженеры по метрологии ФГУ «Ростовский ЦСМ» и начальника отдела проверки и калибровки СИ ФГУ «Ростовский ЦСМ», являющиеся специалистами в области измерений.

Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требо­ваниям технического регламента.

Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Из пункта 5 ч. 20 ст. 19 указанного Закона, следует, что в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ. ГИБДД г. Ростова-на-Дону было согласовано размещение рекламной конструкции размером 3,0 м х 6,0 м ООО «Форт Медиа», расположенной по адресу <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.

На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно п. 6.1 Госта 52044-2003 - средство наружной рекламы не может быть размешено сбоку от автомобильной дороги на расстоя­нии 5 м от бровки земляного полотка автомобильной дороги (бордюрного кам­ня) в населенных пунктах. Согласно п. 6.2. ГОСТа нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 4,5 м. на территории городских и сельских поселений. Согласно п. 6.6. ГОСТа допустимое расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет не менее 60 м.

Как установлено судом и следует из материалов дела, а именно: акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ рекламная конструкция, установленная по адресу <адрес>, принадлежащая ООО «Форт Медиа», на которую выдано разрешение, установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам, произведенным с привлечением специалистов, у суда не имеется.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 в данном случае не подлежит применению, так как спорная рекламная конструкция была установлена ДД.ММ.ГГГГ. Независимо от того, когда фактически была установлена рекламная конструкция, разрешение было выдано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после принятия вышеуказанного ГОСТа в 2003г., и поэтому к правоотношениям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» должен применяться.

Что касается доводов ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 является не соответствующим закону и не подлежащим исполнению поскольку указанный гост не прошел государственно регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, а также не прошел официального опубликования в «Российской газете» или в Бюллетене нормативных актов федеральный органов исполнительной власти, то с указанными доводами суд не соглашается по следующим основаниям.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденный Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц, а в соответствии с п. 15 Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста от 04.05.2007 № 88 не подлежат представлению на государственную регистрацию:

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний; В связи с этим утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию не должны представляться.

Поскольку ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, не отменен, и продолжает действовать, он в соответствии с п.1 ст. 46 ФЗ РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

Также представитель ответчика ссылается на Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» согласно п. 10 которого, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Однако ГОСТ Р 52044-2003,как указано выше является ненормативным правовым актом и действие вышеназванного Указа Президента РФ на не него не распространяется.

Таким образом, приведенные выше доводы явно свидетельствуют о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ, в частности п. 6.1., 6.2., 6.6.

Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он, в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

Согласно п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешения на установку рекламной конструкции, выданные ООО «Форт Медиа» должны быть признаны недействительными.

Согласно п. 21 ст. 21 вышеназванного Закона «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

Учитывая, что разрешение на установку рекламной конструкции признано недействительным, то ответчик обязан в установленные законом порядке и сроки произвести демонтаж рекламной конструкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным разрешение , выданное ООО «Форт Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону на размещение рекламной конструкции по адресу <адрес>.

Обязать ООО «Форт Медиа» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж рекламной конструкции, размещенной на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ А.В. Осипов