ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: судьи ШАРИНОЙ О.А. с участием прокурора ТРОИЦКОЙ Т.Н. при секретаре ЗАРВАНСКОЙ Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Глобус Аутдор Медиа», третье лицо - МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском указав, что ими проведена соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. Порядок размещения средств наружной рекламы урегулирован ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция по адресу <адрес> – Атарбекова, возведена с нарушением п. 6.1, п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно: установлена на расстоянии 2,6 м от бордюрного камня автомобильной дороги и на высоте 4 м от поверхности земли. Несоответствие месторасположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья. Выявленные нарушения требований федерального законодательства, воздавая помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Троицкая Т.Н. исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в уточненной формулировке поддержала, просила суд обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна по адресу <адрес> – <адрес> в г. Ростове-на-Дону. Представитель ООО «Глобус Аутдор Медиа» Токарев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, суду пояснил, что рекламная конструкция была установлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003, истцом неверным способом проводились замеры, полагает, что замеры не могут производиться от проекции точки нижнего левого края рекламного щита до бордюрного камня, поскольку это противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003. Просил в иске Прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону отказать. Представитель МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав прокурора, представителя ООО «Глобус Аутдор Медиа», изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что Прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» ответчику ООО «Глобус Аутдор Медиа» выдано разрешение №м на установку рекламной конструкции по адресу <адрес> – <адрес> (л.д. 55). Срок действия выданного ответчику разрешения истекает ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела ГИБДД УВД по <адрес>, в присутствии помощника прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, произведен осмотр места размещения ответчиком рекламной конструкции. Установлено, что вдоль дорожного полотна на пересечении <адрес> – <адрес>, расположен отдельно стоящий рекламный стенд. Согласно акта осмотра средство наружной рекламы размещено в нарушение требований ГОСТ 52044-2003: на расстоянии 2,6 м от бордюрного камня автомобильной дороги, на высоте 4 м от поверхности земли (л.д. 5). Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе". Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Из пункта 5 ч. 20 ст. 19 указанного Закона, следует, что в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта. Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы. Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 N 1892). В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления). Как установлено судом, в 2006 г. ГИБДД г. Ростова-на-Дону было согласовано размещение рекламной конструкции размером 3,0 м х 6,0 м, расположенной по адресу <адрес> – <адрес>. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан. Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТа Р 52044-2003 при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным. Указанным ГОСТом не допускается размещение средств наружной рекламы на расстоянии менее пяти метров от бордюрного камня автомобильной дороги; расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 150 м; расстояние до дорожных знаков и светофоров при площади рекламного объявления свыше 18 кв. м менее 100 м, а также не допускается размещение рекламной конструкции над проезжей частью. Согласно п. 6.1, 6.2 ГОСТ средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств. На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м. Инструкцией о порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода придорожной зоне автомобильных дорога и на территории городских и сельских поселений», введенной в действие Приказом ФДС РФ № 405 от 02.11.1998 года, установлен порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях. Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы, исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог. В силу инструкции наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством РФ и указанной Инструкцией. Согласно п. п. 2.3, 2.4, 2.10 Инструкции Реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна: снижать безопасность дорожного движения; ухудшать видимость на автомобильной дороге, ухудшать видимость, затемнять или иным образом снижать эффективность дорожных знаков, указателей, светофоров и иных технических средств регулирования дорожного движения; ограничивать видимость в направлении движения, боковую видимость и видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения; вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным. Не следует располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; ближе 25 м от остановок общественного транспорта. Нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы. В нарушение указанных выше требований рекламная конструкция в районе <адрес> – <адрес>, на которую ответчику выдано разрешение №м, размещена на расстоянии менее 5 м от края проезжей части дороги (согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до бордюрного камня автомобильной дороги составляет 2,1 м), что не соответствует требованиям вышеназванного ГОСТ. При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в судебном заседании о том, что истцом выбран неверный способ производства замеров. Замеры проводились от проекции нижнего левого края рекламного щита до бордюрного камня автомобильной дороги, что соответствует требованиям ГОСТ. Таким образом, как установлено судом и следует из материалов дела, рекламная конструкция, установленная по адресу <адрес> – <адрес>, принадлежащая ООО «Глобус Аутдор Медиа», на которую выдано разрешение, установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам у суда не имеется. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приведенные выше доводы явно свидетельствуют о том, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ, в частности п. 6.1. и п. 6.2. Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он, в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан. Доводы представителя ООО «Глобус Аутдор Медиа» о том, что рекламная конструкция установлена в соответствии с требованиями ГОСТ, суд находит несостоятельными, необоснованными и ничем не подтвержденными. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о демонтаже рекламной конструкции подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» произвести демонтаж рекламной конструкции – отдельно стоящего рекламного стенда, установленного вдоль дорожного полотна <адрес> – <адрес> в г. Ростове-на-Дону. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. СУДЬЯ: