ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Ростова Н/Д в составе: председательствующего Зусиковой Н.А. при секретаре Хейгетьяне М.В. с участием адвоката Юрасова Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к ГУ МВД России по Ростовской области и ОВД по г. Донецку о включении в льготный стаж времени участия в контртеррористических операциях, У с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области о включении в льготный стаж времени участия в контртеррористических операциях, указав, что он, являясь сотрудником ОВД г. Донецка Ростовской области, пказом ГУВД по Ростовской области был направлен в командировку в Чеченскую Республику для выполнения мероприятий по проведению контртеррористической операции в составе объединенной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона, где находился в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В силу действующего законодательства, а также Постановления Правительства от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время его участия в контретррористических операциях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно быть зачтено в льготный стаж для начисления пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. ГУ МВД России по Ростовской области ему было отказано во включении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж для начисления пенсии. На основании изложенного истец просит суд обязать ГУ МВД России по Ростовской области зачесть время его службы в Чеченской республике в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж для начисления пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он проходит службу в ОВД г. Донецка Ростовской области, и приказом ГУВД по РО был направлен в командировку в Чеченскую республику, где находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что данный период подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. В указанные период он находился на территории Чеченской республики в составе объединенной группировки органов внутренних дел в должности милиционера ППС. Он и другие сотрудники осуществляли охрану блокпостов, выезжали на зачистки. Боевые были выплачены за 4 дня. Эти дни были включены в выслугу лет из расчета 1 день за 3 дня. Остальной период нахождения в Чеченской республике был включен в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. Представитель истца – Юрасов Ю. Н., действующий на основании ордера, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Представитель ГУ МВД России по Ростовской области – Черненко О. Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что периоды участия в КТО включаются в выслугу лет в льготном исчислении на основании приказов командира ОГВ(с). На основании данных приказов истцу зачтены 4 дня в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня, и выплачено денежное вознаграждение за участие в боевых действиях. Иных приказов, подтверждающих участие истца в КТО не имеется. Также представитель ответчика заявил о пропуске срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. Представитель ОВД г. Донецка Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о дело рассмотрении дела в отсутствие представителя ОВД г. Донецка Ростовской области, в возражениях по иску указал, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27 февраля 2001г. № 139-9 денежные выплаты в размере не более 20 000 руб. в месяц) производятся сотрудникам специальных сил и сил Объединенной группировки только за дни их фактического участия при проведении контртеррористических операций. Изданные приказы руководителя ОГВ(с) поступают непосредственно в ГУВД РО с указанием количества дней участия в контртеррористических операциях и размера подлежащих к выплате денежных сумм. На основании этих приказов производится перечисление денежных средств из Минфина России в ГУВД РО. Таким образом, единственными документами, подтверждающими факт участия сотрудников в контртеррористических операциях, являются приказы, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 1992 года и приказом по ГУВД РО № от ДД.ММ.ГГГГ, он в составе сводного отряда ППСМ ГУВД по Ростовской области был направлен в командировку в Чеченскую Республику сроком на 90 суток для выполнения служебно-боевых задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контретррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ где принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. В командировке в Чеченской республике истец находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по ГУВД РО были изданы приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительных выплатах за каждый день фактического участия сотрудников ГУВД по Ростовской области при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении. На основании указанных приказов истцу было выплачено вознаграждение за участие в КТО: за февраль 2002г. – 714,29 руб. (за 1 день), за март 2002г. – 1290,32 руб. (за 2 дня), за апрель 2002г. – 666,67 руб. (за 1 день). Выслуга лет за дни фактического участия в КТО, т.е. за 4 дня: за ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, истцу была исчислена из расчета один день за три. Истец полагал, что выслуга лет должна быть исчислена из расчета один день за три за весь период нахождения в командировке. С указанными требованиями истца суд согласиться не может исходя из следующего. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001г. № 135-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исправительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона», на которое ссылаются истцы как на основания своих требований, введены с 1 марта 2001г. для военнослужащих и сотрудников специальных сил и сил Объединенной группировки денежные выплаты за каждый день фактического участия при проведении контртеррористических операций в размере 850 рублей - военнослужащим, лицам младшего начальствующего состава органов внутренних дел. Постановлением Правительства РФ №315-22 от 26.04.2001г. это постановление изменено и определено, что сумма выплат не должна превышать 20000руб в месяц. В статье 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” (действовавшей в спорный период времени и утратившей силу в связи с вступлением в законную силу ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”) было дано понятие контртеррористической операции, которая представляет собой специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция. Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, руководителю которого подчиняются все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекавшиеся к проведению контртеррористической операции и который определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств (статьи 10,12 Федерального закона, действовавшие до 06.03.2006). Согласно ст. 16 данного Федерального закона (действовавшей до 06.03.2006 г) контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель штаба по управлению контртеррористической операцией. Таким образом, как само понятие контртеррористической операции, содержавшееся в статье 3 закона, так и его нормы, регулировавшие порядок проведения контртеррористической операции, свидетельствуют о том, что такая операция является конкретным мероприятием, направленным на пресечение конкретной террористической акции, обезвреживание террористов и др., ограниченным по времени и зоне проведения, осуществляемым в особом, установленном законом порядке. Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” предусматривал также, что социальная защита лиц, привлекаемых к участию в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. В спорный период времени такой порядок был определен Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации”. Пункт 3 данного Постановления предусматривал, что сотрудникам (в том числе, и сотрудникам органов внутренних дел) и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 тыс. рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба. В соответствии с пунктом 4 этого же Постановления время непосредственного участия я составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. Кроме того, пункт 3 Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 № 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно- исполнительной системы и гражданскому персоналу вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.10.2002 № 721, от 08.08.2003 № 475, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 № 65), принятого в связи с завершением масштабных войсковых действий при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливал, что в случае привлечения военнослужащих и сотрудников воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской республики, к выполнению задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее именуется - Объединенная группировка) предоставлять им дополнительные гарантии и компенсации в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. № 1197-68. При этом на время выполнения указанных задач выплата полевых (суточных) денег в двукратном размере не производится. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации” разработана Инструкция « О порядке выплаты денежного вознаграждения военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти за фактическое участие в контртеррористических операциях на территории Северо- Кавказского региона РФ» (утверждена приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ от 29.04.05г. № 335/ОШ). В соответствии с данной Инструкцией денежное вознаграждение, установленное пунктом 3 Постановления, выплачивается: военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, указанным в пункте 1 Постановления, из состава специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и сил Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, привлекаемых Региональным оперативным штабом для участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за фактическое участие в конкретных контртеррористических операциях : на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений, военнослужащие (сотрудники) которых привлекались к проведению конкретных контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, подтверждающих периоды участия военнослужащих (сотрудников) в этих операциях и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба ( п.п.1.1,1.2). Состав специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых для проведения каждой конкретной контртеррористической операции, определяется приказом руководителя Регионального оперативного штаба с указанием количества военнослужащих (сотрудников) и границ зоны ее проведения. Выписки из указанных приказов доводятся до воинских частей, органов и подразделений, привлекаемых к участию в этих операциях ( п.2). Командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений, участвующих в проведении контртеррористической операции, не позднее дня, следующего за днем завершения операции, представляют в Региональный оперативный штаб донесение о фактическом количестве и персональном составе военнослужащих (сотрудников), непосредственно привлекавшихся к участию в этой операции по периодам ее проведения с приложением выписок из приказов по личному составу, подтверждающих такое участие ( п.3). На основании поступивших выписок из приказа руководителя Регионального оперативного штаба командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений издают приказы о периодах фактического участия каждого военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции, с указанием воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества военнослужащего (сотрудника), личного номера, условного наименования воинской части, органа и подразделения, в составе которых военнослужащий (сотрудник) принимал участие в контртеррористических операциях, дат или периодов его участия в этих операциях и суммы вознаграждения, полагающейся к выплате. Военнослужащие (сотрудники) специальных сил и сил Объединенной группировки, не привлекавшиеся к участию в проведении контртеррористических операций в течение календарного месяца, в приказы не включаются, и вознаграждение за этот месяц им не выплачивается (п.5). Таким образом, выплата вознаграждения за фактическое участие в проведении контртеррористических операций не является одной из льгот, связанных с нахождением на территории Чеченской республики и выполнением повседневных служебных обязанностей, а обусловлена именно фактическим участием каждого сотрудника или военнослужащего в контртеррористических операциях, подтвержденным приказами соответствующих командиров либо должностных лиц органов внутренних дел, утвержденными руководителем Регионального оперативного штаба. Из вышеперечисленных постановлений Правительства РФ, которыми была установлена выплата вознаграждения за участие в КТО, усматривается, что выплата вознаграждения ограничена как по размеру, так и фактическим участием не в любых боевых действиях, а лишь в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому указанные выплаты должны производиться тем лицам, которые фактически, т.е. в реальной действительности участвовали в названных операциях ( в начальный период – в боевых действиях, затем - в специальных операциях), и за все время такого участия. При этом само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий еще не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие в КТО должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона. Статья 60 ГПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Применительно к данному спору это означает, что утверждение истца о его ежедневном участии в проведении контртеррористических операций на протяжении всего периода командировки в Чеченскую республику должно быть подтверждено определенными доказательствами, предусмотренными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, т.е. приказами, издаваемыми командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемыми руководителем Регионального оперативного штаба. В данных приказах должно быть указано количество дней фактического участия в КТО, однако таких приказов не имеется. Истцом не представлено доказательств того, что он ежедневно на протяжении всего периода командировки принимал участие в контртеррористических операциях и участвовал в боевых действиях. А при таких обстоятельствах не имеется оснований считать весь период нахождения истца в командировке на территории Чеченской республики временем его участия в проведении контртеррористических операций, а, следовательно, и не имеется оснований для зачисления в выслугу лет в льготном порядке (1 день за 3) всего периода нахождения истца в командировке в Чеченской республике. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В иске И. к ГУ МВД России по Ростовской области и ОВД по г. Донецку о включении в льготный стаж времени участия в контртеррористических операциях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1 месяц за три месяца, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд в 10 - дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Судья