РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе : председательствующего судьи Зусиковой Н.А. при секретаре Хейгетьяне М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить санаторно-курортную путевку Установил: Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он является инвалидом 2-ой группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и относится к гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ежегодного санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда. В 2010 году, при наличии необходимых медицинских документов и рекомендаций, ответчиком ему не была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд, в связи чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой к прокурору Ростовской области на действия ГУ РРО ФСС РФ. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ от управляющей ГУ РРО ФСС РФ М., в котором было указано, что кратность предоставления санаторных путевок (один раз в год или иное) действующим законодательством не регламентируется. Истец указывает, что в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ периодом предоставления гражданам социальной услуги является календарный год. В результате невыполнения управляющей ГУ РРО ФСС РФ М. своих обязанностей путевки на санаторно-курортное лечение с 2005 года предоставлялись ему не ежегодно, а только в 2005 году и в 2007 году. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н стоимость одного дня пребывания в санатории в 2010 году составляет 772 руб. Стоимость 21 дня санаторно-курортного лечения составляет по расчету истца 16212 руб. (772х21), а также расходы на проезд 4552 руб. Итого стоимость санаторно-курортного лечения в год составляет 20764 руб. В результате незаконным действий ГУ РРО ФСС РФ он был лишен возможности санаторно-курортного лечения в 2006 году, в 2008 году, в 2009 году и в 2010 году, следовательно, ему должно было быть выделено на санаторно-курортное лечение 83756 руб. (20764 руб. х 4). Кроме того, в 2009 году он понес вынужденные расходы на санаторно-курортное лечение в размере 40486 руб. на основании изложенного истец просил суд обязать управляющего ГУ РРО ФСС РФ исполнять требования законодательства в отношении ежегодного обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение; взыскать с ответчика в его пользу, понесенные им вынужденные расходы на санаторно-курортное лечение в 200 году в сумме 40486 руб.; в компенсацию морального вреда в сумме 124242 руб. (83756 + 40486). В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, и просит суд обязать ответчика: предоставить ему санаторно-курортную путевку за 2010 год, а также бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно; обязать ответчика предоставлять санаторную путевку в период действия медицинской справки – шесть месяцев, с учетом медицинских показаний, указанных в ней. Истец в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он является инвалидом 2-ой группы вследствие увечья, полученного на ЧАЭС. Впервые инвалидность ему была установлена в 1996 году (3 группа), а с 1999 года ему установлена 2-ая группа инвалидности бессрочно. На учете в ГУ РРО ФСС РФ он состоит с 2005 года, и как инвалид, приравненный к участникам войны, он имеет право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В 2005 году и в 2007 году ему предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечении. В 2009 году он отказался от получения социального пакета. В 2010 году путевка на санаторно-курортное лечение ему предоставлена не была. Его нуждаемость в санаторно-курортном лечении подтверждается медицинской справкой лечащего врача Городской поликлиники г. Батайска Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ Он обратился в ГУ РРО ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортного лечения в здравницах на Черноморском побережье или Кавказских Минеральных водах в соответствии с рекомендациями врача. В ГУ РРО ФСС РФ ему пояснили, что он как льготник приравнен к участникам Великой Отечественной войны, и он может поехать в сентябре 2010 года в г. Геленджик или в г. Кисловодск. Он согласился поехать в г. Геленджик. Однако путевка ему предоставлена так и не была. Согласно ФЗ № 178 и Постановления Правительства РФ № 864 от 29.12.2004 года он относится к гражданам, имеющим право на ежегодное санаторно-курортное лечение. Представитель ГУ РРО ФСС РФ – Быченко Т. П., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что ГУ РРО ФСС РФ, как исполнительный орган Фонда, приобретает путевки на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, и распределяет путевки по филиалам пропорционально числу инвалидов. Путевки на лечение предоставляются льготным категориям гражданам в порядке очередности подачи заявлений. Приоритетного обеспечения какой-либо одной категории за счет других категорий действующим законодательством не предусмотрено. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете (на указанные цели). Таким образом, денежные средства, выделенные Фонду для реализации статьи 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», являются не средствами Фонда, а средствами федерального бюджета. Иными словами, обязательства Фонда ограничены объемами средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Каких-либо иных источников поступления средств для финансирования указанных видов социальной помощи Фонд не имеет. Обеспечить истца путевкой на лечение за 2010 год (после завершения финансового года и всех расходных операций за 2010 год), фактически означает нарушить финансовую дисциплину и совершить нецелевое расходование средств федерального бюджета в виде приобретения путевки за 2010 год из средств бюджета Фонда 2011 года. Любое отступление от структуры расходов, означает нецелевое использование средств федерального бюджета, что является противозаконным и недопустимым. Истцом неправильно истолковано положение п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» как обязанность Фонда социального страхования ежегодно предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение. Действующим законодательством, ежегодное обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение не предусмотрено. Пункт 2 ст. 6.3. указанного Федерального закона устанавливает период предоставления гражданам социальных услуг календарный год, но не регулирует периодичность предоставления санаторно-курортного лечения (один раз в год или другое). В 2010 году Т. обратился в филиал № с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки на основании выданной ему справки от лечащего врача. Заявление Т. было зарегистрировано в филиале в установленном порядке, он был поставлен в очередь, очередной номер 353. Всего в 2010 году в филиал № обратились с заявлениями на получение санаторно-курортного лечения 635 человек. В 2010 году филиалом было получено и выдано 249 путевок. На основании поданных документов Т. дважды предлагались путевки в санаторий «Надежда» со сроками заездов с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с профилем заболевания, указанным в справке для получения путевки формы 070/у-04. От получения путевок он отказался, мотивировав свой отказ желанием лечиться только в КМВ. Санаторное лечение осуществляется в соответствии со стандартами, которые едины для всех учреждений, оказывающих соответствующие медицинские услуги, независимо от их территориального расположения. Данный отказ истца является необоснованным, поскольку выданная справка формы 070/у-04 носит предварительный информационный характер, со сроком действия 6 месяцев (п.п. 1.5, 1.6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Пункты 18 и 19 справки - о предпочтительном месте лечения и о сезонах лечения - являются необязательными для заполнения и носят рекомендательный к исполнению характер. Таким образом, неоднократные отказы истца от предлагавшихся ему в 2010 году санаторно-курортных путевок, свидетельствуют об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В судебном заседании установлено, что Т. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ Серия ВТЭ-№ №, инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, причина инвалидности – увечье, полученное при исполнении обязанностей воинской службы в связи с аварией на ЧАЭС. В 2005 и 2007 годах ГУ РРО ФСС истцу предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение. В 2008 году Т. не обращался в Фонд с заявлением о предоставлении путевки, и справку лечащего врача по форме 070/у-04 не поредставлял. В 2009 году Т. отказался от набора социальных услуг и получал взамен ежемесячную денежную выплату. ДД.ММ.ГГГГ Т. обратился в филиал № Государственного учреждения РРО Фонда социального страхования Российской Федерации по Ростовской области с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку для получения санаторно-курортной путевки формы №/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ №. Т. был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, очередной номер 353. Путевка на санаторно-курортное лечение ему в 2010 году предоставлена не была. В связи с чем истец просит обязать ГУ РРО ФСС РФ предоставить ему санаторно-курортную путевку за 2010 год и обязать ГУ РРО ФСС РФ предоставлять санаторную путевку в период действия медицинской справки, т.е. ежегодно, с учетом медицинских показаний. Законом РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 14, предусматривающей компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, и инвалидам, было установлено, что гражданам, указанным в частях первой и второй статьи 13 настоящего Закона, гарантируются, в том числе бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере полной стоимости путевки, бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения, диспансерного, амбулаторного, клинического обследования и обратно, а также внеочередная госпитализация (п. 1 ст. 14). Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18.06.1992 года N 3061-1 внесены изменения в Закон РСФСР от 15.05.1991 года N 1244-1, в том числе и п. 1 ст. 14 в части размера денежной компенсации за путевку и указано, что компенсация составляет размер средней стоимости путевки. Указанный Закон переименован в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и статья 14 изложена в новой редакции, которой не предусмотрены какие-либо компенсационные выплаты за непредоставление санаторно-курортного лечения. Из положений ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ не следует, что на ГУ РРО ФСС РФ по Ростовской области возложена обязанность по предоставлению, либо финансированию реабилитационных мероприятий в виде санаторно-курортного лечения. Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения и стоимости проезда к месту такого лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом N 178-ФЗ, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. В силу положений п. 3 ст. 6.5 ФЗ N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи"3. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года N 864 "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан". Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства РФ N 864 финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. В соответствии с п. 5 ст. 6.3 ФЗ N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам набора социальных услуг определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 328 от 29.12.2004 года "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан". Согласно ст. 6.7 ФЗ N 178-ФЗ лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в том числе за санаторно-курортным лечением, в утвержденном порядке. Положения п. 9 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1, согласно которыми гарантируется внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, не регулирует предоставление санаторно-курортного лечения льготной категории граждан в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ. Граждане, имеющие право на набор социальных услуг, в силу положений п.п. 3.6, п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года N 256. При наличии справки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда. Судом установлено, что истцом ДД.ММ.ГГГГ подано заявление на предоставление санаторно-курортной путевки, очередной номер 353, а согласно финансированию филиалом N 13 ответчика в 2010 году получено и выдано гражданам 249 путевок, в том числе лицам, пострадавшим от радиационного воздействия – 9 путевок. В 2010 г. с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением в филиал обратились 635 граждан льготных категорий, в том числе лица, пострадавшие от радиационного воздействия – 13 человек. В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки по жалобе Т. на действия руководителя филиала № ГУ РРО ФСС РФ, было установлено, что на основании поданных документов Т. дважды предлагались путевки в санаторий «Надежда» со сроками заездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с профилем заболевания, указанным в справке для получения путевки формы 070/у-04. от получения путевок Т. отказался. Ранее Т. подавались заявления о предоставлении санаторно-курортного лечения, на основании которых ему ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение. В 2008 и в 2009 годах Т. с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения не обращался (л.д. 17). Нарушений в действиях должностных лиц филиала № ГУ РРО ФСС РФ прокуратурой <адрес> установлено не было. Поскольку количество ранее поданных заявлений значительно превысило количество санаторно-курортных путевок, запланированных и выделенных филиалу на 2010 год, заявка Т. не была удовлетворена. В 2010 году Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий были выделены денежные средства в размере 133 926 820,00 рублей, которые были израсходованы в полном объеме по целевому назначению. В соответствии со ст. 6.5. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в 2010 году размер ежемесячной суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг, составлял 641 руб. в месяц, в том числе: на лекарственные препараты — 488,25 руб., на приобретение путевки — 81,75 руб., на проезд - 71 руб. Из этой суммы непосредственно Фонду социального страхования Российской Федерации выделялись средства только на приобретение путевок для льготных категорий граждан и на их проезд к месту лечения и обратно, а получателем средств на приобретение лекарственных препаратов является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следовательно, на обеспечение путевкой 1 инвалида в 2010 году предусматривалось 981 руб. в год (81,75 руб. * 12 мес. = 981 руб.). Распределение выделенных Фонду социального страхования РФ средств на приобретение путевок конкретно по отдельным категориям льготников действующим законодательством не предусмотрено. Нормы права об обязании ответчика и права истца на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, отсутствуют. Положения действующего законодательства, предусматривая оплату Фондом стоимости путевок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, и не исключая в связи с этим недостаточность указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан, в то же время не определяют способы восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путевок не были удовлетворены, в том числе не предусматривают денежную компенсацию за непредоставленную санаторно-курортную путевку. Санаторно-курортное лечение в отдельную составляющую набора социальных услуг законодателем не выделено, Правительством РФ стоимость санаторно-курортного лечения в составе набора социальных услуг нормативным актом не определялась. ФЗ N 178-ФЗ не предусматривает возврата стоимости набора социальных услуг или его части. Правом на получение государственной социальной помощи в виде Законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. При указанных обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика, обеспечивать его ежегодно санаторно-куротными путевками удовлетворению не подлежат. Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В иске Т. к Государственному учреждению - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить санаторно-курортную путевку за 2010 год и обязании предоставлять санаторную путевку в период действия медицинской справки с учетом медицинских показаний отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Судья
набора социальных услуг в равной мере пользуются все категории граждан,
указанные в ст. ст. 6.1., 6.7. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 345-ФЗ) «О государственной социальной помощи».