о признании недействительным решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях, признании права на участие в подпрограмме, обязании включить его в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного с



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Зусиковой Н.А..

При секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску М. к Главному управлению МЧС России по Ростовской области о признании недействительным решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях, признании права на участие в подпрограмме, обязании включить его в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата

Установил :

Истец обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Ростовской области, о признании недействительным решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях, признании права на участие в подпрограмме, обязании включить его в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование иска истец указал, что он проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Ростовской области и ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы по пункту «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел ( по ограниченному состоянию здоровья). На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 06 месяцев 29 дней. С 2008г. по месту прохождения службы в управлении государственного пожарного надзора Южного регионального центра он состоял на учете лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями с составом семьи 4 человека: он, супруга, и две дочери. С ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность начальника отдела организации службы и подготовки пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований управления оперативного управления ГУ МЧС России по Ростовской области. В связи сокращением его должности и предстоящим увольнением, он ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на квартирный учет по месту работы- ГУ МЧС России по Ростовской области для реализации в дальнейшем права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ростовской области (протокол ) от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в связи с предстоящим увольнением его из ГПС МЧС России по Ростовской области, и отсутствием свободных жилых помещений по месту прохождения службы. О принятом решении он узнал в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением он не согласился, и ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт с требованием восстановить его с составом семьи 4 человека на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилым помещением, с последующим включением в подпрограмму «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ростовской области он считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права на обеспечение его и его семьи жильем путем реализации Государственного жилищного сертификата. На основании изложенного истец просил суд признать недействительным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилыми помещениями; обязать ГУ МЧС России по Ростовской области включить его с составом семьи 4 человека в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ; признать его право на участие в подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; обязать ГУ МЧС России по Ростовской области включить его с составом семьи 4 человека в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он проживает в общежитии по адресу: <адрес> с супругой и двумя дочерьми в возрасте 7 и 15 лет. В данном общежитии, принадлежавшем ПЧ -15, он проживает с 6 лет, жилое помещение в общежитии предоставлялось еще его отцу. Иного жилья он не имеет. У его матери имеется <адрес> в <адрес>, которая принадлежит ей на праве собственности. 2-х комнатная квартира площадью 56 кв.м. была предоставлена матери в период работы на заводе «<данные изъяты>». Когда и как была приватизирована <адрес>, он не помнит. В ордер, выданный на <адрес> его матери, он включен не был, и не был зарегистрирован в данной квартире. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту жительства в общежитии по <адрес>. И по прежнему месту службы он с 2008 года состоял на учете лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях. Перед увольнением он выразил желание участвовать в подпрограмме для получения ГЖС и обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Сотрудник МЧС Малейко, ознакомившись с заявлением, разъяснила ему, что ГЖС выдается Южным региональным центром МЧС, и по месту службы сотрудники не ставятся на учет с целью получения жилого помещения по договору социального найма, а ведется только учет лиц с целью получения служебных жилых помещения. Он согласился, чтобы рассмотрели вопрос о постановке на учет для получения служебного жилья и признали его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. полагал, что если он будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, он сможет реализовать свое право на получение ГЖС.

Представитель истца – С. действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что истец проходил службу в системе МЧС России с 2000 года, а в Южном региональном центре МЧС - с 2008 года. В системе МВД России истец работает с 1992 года. Должность, которую замещал истец – начальник управления ГПН ЮРЦ МЧС России по РО была сокращена в октябре 2009 года и истца перевели ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела организации службы и подготовки пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований управления оперативного реагирования ГУ МЧС Росси по Ростовской области. С данной должности истец был уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ по п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел – по ограниченному состоянию здоровья. На момент увольнения выслуга лет истца в календарном исчислении составила – 18 лет 06 месяцев 29 дней. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Ростовской области о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. К рапорту истец приложил справки из Управления Росреестра по Ростовской области, МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону об отсутствии у него в собственности жилого помещения, справку о составе семьи и справку с места жительства. ДД.ММ.ГГГГ истцу было направлено письмо, в котором указано, что для принятия решения необходимо предоставить дополнительные документы: справку из Управления Росреестра по Ростовской области, правоустанавливающие документы на <адрес> в <адрес>, справку о проверке жилищных условий. Все указанные документы были представлены истцом ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии. В постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях истцу было отказано в связи с предстоящим увольнением со службы. На заседании комиссии истец не присутствовал. По прежнему месту службы в 2008 году истец был поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в получении служебного помещения. Отказ жилищной комиссии истец считает незаконным, необоснованным и нарушающим его право на участие в подпрограмме «жилище» на 2011-2015 годы.

Представитель ГУ МЧС России по Ростовской области – П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из Государственной противопожарной службы в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на основании приказа начальника Главного управления от 25.02.2011 № 30-НС. Истец проходил службу на должностях начальствующего состава федеральной противопожарной службы (ФПС или ГПС МЧС России), т.е. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы и не относился к категории военнослужащих. В соответствии с частью второй статьи 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» личному составу Государственной противопожарной службы предоставлялась жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы». Эта норма действовала до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ приведённое положение Федерального закона утратило силу в соответствии с п. 9 ст.41 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. 01.03.2005 вступил в силу Жилищный кодекс РФ, которым установлены иные, нежели в ЖК РСФСР, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а полномочия по принятию на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. В силу положений статей 49 и 52 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право состоять малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и иные определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учет, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В настоящее время ни федеральными, ни областными законами сотрудники ФПС к «иным категориям граждан» не отнесены. Вместе с тем, законодателем сделано исключение для граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, которые сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29,12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ из компетенции МЧС России законодательно изъято полномочие по признанию сотрудников федеральной противопожарной службы (не военнослужащих) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При этом в распоряжении территориальных органов МЧС России, в том числе Главного управления и подведомственных ему учреждений, продолжает оставаться специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях) и, соответственно, имеется возможность предоставления таких специализированных жилых помещений в порядке и по основания, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В настоящее время деятельность Главного управления в области жилищных правоотношений сотрудников ФПС осуществляется по двум основным направлениям: обеспечение сотрудников ФПС служебными жилыми помещениями (или жилыми помещениями в общежитиях) независимо от даты их обращения; реализация жилищных прав сотрудников ФПС (в том числе бывших), признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий сотрудников, ставших на учет по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ посредством их учёта в качестве участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675. К числу последних истец отнесён быть не мог, поскольку он был принят не на учет нуждающихся в жилых помещениях, а на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и, во-вторых, с заявлением он обратился после ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Главного управления принято решение об отказе истцу в постановке на квартирный учет нуждающихся в жилых помещениях, а также указано на нецелесообразность рассмотрения вопроса о постановке заявителя на квартирный учет для получения служебного жилья в связи с отсутствием свободных служебных жилых помещений и предстоящим увольнением истца со службы. В соответствии с Приказом от 25.02.2011 № 30-НС истец с ДД.ММ.ГГГГ. подлежал увольнению со службы. ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено уведомление о принятом решении. ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Главного управления поступил рапорт М., в котором обжаловалось решение, приятое жилищной комиссией ГУ МЧС России по РО ДД.ММ.ГГГГ, и ставился вопрос о восстановлении заявителя на учете с последующим включением в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем...», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2010 г. № 675. ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) жилищной комиссией рассмотрен рапорт заявителя от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения принято решение отказать М. в удовлетворении заявления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес М. направлено уведомление о принятом решении с приложением выписок из протоколов заседания жилищной комиссией Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в МЧС России в различных должностях с 2000 года. С 2008 года проходил службу в Южном региональном центре МЧС России г. Ростова-на-Дону в должности заместителя начальника отдела нормативной и лицензионной деятельности управления государственного пожарного надзора регионального центра.

Решением жилищной комиссии Южного регионального центра МЧС России г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) М. был поставлен по месту прохождения службы на учет лиц, нуждающихся в обеспечении служебными помещениями с составом семьи 4 человека: он, супруга, 2 дочери.

Приказом начальника Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ -НС М. был назначен на должность начальника отдела организации службы и подготовки пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований управления оперативного реагирования Главного управления МЧС России по Ростовской области.

ДД.ММ.ГГГГ М. было вручено уведомление о предстоящем увольнении из ГПС МЧС РФ на основании пункта «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ – по сокращению штатов.

Приказом начальника ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ НС (л.д. 21) М. с ДД.ММ.ГГГГ был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области по пункту «з» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ – по ограниченному состоянию здоровья.

Согласно приказу НС от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 18 лет 06 месяцев 29 дней.

Перед увольнением М. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Начальнику ГУ МЧС России по Ростовской области с рапортом, в котором просил поставить его на квартирный учет по месту службы в ГУ МЧС России по Ростовской области для получения жилья.

Рапорт поступил в ГУ МЧС России по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован под входящим номером .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес М. было направлено письмо с указанием на необходимость предоставить дополнительные документы, необходимые для принятия решения по заявлению, а именно: справку из Управления Росреестра по Ростовской области об отсутствии постоянного жилья на всех членов семьи, копию документа, подтверждающего право собственности на <адрес> в <адрес>, справку о проверке жилищных условий с указанием общей и жилой площади, размера комнат, кухни, этажности, принадлежности дома.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, М. в ГУ МЧС России по Ростовской области были представлены указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ документы.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Ростовской области рассмотрено заявление М.и принято решение (протокол ) об отказе истцу в постановке на квартирный учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий)».

При этом в протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечение сотрудников ФПС жилыми помещениями по договорам социального найма, обратившихся после ДД.ММ.ГГГГ не входит в компетенцию Главного управления МЧС России по Ростовской области. Постановка на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Главном управлении МЧС России по Ростовской области осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ; Областным законом Ростовской области № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области»; приказом МЧС России от 03.04.2006 года № 203 «О применении в системе МЧС России Приказа МВД РФ от 24.05.2003 года № 345 «Об упорядочивании учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел»; письмом ФГНИУ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ОТ 28.04.2008 года № 301-15/195. В связи с чем, сотрудникам ФПС, нуждающимся в получении жилых помещений, обратившимся после ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются служебные жилые помещения по месту прохождения службы. В связи с предстоящим увольнением М. из ГПС МЧС России по Ростовской области, и отсутствием свободных служебных жилых помещений в г. Ростове-на-Дону (по месту нахождения службы) представляется нецелесообразным рассматривать вопрос о постановке заявителя на квартирный учет для получения служебного жилья.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено уведомление о принятом решении ().

ДД.ММ.ГГГГ М. обратился к начальнику ГУ МЧС Росси по Ростовской области с рапортом, в котором указал, что считает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и нарушающим его право на обеспечение жильем в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и просил восстановить его с составом семьи 4 человека на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилыми помещениями в последующим включением в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Ростовской области принято решение (протокол ) об отказе М. в удовлетворении его заявления. При этом в решении комиссии указано, что восстановить М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ не предоставляется возможным, в связи с тем, что он в установленном порядке не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Категории граждан «нуждающихся в улучшении жилищных условий» и «нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями» не являются тождественными. Включить М. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку он не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес М. направлено уведомление о принятом решении () с приложением выписок из протоколов заседания жилищной комиссией Главного управления от 25.02,2011 и от 31,03.2011 .

Не согласившись с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, истец обратился с настоящим иском в суд, и просит : признать недействительным решения жилищной комиссии ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика включить его с составом семьи 4 человека в список нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, признать его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, обязать включить его с составом семьи 4 человека в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата и направить список в МЧС России.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение путем получения ГЖС.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.1999г. № 825 приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Согласно ст. ст. 13, 15 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ правомочно формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию, разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Кроме того, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенных или увольняемых со службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.

В 2002-2010 г.г. реализовалась подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма).

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, предусмотрено право на участие в подпрограмме имеют : военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание ( п.6).

В соответствии с пп. 11 п. 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 г. N 372 главное Управление МЧС России организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

Согласно п. 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В настоящих Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.

В силу п. 12 указанных Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Исходя из вышеприведенных положений истец не являлся военнослужащим, а являлся сотрудником Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие выслугу лет – не менее 10 календарных лет и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Следовательно, если бы истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, он с учетом выслуги и оснований увольнения, бесспорно, имел бы право на получение ГЖС.

Однако истец до 1 марта 2005 года не обращался в жилищную комиссию по месту службы с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. А обратился с таким заявлением только ДД.ММ.ГГГГ.

Признание сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса получения жилья.

Однако истец до 1 марта 2005 года не состоял на таком учете в ГУ МЧС России по Ростовской области.

После 1 марта 2005 г. принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Кроме того, судом установлено, что истец с составом семьи 4 человека с 2004 года состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления.

Согласно выписке из Постановления Главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ М. был принят на учет в администрации Советского района г. Ростова-на-Дону в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: он, его супруга, дочь М1., дочь М2.

Жилищным законодательством не предусмотрена возможность состоять на учете лиц нуждающихся в жилых помещения одновременно и по месту жительства и по месту прохождения службы,

Таким образом, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по РО от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит закону.

Истец не может быть обеспечен государственным жилищным сертификатом в рамках "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" исходя из требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, поскольку он не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по месту службы, не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) при ГУ МЧС России по РО в связи с тем обстоятельством, что жилищный учет в органах МЧС России велся только до 1 марта 2005 года.

В силу п.п. «г» п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

Согласно п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют: в) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

Поскольку истец был постановлен на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления в 2004 году, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то согласно вышеприведенным законодательным нормам он сохранять право состоять на таком учете. И не лишен возможности обратиться за получением ГЖС в орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске М. к Главному управлению МЧС России по Ростовской области о признании недействительным решения жилищной комиссии ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, обязании включить его с составом семьи 4 человека в список нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, обязании включить его с составом семьи 4 человека в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата и направить список в МЧС России, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья