Решение по иску К к Администрации Ленинского района об обязании восстановить на льготном учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе:

председательствующего судьи Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К к администрации Ленинского района г.Ростова –на-Дону о признании незаконным постановления и обязании восстановить на льготном учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях

Установил :

Истица обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, и обязании восстановить её на льготном учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска истица указала, что она прибыла в г. Ростов-на-Дону в ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>, и имеет статус вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Главе администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о принятии ее на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, как вынужденного переселенца из <адрес> и сотрудника транспортной прокуратуры. Постановлением Главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена в на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях на льготную очередь, как вынужденный переселенец из <адрес>. 12.02.2002 года Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону она была снята с квартирного учета, и её об этом никто не уведомил. В 2004 году она узнала о снятии ее с учета и ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Главе администрации <адрес> с заявлением о восстановлении ее на учете. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ за исх. о том, что она была снята с квартирного учета на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области, в связи с получением компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в <адрес>. В 2000 г. она действительно получила компенсационную выплату, однако согласно решениям Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. № ГКПИ 00-1224 и от 29 апреля 2002 г. № ГКПИ 02-109 компенсационные выплаты являются дополнительной защитой прав граждан и не предусматривают возмещения стоимости утраченного жилья и имущества в полном объеме и, следовательно, их получение не может служить основанием для лишения граждан права на получение жилья. В 2006 и в 2009 годах она неоднократно обращалась в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону по вопросу восстановления ее на учете. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону она была восстановлена на учете, но в общей очереди, хотя с 2000 года она состояла в льготной очереди. Истица просит суд признать недействительным Постановление главы Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета, нуждающихся в жилых помещения; восстановить ее в льготной очереди на получение жилой площади с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что она имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях в льготной очереди, как вынужденный переселенец. Ранее она проживала и была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, работала в <данные изъяты> В <адрес> она проживала в 2-комнатной квартире площадью 28 кв.м. с составом семьи 3 человека,. ДД.ММ.ГГГГ она была вынуждена выехать из <адрес> в связи с военными действиями в <адрес>. Принадлежащую ей квартиру отобрали боевики. Ордер на квартиру она сдала в УФМС России по <адрес> при получении денежной компенсации, жилого помещения в настоящее время не имеет. Как вынужденный переселенец она имеет право на внеочередное получение жилого помещения. О том, что она снята с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, она узнала в 2004 году. Срок на обращение в суд не пропущен, поскольку с 2004 года она вела переписку с администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону и ее обещали восстановить в льготной очереди на получение жилья. Статус вынужденного переселенца она получила в 1997 году на пять лет. С 1996 года она проживает в <адрес> в <адрес> как бывший сотрудник транспортной прокуратуры. Компенсация за утраченное жилье была перечислена на ее расчетный счет в 2000 году в размере 114000 руб. на 3-х человек. В связи с получением компенсации за утраченное жилье она утратила статус вынужденного переселенца.

Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону – Ш, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что истица была принята на учет лиц, нуждающихся в первоочередном обеспечении жильем, как вынужденный переселенец и сотрудник прокуратуры. В 2002 году истица получила компенсацию за утраченное жилье, в связи с чем утратила статус вынужденного переселенца, и постановлением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета на основании письма Территориального органа, на который возложена обязанность по предоставлению жилья. В 2009 году истица была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке. Представителем ответчика заявлено о применении последствий пропуска срока на обращение в суд. Истице стало известно о снятии её с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях в 2004 году, что подтверждает сама истица, однако в суд она обратилась только в 2011 году, т.е. не только с пропуском срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, но и с пропуском общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, и пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истица проживала в 2-х комнатной квартире площадью 28 кв.м. <адрес>. Согласно ордеру квартира была предоставлена на состав семьи 3 человека.

В 1996 году истица в связи с вооруженным конфликтом в <адрес> вынуждена была переехать на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону.

Миграционной службой Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ К выдано удостоверение вынужденного переселенца. Согласно удостоверению срок действия статуса вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как сотруднику транспортной прокуратуры, К была предоставлена комната <адрес>, в которой она проживает с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ К обратилась к Главе администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о принятии её на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, как вынужденного переселенца, и к заявлению приложила: справку БТИ об отсутствии недвижимого имущества на праве собственности, справку с места жительства, справку городского центра приватизации, копию удостоверения вынужденного переселенца и справку с места работы, подтверждающую, что она работает в Северо-Кавказской прокуратуре в должности ст. инспектора отдела особого и общего делопроизводства.

Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ К была принята на «квартирный учет по общей очереди в связи с отсутствием жилья с включением в списки льготной как сотрудника прокуратуры». При этом в постановлении указано, что К обратилась с просьбой принять её на квартучет в связи с отсутствием жилья, ссылаясь на то, что она является вынужденным переселенцем и сотрудником прокуратуры, и, руководствуясь ст. 44 Закона РФ «О прокуратуре» и Законом «О вынужденных переселенцах» по согласованию с жилкомиссией принято решение о постановке на учет.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону поступило письмо Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что комиссией по распределению жилья Территориального органа Минфедерации России в <адрес> во исполнение постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» от 08.11.2000 года № 845 и Приказа Минфедерации России от 10.04.2001 года № 31, рассмотрены списки вынужденных переселенцев, состоящих в администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для включения в списки Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области. В данные списки не могут быть включены ряд граждан, состоящих на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и К в связи с получением ею компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в <адрес>. Также в письме сообщалось, что граждане, которым было предоставлено жилье для постоянного проживания Территориальным органом Минфедерации России в Ростовской области, и граждане, получившие долговременную беспроцентную возвратную ссуду, либо получившие компенсацию за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в <адрес>, должны быть сняты с квартучета по месту жительства.

На основании письма от ДД.ММ.ГГГГ Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области и в связи с получением компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в <адрес> Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ К была снята с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ К обратилась к Главе администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором просила восстановить ее на квартирном учете, указав, что до этого ей не было известно о снятии ее с учета.

ДД.ММ.ГГГГ К был направлен ответ Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, в котором К было разъяснено, что она снята с квартирного учета по месту жительства на основании письма Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением ею компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.

ДД.ММ.ГГГГ К обратилась к депутату Государственной думы РФ Е и Мэру г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указала, что не согласна с Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о принятии данного постановления она не была уведомлена, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, а размера полученной ею компенсации за утраченное жилье не достаточно для приобретения равноценного утраченному жилья, и просит восстановить ее в льготной очереди на получение жилья как сотрудника прокуратуры.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» г. Ростова-на-Дону К был направлен ответ в котором указывалось, что основанием для принятия Главой администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону решения о снятии К с квартирного учета послужило письмо Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. Принятое решение не противоречит действовавшему на момент его принятия законодательству, регулирующему жилищные отношения граждан – вынужденных переселенцев, поскольку в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 30.04.1997 года № 510 граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ К повторно обратилась к Мэру г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором, сославшись на решения Верховного суда РФ от 16.11.2000 года № ГКПИ 00-1224 и от 29.04.2002 года № ГКПИ 02-109, указала, что компенсационные выплаты являются дополнительной защитой прав граждан и не предусматривают возмещения стоимости утраченного жилья и имущества в полном объеме и, следовательно, их получение не может служить основанием для лишения граждан прав на получение жилья. К вновь просила восстановить ее на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а также дать ей ответ, почему она не получила официального уведомления о снятии ее с учета на получение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону К был направлен ответ , в котором указано, что Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с квартирного учета на основании письма Территориального органа Минфедерации России в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением компенсации за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в <адрес>. Уведомление о принятом решении было направлено К ДД.ММ.ГГГГ. Также на письменное обращение К в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону в 2004 году ей было повторно сообщено о принятом ДД.ММ.ГГГГ решении о снятии с квартирного учета.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону К было направлено письмо , в котором указано, что при её обращении в сектор по учету и распределению жилья администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону и предоставлении полного пакета документов, предусмотренного новым жилищным законодательством, будет рассмотрен вопрос о восстановлении ее в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ К обратилась в отдел учета и распределения жилья администрации г. Ростова-на-Дону с заявлением о восстановлении ее на квартирном учете в льготной очереди, как вынужденного переселенца и сотрудника транспортной прокуратуры.

ДД.ММ.ГГГГ К обратилась к Главе администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о восстановлении ее на квартирном учете в льготной очереди как вынужденного переселенца из Чеченской Республики, сотрудника транспортной прокуратуры.

Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ К была восстановлена в на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по списку общей очереди с составом семьи 1 человек. В соответствии с сообщениями органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, очередной номер – .

Постановление Главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ истицей не оспаривается в судебном порядке, но в то же время она полагает, что должна быть восстановлена на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях с включением её в список лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, и просит признать недействительным постановление Главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что именно этим постановлением нарушены её права.

В соответствии со статьями 254 и 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 разъяснено, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996г. разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону и иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

На момент принятия оспариваемого постановления действовал Жилищный кодекс РСФСР, в соответствии со ст. 32 которого право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, кроме указанных в этой статье случаев оставления на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

Как установлено судом, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 был утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и / или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, согласно п. 19 которого граждане, получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.

В приведенной выше норме ЖК РСФСР дан исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получение компенсации за утраченное жилье в перечне не содержится, не предусмотрено оно ЖК РСФСР и в качестве основания для прекращения права пользования предоставленными указанным гражданам жилыми помещениями.

Получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить, основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п. 1 ст. 32 ЖК РСФСР только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм, в результате чего не было бы необходимости предоставлять жилое помещение.

В то же время компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.

В связи с этим не возникает и оснований для снятия таких граждан с учета на улучшение жилищных условий.

Поскольку истица незаконно была снята с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, она постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ростова –на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ восстановлена на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы истицы о том, что она должна быть восстановлена в льготной очереди, суд считает несостоятельными.

На момент принятия оспариваемого истицей постановления органа местного самоуправления действовал Жилищный кодекс РСФСР, статьями 36 и 37 которого установлен перечень лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилого помещения.

Истица не относится к лицам, указанным в данных нормах, имеющим право на первоочередное либо внеочередное получение жилых помещений.

В данных нормах также указано, что Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного и внеочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.

В постановлении Администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ , которым истица принята на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, указано, что она принимается на учет по общей очереди в связи с отсутствием жилья с включением в списки льготной очереди как сотрудник прокуратуры.

Истица пояснила, что она имеет право на первоочередное и внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с положениями Закона РФ «О прокуратуре» и Закона РФ «О вынужденных переселенцах».

Однако с указанными доводами суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 44 Закона РФ «О прокуратуре Российской (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ), действовавшей на момент принятия постановления главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 17.02.1999г., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.

Таким образом, в соответствии с указанной нормой право на внеочередное получение жилого помещения по месту выполняемой работы предусмотрено только для прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако как усматривается из трудовой книжки истицы, и справки с места работы, она работала с Северо-Кавказской транспортной прокуратуре в должности старшего инспектора отдела особого и общего делопроизводства. И, следовательно, истица не относилась к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения.

Законом РФ «О вынужденных переселенцах» также не предусмотрено право вынужденных переселенцев на предоставление жилого помещения во внеочередном либо первоочередном порядке.

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона в редакции, действовавшей на момент принятия постановления органа местного самоуправления на момент принятия истицы на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности;

оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;

предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

2) предоставляют семье вынужденного переселенца долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья. Размеры ссуды определяются Правительством Российской Федерации;

3) участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

Строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения вынужденных переселенцев.

Во исполнение Закона «О вынужденных переселенцах» принято Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, которым утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

В соответствии с указанным Положением Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

б) осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания;

в) оказывают вынужденным переселенцам помощь при вступлении в жилищный кооператив и в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;

г) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 4006);

д) оказывают вынужденным переселенцам информационное, организационное и финансовое содействие в организации компактных поселений, строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

е) предоставляют одиноким вынужденным переселенцам (престарелым или инвалидам) жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов или в первоочередном порядке предоставляют место в учреждении социальной защиты населения;

ж) предоставляют вынужденным переселенцам - детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и образовательных учреждениях для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.

Финансирование строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также на долевой основе с участием личных средств вынужденных переселенцев и средств иных законных источников ( п.35).

В соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы ( п.36).

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников (п.37).

Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет (п.42).

Таким образом, и указанным Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации не предусмотрено право вынужденных переселенцев на внеочередное либо первоочередное предоставление жилого помещения.

И при таких обстоятельствах доводы истицы о том, что органом местного самоуправления нарушено её право на внеочередное либо первоочередное получение жилого помещения, несостоятельны.

И с учетом вышеизложенного суд приходит в выводу, о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права истицы. Она восстановлена на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, включена в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. А законных оснований для включения истицы в список лиц, имеющих право на первоочередное либо внеочередное получение жилого помещения, не имеется.

Кроме того, истицей пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, определен главами 23-26 ГПК РФ. Статья 245 ГПК РФ относит к компетенции суда общей юрисдикции дела об оспаривании актов как нормативного, так и ненормативного характера.

Статья 256 ГПК РФ устанавливает трехмесячный срок на оспаривание в суде действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Течение этого срока начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или нарушения этих прав. По смыслу закона в случае соблюдения заявителем трехмесячного срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения до дня, когда лицу стало известно об этом.

Поэтому при рассмотрение вопроса о пропуске срока на обращение с заявлением в суд необходимо установить, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.

Сама истица в исковом заявлении указала, что о нарушенном праве ей стало известно в 2004 году, в судебном заседании истица подтвердила это обстоятельство. Из представленных истицей ответов органов местного самоуправления, также усматривается, что о принятии постановления о снятии её с учета ей стало известно в 2004 году, и именно с этого времени следует исчислять срок на обращение в суд.

В суд с настоящим иском К обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного ст. 256 ГПК РФ срока. И никаких уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не имеется.

Доводы истицы о том, что срок на обращение в суд ею не пропущен, т.к. она длительное время обращалась с заявлениями в вышестоящие органы в порядке подчиненности, суд находит несостоятельными. Обращение с соответствующими заявлениями в вышестоящие в порядке подчиненности органы, не препятствует обращению лица в суд с заявлением об оспаривании акта органа местного самоуправления.

Таким образом, в удовлетворении заявления надлежит отказать и по мотиву пропуска срока на обращение в суд.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199, ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В иске К к администрации Ленинского района г.Ростова –на-Дону о признании незаконным постановления Главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на льготном учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья