заявление на нарушение права на проведение публичного мероприятия



Отметка об исполнении решения Дело 2-2600/ 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ,

при секретаре Абрамовой ОВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Толмачева ВВ, Белан ЕС на нарушение права на проведение публичного массового мероприятия,

установил:

Толмачева ВВ и Белан ЕС 20 июня 2011 года обратились в Администрацию г.Ростова-на-Дону с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета, целью которого являлось требование проведение честных выборов; время проведения пикета 25 июня 2011 года с 18 до 19 часов, место проведения пикета – на площадке перед памятником Ленину, находящемуся возле <адрес>. Количество участников пикета – до 20 человек. В уведомлении Заявители выразили готовность в случае, если Администрация города не может согласовать проведение публичного мероприятия по указанному адресу, перенести место проведения пикета на 50м вправо – площадка у кинотеатра 5D, или на 50м влево – перед скульптурой девушки с цветами (л.д.11).

В своем ответе Администрация города подтвердила получение уведомления в срок и в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, поскольку в указанном в уведомлении месте и в указанное время ранее другим организатором заявлено проведение публичного мероприятия, и предложение о проведении публичного мероприятия на площадке около кинотеатра 5D или около скульптурной композиции «Девушка с цветами» недопустимо, т.к. фактически это одна площадка и, в данном случае будут нарушены права другого организатора, т.к. проведение двух публичных мероприятий разной направленности на одной площадке воспрепятствует достижению целей обоих мероприятий, и может спровоцировать нарушение общественного порядка, Заявителям, в соответствии с п.2 части 2 статьи 12 ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», предложено проведения заявленного пикета 25 июня 2011 года с 18.00 до 19.00 часов на площадке у Дворца спорта <адрес> (л.д.12, 13).

Организаторы публичного мероприятия отказались принять условия проведения публичного мероприятия в месте, предложенном Администрацией города, ссылаясь на то, что место у Дворца спора лишает мероприятие публичности, делает его бессмысленным по причине невозможности реализовать цели мероприятия. В своем ответе ссылались на успешное одновременное проведение 31.05.2011 года в указанных ими местах (кинотеатра 5D и площадке у памятника Ленину) двух публичных мероприятий – митинга в защиту статьи 31 Конституции РФ и акции, направленной на борьбу с табакокурением; заявленное число участников двух мероприятий было до 100 человек в каждом. Просили о предоставлении данных о заявители другого мероприятия (л.д. 14).

Белан ЕС и Толмачева ВВ не согласившись с ответом Администрации города, предложившим проведение публичного мероприятия в другом месте, обратились в суд с заявлением, считают, что в результате отказа Администрации города в согласовании проведения публичного мероприятия, нарушены права Заявителей на проведение публичного мероприятия. Ссылались на то, что информация о предоставлении сведений о другом заявителе мероприятия, целях мероприятия, времени его проведения и о числе участников, Администрацией города не исполнена. Более того, никакого мероприятия 25 июня с 18.00 до 19.00 часов у <данные изъяты> не проводилось.

Просили признать действия Администрации города по отказу согласовать одно из заявленных организаторами публичного мероприятия мест проведения пикета необоснованным и незаконным, нарушающим конституционные права на проведение публичного мероприятия и, обязать Администрацию города согласовать с Заявителями проведение пикета с заявленной целью в заявленном месте.

Толмачева ВВ и Белан ЕС в суд явились, заявление и его доводы поддержали, просили удовлетворить. Ссылались на то, что одиночные пикеты были вынужденной акцией, в связи с отсутствием согласования с Администрацией города проведения публичного мероприятия; считают, что цель публичного мероприятия в форме одиночных пикетов не достигнута; просили о восстановлении нарушенного права.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону Ермакова АВ, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, с заявлением не согласна, просила отказать в его удовлетворении, поддержала доводы письменного отзыва. Суду пояснила, что Администрация города не может согласовать две акции в одном месте. Организатор, ранее согласованного мероприятия, отказался от его проведения 25 июня 2011 года – в день проведения мероприятия. Считает, что в результате проведения одиночных пикетов цели публичного мероприятия, заявленного Белан ЕС и Толмачевой ЕС, достигнуты.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Согласно статье 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия регулируется положениями ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (принят ГД ФС РФ 04.06.2004, который направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со статьей 4 ФЗ, к организации публичного мероприятия относятся, в том числе оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Согласно статье 7 ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». .. орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказать им при необходимости неотложную медицинскую помощь.

В судебном заседании установлено, что предложение Администрация города о проведении массового публичного мероприятия в другом месте мотивировано согласованием в указанное время массового мероприятия другому организатору. Из материалов дела следует, что проведение 25 июня с 17.30 до 19.00 часов пикета на площадке перед памятником В.И. Ленину на <адрес> согласовано <данные изъяты> (л.д.34-37), который в соответствии с требованиями ФЗ 25 июня 2011 года известил Администрацию города о том, что заявленное им мероприятия 25 июня 2011 года по организационным причинам проводиться не будет (л.д.38).

Заявляя о незаконности действий Администрации города, выразившихся в отказе согласовать одно из заявленных организаторами публичного мероприятия мест проведения пикета, заявители ссылаются на нарушение гарантированного Конституцией РФ право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право.

Предложение Администрации города о проведения публичного мероприятия в ином месте мотивировано тем, что в указанном в уведомлении месте и в указанное время ранее другим организатором заявлено проведение публичного мероприятия.

В статье 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Часть 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" содержит исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено проведение массовых мероприятий. Как следует из материалов дела, предлагаемое организаторами места проведения пикета к таковым не относятся.

В качестве мотивов отказа в согласовании проведения пикета Администрация города ссылалась на согласование иному лицу заявленного публичного мероприятия.

Установлено, что 22.06.2011 года организатору публичного мероприятия <данные изъяты> согласовано проведение с 25 июня 2011 года с 17.30 до 19.30 часов публичного мероприятия в форме пикета с целью информирования жителей города о проблемах, связанных с наркотиками. Согласно уведомлению организатора предполагаемое количество участников мероприятия – 50 человек; во время проведения публичного мероприятия не будут использоваться звукоусиливающие технические средства (л.д.34-37).

Из пояснений сторон следует, что заявленная организаторами площадка проведения публичных мероприятий позволяла проведению двух публичных мероприятий; судом установлено, что формы проведения заявленных публичных мероприятий не являются разноплановыми.

Исходя из основных понятий, установленных статьей 2 ФЗ № 54-ФЗ, пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

ФЗ не содержит в качестве оснований для отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия одновременное проведение двух публичных мероприятий разной направленности на одной площадке, в уведомлении Администрации отсутствуют ссылки на то, что проведения публичных мероприятий воспрепятствует сохранению нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры. Доводы Администрации города о том, что одновременное проведение двух публичных мероприятий может спровоцировать нарушение общественного порядка, предположительны.

Из уведомлений Толмачевой ВВ и Белан ЕС, <данные изъяты> усматривается, что организаторами назначены лица ответственные за нарушение общественного порядка.

Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П). Заявленная площадка для проведения публичного мероприятия не относится к закрытому перечню мест, в которых запрещено проведение публичного мероприятия ( часть 2 статьи 8 ФЗ № 54-ФЗ) и позволяла проведению публичных мероприятий, имеющих одинаковые формы проведения мероприятия – пикет, а предложенный вариант проведения публичного мероприятия Толмачевой ВВ и Белан ЕС на площадке у Дворца спорта <адрес> не учитывает цели публичного мероприятия заявленного в форме пикета – требование проведения честных выборов и не позволяет реализовать социально-политические цели пикета в этом месте, при таких обстоятельствах, суд усматривает основания для признания требований Заявителей законными и обоснованными, т.к. в результате было нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, являющееся одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации.

Доводы Администрации города, что цели организаторов публичного мероприятия достигнуты в результате проведения одиночного пикетирования, не могут быть приняты во внимание суда, т.к. указанная форма проведения мероприятия (одиночное пикетирование) не соответствует заявленной - массовое участие в пикете, количество участников которого предполагалось до 20 человек.

Ссылки Заявителей на то, что Администрация города не предоставила информацию о заявителе, которому ранее было согласовано проведения публичного мероприятия, не могут являться основанием для признания действий Администрации г.Ростова-на-Дону по отказу в согласовании проведения пикета незаконными и необоснованными, т.к. ФЗ не содержит положений, обязывающих орган местного самоуправления сообщать информацию об организаторе массового публичного мероприятия, которому согласовано проведение публичного мероприятия, цели и времени проведения мероприятия, количестве участников.

Также не могут быть удовлетворены и требования Заявителей об обязании Администрации города Ростова-на-Дону согласовать Толмачевой ВВ и Белан ЕС проведение пикета с заявленной целью и в заявленном месте, поскольку ФЗ не предполагает разрешение указанного вопроса в судебном порядке, без соблюдения установленной им процедуры.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать действия Администрации по отказу в согласовании Толмачевой ЕВ, Белан ЕС места проведения пикета, незаконным, в остальной части требований отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированной части решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Алёшина Е.Э.