об оспаривании действий Управления Росреестра по Ростовской области



Отметка об исполнении Дело № 2-1500|11

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Цепиной И.М.

При секретаре Ткаченко К.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саенко В.С. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ Саенко В.С. обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что он является правообладателем земельного участка с кадастровым номером общей площадью 8238 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> руб. /м. Однако кадастровая стоимость смежных земельных участков значительно ниже, так земельный участок, расположенный по адресу <адрес> «б» кадастровый номер имеет удельный показатель <данные изъяты> – кадастровая стоимость), земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер имеет удельный показатель <данные изъяты> руб. ( <данные изъяты> – кадастровая стоимость), земельный участок, расположенный по адресу <адрес> кадастровый номер имеет удельный показатель <данные изъяты> – кадастровая стоимость).

Исходя из этого, заявитель считает, что Управлением не осуществлены надлежащий контроль за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; надлежащая предварительная проверка Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов РО, в результате чего, в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Считая свои права нарушенными, и ссылаясь на п.5 ст.28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости « заявитель считает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области должно предпринять меры по устранению недостоверных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в части указания недостоверного удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, с указанием конкретной даты выявления ошибки, описания ошибки с указанием документа, в котором допущена ошибка, обоснованием квалификации сведений как ошибочных, указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Заявитель просит восстановить нарушенные права в судебном порядке и вынести решение, которым признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по формированию в реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью 8238 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Заявитель Саенко В.С., заинтересованные лица Берберян З.Г., представитель Федерального кадастрового центра «Земля» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены, дело рассмотрено в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц в порядке ч.2 ст.257 ГПК РФ.

Представитель заявителя Саенко В.С. – Хамаян М.А., действующая по доверенности, заявление поддержала, просила суд об его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Лавронова Е.А., действующая по доверенности, заявление полагала незаконным, необоснованным, просила в его удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц…, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст.66 Земельного Кодекса РФ порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 с последующими изменениями утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевого назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массово оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ( пункт 11).

Исполнителем работ согласно Государственному контракту №2 от 20.04.2007 года являлось ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице филиала по Южному федеральному округу Содержание контракта под сомнение не поставлено. Выбор исполнителя работ осуществлен на основании Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных и муниципальных нужд».

Исполнителем работ был составлен отчет о результатах государственной кадастровой
оценке земель Ростовской области 21.07.2008 года (л.д.35-116).

ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) направил в Управление Роснедвижимости по Ростовской области акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (время проверки - ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ), в котором указано, что выявленные нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель отсутствуют.

Представлен также протокол проверки отчета Роснедвижимостью. Акт проверки отчета представлен в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области была проведена на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно п.11 Правил проведения ГКОЗ положения указанных Правил конкретизируются в Методических указаниях и нормативно-технических документах.

Применительно к государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов к таким документам относятся Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № П/0152.

Саенко В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей разрешенное использование для эксплуатации рынка и магазина (л.д.9).

По утверждению заявителя, кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка необоснованно выше по сравнению с кадастровой стоимостью смежных земельных участков.

Согласно п.4 Правил проведения ГКОЗ государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования). Согласно ст.7 ЗК РФ земли РФ по целевому назначению подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земельный участок, принадлежащий заявителю и смежные с ним земельные участки, указанные в заявлении, находятся в черте населенного пункта- г.Ростов-на-Дону, что определили отнесение их по целевому назначению к землям населенных пунктов. Оценка всех этих земельных участков была определена по единой методике – Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов № 39.

Согласно п.1.2 Методических указаний № 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов производится по видам разрешенного использования, указанным в подпунктах 1.2.1. – 1.2.16 Методических указаний.

Таким образом, единый порядок государственной кадастровой оценки земель заключается в том, что земельные участки населенных пунктов подлежат оценке по единой Методике, а также в том, что земельные участки с одинаковым видом разрешенного использования оценивается как единая оценочная группа (абз 3. п.п.2.2.4 Методики № 39) с применением единого состава факторов (п.п. 2.2.2. Методики № 39) и по одной статистической модели расчета - пп. 2.2.6 Методики № 39 (Модель расчета – математическая формула расчета 3.2.6.2 Техрекомендаций).

Поэтому размер удельных показателей кадастровой стоимости смежных земельных участков может быть близким по значению только в том случае, если эти земельные участки имеют один и тот же вид разрешенного использования.

Сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РО 2007 года, в том числе сведения о размере удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка заявителя и указанных в заявлении смежных земельных участков являются общедоступными и размещены в сети Интернет на официальном сайте Росреестра. Там же содержатся сведения о виде разрешенного использования земельных участков.

Согласно данным Государственного кадастра недвижимости (поле 9 кадастрового паспорта), земельный участок с кадастровым номером 61:44:02 10 15:0004 имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации рынка и магазина». Данный вид разрешенного использования (ВРИ) относится к видам разрешенного использования, указанным в подпункте 1.2.5. Методических указаний №39: «1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2 к Техническим рекомендациям - приводится в Приложении 7) земельным участкам с таким видом разрешенного использования при проведении ГКОЗ присваивается пятый вид разрешенного использования (5 ВРИ).

Сведения о размере УПКС и ВРИ земельного участка по <адрес> «б» с кадастровым номером размещенные в сети Интернет на официальном сайте Росреестра (Приложение 9), свидетельствуют о том, что по сведениям ГКН на момент проведения филиалом оценки этот земельный участок имел 5 ВРИ -земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. По данным оценки, проведенной филиалом в 2007 году, УПКС указанного земельного участка составил <данные изъяты>., т.е. больше, чем УПКС земельного участка заявителя.

Сведения о размере УПКС и ВРИ земельных участков по <адрес> с к.н. и по <адрес> с к.н. , размещенные в сети Интернет на официальном сайте Росреестра, свидетельствуют о том, что по сведениям ГКН на момент проведения филиалом оценки эти земельные участки имели 1 ВРИ -земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами имеют иной вид разрешенного использования, чем земельный участок заявителя. По этой причине размер УПКС этих земельных участков несопоставим с размером УПКС земельного участка заявителя, что соответствует п. 4 Правил проведения ГКОЗ и п. 1.2. Методики о том, что ГКОЗ НП проводится по видам разрешенного использования (а не по местоположению земельных участков, как полагает заявитель).

При таком положении, довод неравенства УПКС смежных земельных участков не является доказательством нарушения единого порядка государственной кадастровой оценки земель и недостоверности сведении о кадастровой стоимости земельного участка заявителя.

Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» в соответствии с указаниями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации были утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, представленные в Администрацию Ростовской области Управлением Роснедвижимости по Ростовской области письмом от 28.03.2008 года № 0559 (постановление опубликовано в сборнике № 4, апрель 2008г. «Собрание правовых актов Ростовской области»).

Данное постановление заявителем не оспорено и недействительным не признано, и не указано какие конкретно незаконные действия совершили должностные лица Управления Росреестра в отношении определения кадастровой стоимости земельного участка, и какие права и охраняемые законом интересы заявителя нарушены такими действиями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Саенко В.С. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по формированию в реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: