Отметка об исполнении решения Дело № 2-1468/11 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 11 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: Председательствующего судьи Цепиной И.М.. При секретаре Ткаченко К.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есионова И.М. к Министерству обороны Российской Федерации, Командующему войсками Южного военного округа, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ об обязании рассмотреть заявление и дать ответ, обязать произвести обмен жилого помещения, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л : ДД.ММ.ГГГГ Есионов И.М. обратился в суд с иском к Командующему войсками Южного военного округа об обязании рассмотреть письменную жалобу о замене этажности квартиры с пятого этажа дома на второй этаж в доме военного ведомства и о результатах рассмотрения дать ему ответ, обязать ответчика на основании действующего пункта 3 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ произвести замену этажности его квартиры, расположенной на пятом этаже пятиэтажного жилого дома без лифта на двухкомнатную квартиру расположенную на втором этаже в доме военного ведомства СКВО взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленного иска заявитель указал, что он является инвалидом П группы в связи с заболеванием полученным в период военной службы, нетрудоспособен, ему 80 лет, он является пенсионером Министерства обороны РФ, тружеником тыла в годы войны 1941-1945 г.г., ветераном вооруженных сил Союза ССР, Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ награжден медалью за «Доблестный труд в Великой отечественной Войне 1941-1945 г.г.», проживет один в двухкомнатной приватизированной квартире, расположенной на пятом этаже многоквартирного пятиэтажного дома без лифта по адресу <адрес>, перенес несколько полостных хирургических операций, кроме того имеет ряд тяжелых заболеваний, в результате которых состояние его здоровья резко ухудшилось, поэтому ему с большими трудностями приходиться спускаться и подниматься по лестничному маршу на пятый этаж. По вопросу снижения этажности квартиры неоднократно обращался в различные инстанции, в том числе к военному командованию по расквартированию и обустройству войск, однако в удовлетворении его просьбы было необоснованно отказано. Последний раз заявление по вопросу замены квартиры расположенной на пятом этаже на квартиру, расположенную на втором этаже в доме военного ведомства СКВО он направил ДД.ММ.ГГГГ в адрес Президента РФ, который направил указанное заявление на рассмотрение в Министерство обороны РФ, а оттуда, в свою очередь заявление было направлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией Командующему войсками СКВО. Заявитель указывает, что до настоящего времени ответ на указанное обращение от Командующего войсками ЮВО он не получил. Считая свои права нарушенными, истец просил восстановить их в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ. Истец Есионов И.М. уточнил заявленные требования, просил обязать Командующего войсками ЮВО дать ему ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о замене этажности квартиры с пятого этажа дома на второй этаж в доме военного ведомства и о результатах рассмотрения дать ему ответ, обязать Министерство обороны РФ и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ. произвести обмен жилого помещения, заменив двухкомнатную квартиру расположенную на пятом этаже жилого дома на двухкомнатную квартиру, расположенную на втором этаже жилого дома военного ведомства, взыскать со всех ответчиков в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей. В судебном заседании истец Есионов И.М. поддержал уточненные исковые требования, просил суд об их удовлетворении в полном объеме. Ответчик представитель Командующего войсками ЮВО Старикова О.В., действующая по доверенности, иск не признала, указав, что на все обращения и заявления по вопросу обмена квартиры истцу, в том числе и на заявление от ДД.ММ.ГГГГ истцу были даны ответы. Обменом жилых помещений Южный военный округ не занимается, с ДД.ММ.ГГГГ порядок жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе уволенных в запас определен приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280. Функции по обеспечению жильем сняты с командующего, жилищной комиссии и возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ через ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения « МО РФ, в связи с чем просила в иске отказать. Ответчики представитель Министерства обороны РФ, представитель ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ. (Департамент жилищного обеспечения МО РФ) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судебными повестками врученными с уведомлением под роспись (л.д.87,92), о причинах неявки ответчики не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. По утверждению истца Есионова И.М., и как следует из материалов дела Есионов И.М. ДД.ММ.ГГГГ направил Президенту Российской Федерации обращение о замене этажности принадлежащей ему на праве собственности квартиры с пятого этажа дома на второй этаж в доме военного ведомства. ДД.ММ.ГГГГ Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций письмом № А-26-12-499033 направило заявление Есионова И.М. в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в Министерство обороны РФ, а последнее, в свою очередь, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ направило указанно обращение на рассмотрение в соответствии с компетенцией командующему войсками СКВО. На повторное обращение Есионова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ к Министру обороны РФ о неполучении ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ снова сообщило, что заявление направлено на рассмотрение в соответствии компетенцией командующему войсками Южного военного округа, о результатах рассмотрения заявитель будет проинформирован (л.д. 38-41). Доказательств тому, что Командующий войсками СКВО (в настоящее время Командующий войсками ЮВО) в установленный законом срок рассмотрел и сообщил направил заявителю Есионову И.М. письменный ответ на вышеуказанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ суду представлено не было. Представленный в настоящее судебное заседание представителем ответчика письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение по вопросу снижения этажности путем обмена квартиры, адресованный Есионову М.И., не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт рассмотрения указанного обращения и направления заявителю ответа, потому, что, данный ответ подписан не Командующим войсками ЮВО, которому Министерство обороны РФ направило обращение Есионова И.М. для рассмотрения, а начальником Северо-Кавказского квартирно-эксплуатационного управления (территориального) (л.д.95). Доказательств тому, что заявление Есионова И.М., поступившее из Министерства обороны РФ было направлено Командующим войсками ЮВО на рассмотрение указанному должностному лицу представитель ответчика суду не представил, равно как и не представил письменных доказательств тому, что ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ с исходящим номером № был действительно направлен Есионову И.М. При этом, исходя из письменных возражений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на обращения Есионова И.М. по вопросу снижения этажности квартиры были направлены ответы датированные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. О направлении истцу ответа датированного ДД.ММ.ГГГГ в письменном отзыве ответчика никакой информации не содержится (л.д. 49-50). При наличии таких обстоятельств, принимая во внимание, что ответчик Командующий войсками СКВО не представил суду доказательств, подтверждающих факт рассмотрения обращения Есионова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу снижения этажности квартиры, поступившего из Министерства обороны РФ, и направления заявителю ответа на указанное обращение, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя об обязании Командующего войсками ЮВО рассмотреть указанное заявление и сообщить о результатах его рассмотрения являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Требования истца об обязании произвести обмен жилого помещения и компенсации морального вреда, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям. Судом установлено, что истец Есионов И.М. является инвалидом П группы в связи с заболеванием полученным в период прохождения военной службы и ветераном труда. Истец проживает в двухкомнатной <адрес> многоквартирном жилом доме на пятом этаже без лифта, расположенного по <адрес>. Квартира принадлежит ему на праве собственности. Указанные обстоятельства следуют из объяснений истца не оспорены ответчиками, вследствие чего суд считает их установленными. По утверждению истца, в силу преклонного возраста и состояния его здоровья ему крайне затруднительно физически подниматься по лестничному маршу на пятый этаж к своей квартире, в связи с чем он нуждается в замене этажности квартиры с пятого этажа дома на второй этаж, и указанный обмен жилого помещения на основании действующего пункта 3 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 12.05.1988 года № 621 в редакции от 14.07.1990 года обязаны произвести ответчики Министерство обороны РФ и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ. (Департамент жилищного обеспечения МО РФ) Суд считает, что указанные требования истца являются необоснованными и подлежат отклонению по следующим основаниям. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 3. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10). Как следует из преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда. При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (пункты 6, 11 статьи 23.2). Аналогичное правовое регулирование в указанной сфере в отношении инвалидов установлено статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями). Из этого следует, что в настоящее время меры социальной поддержки ветеранов должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации, а не постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.05.1988 года в редакции от 14.07.1990 года « О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда», на которое ссылается заявитель. Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. 20.09.2010 года Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной Закон Ростовской области № 481-ЗС О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, вступивший в силу с 01.01.2011 года. В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Областным законом от 20.09.2010 N 481-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Постановлением Администрации РО от 03.08.2007 N 312 (ред. от 30.05.2011) "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" принято Положение о форме и порядке )предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п.2 указанного Положения оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам в виде субсидии. Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Граждане добровольно и самостоятельно принимают решение о получении субсидии и выборе способа ее использования в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения. Право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением предоставляется гражданам только один раз (пункт 6 Положения ) Граждане имеют право использовать субсидию на: обмен имеющегося у гражданина жилого помещения на помещение, улучшающее его жилищные условия (в том числе с доплатой за счет средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на предоставление субсидии), с соблюдением обязательного учета размера общей площади помещения, приходящегося на одного человека, который не может быть менее учетной нормы, установленной действующим законодательством (пункт 7 Положения) Согласно пункту 8 Положения объем средств на предоставление субсидии рассчитывается министерством труда и социального развития области в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения на дату принятия решения областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем и оказания государственной поддержки по обеспечению жильем, улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета и средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета (далее - областная межведомственная комиссия), и остается неизменным до момента приобретения гражданином жилья. Подбор жилого помещения в целях его приобретения осуществляется гражданином самостоятельно( пункт 10). При наличии таких обстоятельств, требования истца, адресованные Министерству обороны РФ и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ об обязании произвести обмен имеющегося у него в собственности жилого помещения, расположенного на пятом этаже жилого дома на жилое помещение, расположенное на втором этаже жилого дома суд полагает необоснованными и подлежащими отклонению. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.07. 1996 года № 9012 утверждены Правила О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В силу п. 8 Правил инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.). Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для переселения инвалида является индивидуальная программа реабилитации, содержащая такое предписание, а кроме того, готовность и желание местных органов власти осуществить такое переселение. Статья 11 Закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит определение "индивидуальная программа реабилитации инвалида". Под ней понимается разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Закона N 181-ФЗ). Для получения индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимо обратиться в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы по месту жительства, где будет составлена и выдана такая программа по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н. С учетом изложенного, решение вопроса о предоставлении жилого помещения на первом этаже принимается на региональном уровне органами местной власти в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При таком положении, учитывая, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что он по состоянию своего здоровья нуждается в переселении с верхнего этажа жилого дома на нижний, а также исходя из того, что ответчики в соответствии с действующими нормами законодательства не обязаны производить замену жилого помещения, в котором проживает истец на другое жилое помещение, расположенное на нижнем этаже, суд считает, что в удовлетворении указанной части иска Есионову И.М. следует отказать. Далее, в соответствии со ст. 151 ГК РФ. В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Доказательств тому, что ответчики причинили истцу нравственные или физические страдания действиями, связанными с нарушением личных неимущественных прав заявителя Есионов И.М. суду не представил, и в заявлении таких обстоятельств не указал. По данному делу судом установлено, что неправомерного бездействия, связанного с отказом произвести замену жилого помещения ответчики не допустили, доказательств тому, что в результате не получения от командующего войсками ЮВО ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ истец претерпел какие-либо физические либо нравственные страдания, суду представлено не было, вследствие этого правовых оснований и для удовлетворения требований заявителя о компенсации морального вреда суд также не усматривает и полагает необходимым в их удовлетворении отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Командующего войсками Южного военного округа рассмотреть заявление Есионова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ о замене этажности квартиры, направленное для рассмотрения в соответствии с компетенцией из Министерства обороны Российской Федерации, и сообщить заявителю о результатах его рассмотрения. В удовлетворении иска Есионова И.М. к Министерству обороны Российской Федерации, Командующему войсками Южного военного округа, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны РФ об обязании произвести обмен жилого помещения, компенсации морального вреда, отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: