Отметка об исполнении решения Дело 2- 1521/ 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ, при секретаре Абрамовой ОВ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону, 3-м лицам – ДИЗО г.Ростова-на-Дону, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, установил: Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону принять предусмотренные Законом меры по регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области права муниципальной собственности на участок автомобильной дороги, обеспечивающей проезд с <адрес> <адрес>. Требования Прокурора мотивированы тем, что в результате проверки по обращению Кисельмана СГ по вопросу непринятия мер по закреплению права оперативного управления субъектов дорожной деятельности на автомобильную дорогу общего пользования, обеспечивающую проезд с <адрес>, установлено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную автомобильную дорогу, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия установленным стандартам. В качестве правового обоснования иска прокурор ссылался на п.5 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, согласно которому дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа; аналогичные положения содержит п.15 части 1 Устава города Ростова-на-Дону. Распоряжением ДИЗО г.Ростова-на-Дону от 29.09.2010 года № 3374 определен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, закрепленных за МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону, согласно которому рассматриваемый участок автомобильной дороги не закреплен за МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону. Согласно Уставу Учреждения оно создано в целях осуществления функций управления в дорожном хозяйстве города, комплексного решения вопросов организации дорожного движения, а также функций заказчика по реализации общегородских задач в сфере дорожно-мостового хозяйства на основе договоров муниципального заказа. В соответствии с п.3.2 Устава Учреждения одними из основных задач учреждения являются формирование и проведение политики администрации г.Ростова-на-Дону в области дорожного хозяйства и организации дорожного движения, направленной на создание условий безопасного и бесперебойного движения транспорта на улично-дорожной сети г.Ростова-на-Дону. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Определением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ на основании пп.3 п.2 статьи 33 ГПК РФ настоящее гражданское дело передано в Ленинский районный суд для рассмотрения по существу (л.д.54, 55). В процессе производства по гражданскому делу требования прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в соответствии со статьей 39 ГПК РФ уточнены, в качестве Ответчика привлечен ДИЗО г.Ростова-на-Дону, ссылаясь на Положение о Департаменте прокурор просил обязать Ответчика поставить на учет по истечении календарного года со дня постановки на муниципальный баланс дорогу, обеспечивающую проезд с <адрес>. Помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Дъячкина К А в судебное заседание явилась, иск в объеме уточненных требований и доводы заявления поддержала, просила об удовлетворении. Представитель Ответчика ДИЗО г.Ростова-на-Дону Кочерга ЕМ, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, с иском не согласна, представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Ссылалась на статью 225 ГК РФ, считает требования прокурора преждевременными, поскольку не соблюдена процедура признания вещи бесхозяйной. 3-е лица МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону, и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, будучи извещенными, в судебное заседание не явились; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя управления (л.д.44), МУ«Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону доказательств уважительности причин неявки суду не представил, о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя учреждения не просил. В отсутствие не явившихся лиц гражданское дело рассматривается в порядке статьи 167 ГПК РФ. Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что при подаче иска прокурор ссылается на то, что в результате проверки прокурора установлено, что в отношении автомобильной дороги, обеспечивающей проезд с <адрес> отсутствует государственная регистрация права собственности на автомобильную дорогу, что создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состояние дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствии дорог установленным стандартам; согласно сведениям управления Росреестра по Ростовской области в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений (обременений) об объекте недвижимости - автомобильной дороги, обеспечивающей проезд с <адрес>, отсутствуют (л.д.45). В обоснование исковых требований прокурор ссылается на Положение о ДИЗО г.Ростова-на-Дону, согласно которому Департамент является органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, относящихся к компетенции Администрации города. Вместе с тем, судом установлено, что указанное прокурором имущество – дорога, не является муниципальным. Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, к заявлению органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, а также иные документы. В соответствии со статьей 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйной вещи и выморочного имущества в виде жилых помещений регулируется Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20 августа 2008 года № 830 «»Об утверждении положения «О порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений». Так, согласно разделу второму указанного Положения, Администрация соответствующего района города в 10-дневный срок со дня получения информации о наличии на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества дает в СМИ ("Ростов официальный", "Вечерний Ростов") объявление о необходимости явки лица, считающего себя его собственником или имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный объект будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный. По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект, подачу объявления в СМИ может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов. В случае неявки лица, считающего себя собственником объекта недвижимого имущества, по истечении 1 месяца со дня публикации объявления администрация соответствующего района города обязана в 3-дневный срок составить акт о невозможности установления собственника данного объекта недвижимого имущества и в 5-дневный срок обратиться в Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее по тексту - ДИЗО) с письменным заявлением о включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону. К заявлению прилагаются следующие документы: - объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества; - акт о невозможности установления собственника объекта; - документ, содержащий описание объекта (для недвижимого имущества - технический паспорт). По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект, изготовление технической документации на указанный объект может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов. ДИЗО в 10-дневный срок с момента поступления заявления администрации соответствующего района направляет запросы в: - органы учета государственного и федерального имущества о наличии объекта в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации; - МУП "Технической инвентаризации и оценки недвижимости" о правовой принадлежности объекта, а также об отсутствии ареста; - в органы, осуществляющие присвоение и уточнение адресов, в случае необходимости уточнения адреса либо присвоения адреса объекту. После получения ответов из вышеуказанных организаций ДИЗО в 7-дневный срок готовит свое распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону. ДИЗО в 5-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения объекта недвижимого имущества с заявлением о постановке объекта на учет. К заявлению должны быть приложены следующие документы: - объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества; - акт о невозможности установления собственника объекта недвижимого имущества; - технический паспорт на объект недвижимого имущества; - доверенность на представителя ДИЗО; - выписки из реестров федерального, государственного имущества; - справка о правовой принадлежности объекта недвижимого имущества; - справка об отсутствии ареста на объект недвижимого имущества; - распоряжение ДИЗО о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону; - в случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества - заявление об отказе. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, ДИЗО выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет указанного объекта. По истечении одного года со дня постановки объекта недвижимого имущества на учет ДИЗО обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества. Таким образом, указанное Положение закрепляет полномочия территориальных и отраслевых органов местного самоуправления в области оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи. Органом, который начинает процедуру принятия в муниципальную собственность бесхозяйных вещей является соответствующая Администрация района или отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объекта. Кроме того, в соответствии с п.4 статьи 6 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 123 «О принятии «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного, выморочного имущества, расположенного в границах территории района относится к полномочиям Администрации районов города (территориальные органы Администрации города), которые готовят пакет документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный, выморочный объект. Вносят Департаменту имущественно-земельных отношений предложения по постановке на учет бесхозяйного имущества. При таких обстоятельствах, исходя из смысла статьи 12 ГК РФ, требование прокурора об обязании совершить действий направленные на постановку на учет бесхозяйственной дороги не приведет к восстановлению каких-либо нарушенных прав неограниченного круга лиц. Кроме того, следует отметить, что материалы дела содержат ответ ДИЗО г.Ростова-на-Дону директору ООО «М – Сервис Плюс» о рассмотрении обращения по вопросу передачи автодороги, пролегающей вдоль подошвы насыпи внешнего радиуса съездов №№ 1 и 2 транспортной развязки на 2-км Южного подъезда к г.Ростову-на-Дону в муниципальную собственность и необходимости подготовки Обществом пакета документов для принятия соответствующего распоряжения главы Администрации города (л.д.49, 50). Также, МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г.Ростова-на-Дону представлены постановления арбитражного суда по иску ООО «М – Сервис Плюс» к учреждению, 3-м лицам, об обязании осуществить строительство примыкания транспортной развязки мостового перехода через р.Дон, обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком и расположенным на нем недвижимым имуществом по адресу <адрес> путем перекрытия съезда на <адрес> с <адрес> в <адрес>, при рассмотрении которого установлено, что при разработке проекта мостового перехода через реку Дон в створе <адрес>, застройка <адрес> проектом не предусматривалась. В настоящее время в целях обеспечения к зданиям и строениям, расположенным на <адрес>, осуществлено строительство временной технологической дороги, пролегающей вдоль <адрес> В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих что строительство развязки без обеспечения съезда и примыкания к <адрес>, создает существенные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «М-Сервис», и нарушает права собственника, в удовлетворении требований Истца отказано (л.д.83-104) Из информации Ростовской территориальной фирмы «Мостотряд-10» филиала ОАО «Мостотрест» следует, что дорога на подошве съезда № 1 развязки 2 км ПК 0 +00-ПК была выполнена из щебеночного основания и покрытие из материалов от разборки асфальтобетонного покрытия, дорога носила вспомогательный характер и была предназначена для проезда грузового автомобильного транспорта и строительной техники к объекту строительства <адрес>, разрешительная документация на нее не оформлялась и она была построена в соответствии с рабочими чертежами, выполненными техническим отделом РТФ «Мостотряд-10» (л.д.60, 61). На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд решил: В иске прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону об обязании ДИЗО г.Ростова-на-Дону поставить на учет по истечении календарного года со дня постановки на муниципальный баланс дорогу, обеспечивающую проезд с <адрес> в <адрес> <адрес>, отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Алёшина Е.Э.