Кировский прокурор об обязании утсоранить бесхозное имущество



Отметка об исполнении решения _______________________________ Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Галкиной Е.А.

При секретаре Баласановой Е.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействие и обязании постановки на учет бесхозяйной дворовой канализации

Установил:

Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов, по результатам которой в деятельности администрации г. Ростова-на-Дону выявлены нарушения природоохранного и гражданского законодательства. В ходе проверки установлен факт загрязнения открытой территории местности и воды р. Дон неочищенными и необеззараженными стоками из бесхозяйной канализационной системы жилых домов по <адрес>, 30, в г. Ростове-на-Дону.

В соответствии с информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области сброс неочищенных и необеззараженных стоков из канализационной системы жилых домов по <адрес>, 30, в г. Ростове-на-Дону осуществляется с 2008 г. Данное обстоятельство послужило одной из причин заражения воды р. Дон в районе пер. Дзержинского г. Ростова-на-Дону культурой Vibrio cholerae eltor Ogava.

О выявленных фактах сброса в р. Дон неочищенных и необеззараженных стоков из бесхозяйной канализационной системы жилых домов по <адрес>, 30, в г. Ростове-на-Дону Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области неоднократно информировало мэра г. Ростова-на-Дону, однако, должных мер по устранению сложившейся ситуации администрацией г. Ростова-на-Дону принято не было.

Проверкой установлено, что многоквартирные дома, расположенные по <адрес> и <адрес>, в г. Ростове-на-Дону до 1998 г. находились на балансе АООТ «Ростовский крупяной завод». Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 05.08.1998 № 1602 определен порядок передачи жилищного фонда, находящегося на балансе АООТ «Ростовский крупяной завод» в муниципальную собственность на баланс МУФЗ ЖКХ в сфере ЖКХ Кировского района. В соответствии с п. 5 и п. 6 данного постановления АООТ «Ростовский крупяной завод» должен был произвести передачу инженерных коммуникаций специализированным предприятиям (ПО «Водоканал», АО «Ростовтеплосеть», РГЭС и др.) до получения средств из Минфина РФ на эксплуатацию передаваемого жилищного фонда, а МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района - не принимать в муниципальную собственность жилищный фонд АООТ «Ростовский крупяной завод» до передачи инженерных коммуникаций специализированным предприятиям. В нарушение указанного выше постановления мэра г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ директором МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района подписаны извещения о принятии на баланс жилых домов и по ул. Нижнебульварной г. Ростова-на-Дону, а также наружных инженерных сетей. Вместе с тем, фактически на баланс были приняты только жилые дома, а объекты основных средств «сооружения» МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района учтены не были. С этого момента наружные инженерные сети, в том числе, канализационные, приобрели статус «бесхозяйных».

По информации Департамента имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону канализационные сети, расположенные на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону по ул. Нижнебульварная, 28, 30, в реестре объектов муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону и в реестре объектов бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону не числятся.

Прокурор полагает, что до выполнения мероприятий по постановке на учет бесхозяйной дворовой канализации жилых домов по <адрес> в г. Ростове-на-Дону вопрос ремонта и технического содержания данного объекта положительно решен не будет, и, соответственно, угроза загрязнения открытой территории местности и воды р. Дон неочищенными и необеззараженными стоками останется существовать. Непринятие администрацией г. Ростова-на-Дону мер по постановке на учет бесхозяйной дворовой канализации жилых домов и по <адрес> в г. Рос гове-на-Дону нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, негативным образом влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В связи с указными обстоятельствами прокурор просит признать бездействие администрации г. Ростова-на-Дону, связанное с
непринятием мер к постановке на учет бесхозяйной дворовой канализации
жилых домов и по <адрес> в г. Ростове-на-Дону,
незаконным; обязать администрацию г. Ростова-на-Дону совершить действия,
направленные на постановку на учет бесхозяйной дворовой канализации жилых
домов и по <адрес> в г. Ростове-на-Дону.

В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дьячекно К.А.,, действующая на основании поручения прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в отношении представителя Администрации г. Ростова-на-Дону дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание явилась представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону Кочерга Е.М., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что ни Администрация г. Ростова-на-Дону, ни ДИЗО г. Ростова-на-Дону не являются надлежащими ответчиками.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ одними из основных принципов охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов. В ходе проверки установлен факт загрязнения открытой территории местности и воды р. Дон неочищенными и необеззараженными стоками из бесхозяйной канализационной системы жилых домов по <адрес>, 30, в г. Ростове-на-Дону, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону не оспаривала того, что канализационные сети, расположенные на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону по <адрес>, 30, в реестре объектов муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону и в реестре объектов бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону не числятся.

Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений регулируется Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20 августа 2008 г. 830 «Об утверждении положения «О порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений».

Вышеуказанное Постановление Мэра города закрепляет следующий порядок:

2.1.1. Администрация соответствующего района города в 10-дневный срок со
дня получения информации о наличии на территории района бесхозяйного объекта
недвижимого имущества дает в СМИ ("Ростов официальный", "Вечерний Ростов")
объявление о необходимости явки лица, считающего себя его собственником или
имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки
вызываемого лица указанный объект будет передан в муниципальную
собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.

По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект, подачу объявления в СМИ может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.

2.1.2. В случае неявки лица, считающего себя собственником объекта
недвижимого имущества, по истечении 1 месяца со дня публикации объявления
администрация соответствующего района города обязана в 3-дневный срок
составить акт о невозможности установления собственника данного объекта
недвижимого имущества и в 5-дневный срок обратиться в Департамент
имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее по тексту - ДИЗО)
с письменным заявлением о включении указанного объекта недвижимого
имущества в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную
собственность бесхозяйного имущества;

- акт о невозможности установления собственника объекта;

- документ, содержащий описание объекта (для недвижимого имущества -
технический паспорт).

По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект, изготовление технической документации на указанный объект может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.

2.1.3. ДИЗО в 10-дневный срок с момента поступления заявления
администрации соответствующего района направляет запросы в:

-     органы учета государственного и федерального имущества о наличии объекта в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации;

-     МУП "Технической инвентаризации и оценки недвижимости" о правовой принадлежности объекта, а также об отсутствии ареста;

-     в органы, осуществляющие присвоение и уточнение адресов, в случае необходимости уточнения адреса либо присвоения адреса объекту.

После получения ответов из вышеуказанных организаций ДИЗО в 7-дневный срок готовит свое распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

2.1.4. ДИЗО в 5-дневный срок после сбора необходимой документации
обращается в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения объекта
недвижимого имущества с заявлением о постановке объекта на учет.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

-       объявление б СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества;

-       акт о невозможности установления собственника объекта недвижимого имущества;

-технический паспорт на объект недвижимого имущества;

- доверенность на представителя ДИЗО;

- выписки из реестров федерального, государственного имущества;

- справка о правовой принадлежности объекта недвижимого имущества;

- справка об отсутствии ареста на объект недвижимого имущества;

- распоряжение ДИЗО о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону;

- в случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества - заявление об отказе.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, ДИЗО выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет указанного объекта.

2.1.5. По истечении одного года со дня постановки объекта недвижимого
имущества на учет ДИЗО обращается в суд с иском о признании права
муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.

Таким образом, указанное Положение закрепляет полномочия территориальных и отраслевых органов местного самоуправления в области оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи. Органом, который начинает процедуру принятия в муниципальную собственность бесхозяйных вещей является соответствующая Администрация района или отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 6 Решения Ростовской-на-Дону городской
Думы от 21.06.2011 N 123 «О принятии «Положения о порядке управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города
Ростова-на-Дону» к полномочиям Администрации районов города

(территориальные органы Администрации города) относится осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного, выморочного имущества, расположенного в границах территории района. Администрации районов города готовят пакет документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный, выморочный объект. Вносят Департаменту имущественно-земельных отношений предложения по постановке на учет бесхозяйного имущества.

То есть, поскольку канализационные сети, о которых идет речь, находятся на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону, следовательно, именно администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону должна инициировать вопрос принятия в муниципальную собственность данных бесхозяйных канализационных сетей.

Как следует их материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и.о. первого заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону утвержден план мероприятий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные сети к жилым домам №№28, 30 по ул. Нижнебульварная, который основан на Постановлении Мэра города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, учитывая все выше изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Ростова-на-Дону не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как, как было указано выше, вопрос принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества должен быть инициирован администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону и, причем, должен быть соблюден установленный Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 830 порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Суду не представлены доказательства соблюдения администрацией Кировского района установленного порядка принятия в муниципальную собственность указанных выше бесхозяйных канализационных сетей, а именно: дача объявления в СМИ о наличии бесхозяйного объекта, направление письменного заявления в ДИЗО о включении объекта в реестр бесхозяйных вещей г. Ростова-на-Дону с приложенными необходимыми документами.

Статья 12 ГК РФ содержит открытый перечень способов защиты гражданских прав. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Требование об обязании совершить действия направленные на постановку на учет бесхозяйной дворовой канализации жилых домов не приведет к восстановлению каких-либо нарушенных прав неограниченного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурору Кировского района г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействие и обязании постановки на учет бесхозяйной дворовой канализации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной уд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней.

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья