об обязании устранить выявленные нарушения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Морозовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Донавтовокзал», 3-е лицо ОАО «Российские железные дороги», Администрация г. Морозовска, ГПН по Морозовскому району ГУ МЧС России по Ростовской области об обязании устранить выявленные нарушения

Установил :

Прокурор Морозовского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в соответствии с заданием прокуратуры Ростовской области отделением ГПН по Морозовскому району ГУ МЧС России по Ростовской области, проведена проверка соблюдения требований законода­тельства о пожарной безопасности на объекте с круглосуточным массовым пребывани­ем граждан - в Морозовской автостанции ОАО «Донавтовокзал», расположенной по ад­ресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании автостанции. Так, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 допускается отделка стен зала ожидания Морозовской авто­станции, сгораемыми деревянными панелями, рейками; в нарушение ППБ 01-03 помещения автостанции, где имеется оргтехника не до­укомплектованы первичными средствами пожаротушения огнетушителями углекислотными; в нарушение п. 36 ППБ 01-03 сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции не обработаны огнезащитным составом; в нарушение п.п. 3, 38 ППБ 01-03; 5.12, 5.14* СНиП 21-01-97* стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожидания, помещение кассы и помещение кассира - не имеют предела огнестойкости 0,75 часа, выгорожены из сго­раемых деревянных перегородок; в нарушение п. 1.1 НПБ 110-03; п. 34, 97 ППБ 01-03 в помещениях автостанции отсутствует автоматическая сис­тема пожарной сигнализации; в нарушение п. 57 ППБ 01-03 не произведён замер сопротивления изоляции электроосве­тительной и силовой сети на прочность, о чём отсутствует технический отчёт; в нарушение п. 40 ППБ 01-03 допускается установка на оконных проёмах помещений Мо­розовской автостанции глухих металлических решёток; в нарушение п. 57 ППБ 01-03 все соединения электропроводки в помещениях автостанции выполнены при помощи скруток, без пайки, опрессовки или спец. зажимов; в нарушение п. 15 ППБ 01-03 работники автостанции не прошли обучение пожарно-техническому минимуму, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Так же прокуратурой Морозовского района проведена проверка исполнения требо­ваний ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку антитеррористической Комиссией района Морозовская автостанция включена в Перечень важных объектов Морозовского района Ростовской области, как объект транспорта.

Согласно требованиям Раздела 5 Руководящего документа РД 78.36.003-2002 «Ин­женерно-техническая укрепленность», ограждение периметра, от­дельных участков территории должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую террито­рию, минуя контрольно-пропускной пункт (п. 5.1.2.).

Согласно требованиям Раздела 5 РД 78.36.003-20 защита периметра территории и открытых площадок осуществляется при помощи охранной сигнализации (п. 6.1). Объ­екты подгрупп А1 оборудуются многорубежной системой охранной сигнализации (п. 6.2.2).

Вместе с тем, проведенным ДД.ММ.ГГГГ комиссионным обследованием технического состояния антитеррористической защищенности Морозовской автостанции ОАО «Донавтовокзал» установлено отсутствие охранной сигнализации, отсутствие камер видеонаблюдения, стационарных металлоискателей.

Непринятие ОАО «Донавтовокзал» мер по устранению нарушений правил пожар­ной безопасности, а так же мероприятий по профилактике террористических актов соз­дает реальную угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц, может привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, или иному владельцу имущества.

На основании изложенного Прокурор Морозовского района Ростовской области просит суд обязать ОАО «Донавтовокзал» в помещении Морозовской автостанции, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения норм пожарной безопасности на объекте с круглосуточным массовым пребыванием граждан: устранить отделку стен зала ожидания Морозовской автостанции сгораемыми деревянными панелями, рейками; помещения автостанции, где имеется оргтехника доукомплектовать первич­ными средствами пожаротушения огнетушителями углекислотными; сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции обра­ботать огнезащитным составом; выполнить стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожи­дания, помещение кассы и помещение кассира из материала, имеющего пре­дел огнестойкости 0,75 часа; в помещениях автостанции установить автоматическую систему пожарной сиг­нализации; произвести замер сопротивления изоляции электроосветительной и силовой се­ти на прочность; демонтировать на оконных проёмах помещений Морозовской автостанции глу­хие металлические решётки; заменить соединения электропроводки в помещениях автостанции, которые выполнены при помощи скруток, без пайки, опрессовки или спецзажимов; провести обучение пожарно-техническому минимуму всех работников автостанции, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности; обязать ОАО «Донавтовокзал» в помещении расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить ограждение по периметру; установить охранную сигнализацию; камеры видеонаблюдения, стационарные металлоискатели.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству ОАО «Донавтовокзал» было привлечено ОАО «Российские железные дороги» как собственник здания по <адрес> в <адрес>, в котором расположен Морозовский остановочный комплекс.

Представитель Прокуратуры Морозовского района Ростовской области – помощник Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дьячкина К. А., действующая на основании удостоверения, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ОАО «Донавтовокзал» - Зубко Г. К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что выполнить требования Прокурора Морозовского района Ростовской области по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности, изложенные в пунктах 1,3,4 искового заявления: о демонтаже отделки стен зала ожидания Морозовского остановочного пункта, выполненной сгораемыми деревянными панелями, рейками; обработать сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции огнезащитным составом; выполнить стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожидания, помещения кассы и помещения кассира — из материала, имеющего предел огнестойкости 0,75 часа; демонтировать решетки на оконных проемах помещений и глухие металлические решетки не представляется возможным. ОАО «Донавтовокзал» является Арендатором помещений Морозовского остановочного пункта, а капитальный ремонт согласно договору аренды должен производиться Арендодателем и за его счет, то есть ОАО «Российские железные дороги», которое является собственником здания. Ответчик не является собственником здания, и не вправе без согласия арендодателя и согласования с ним стоимости производить ремонт. Кроме того, чердак ответчиком не эксплуатируется, согласно договору аренды ОАО «Донавтовокзал» арендует 70 кв.м., а согласно техпаспорту площадь помещения более 180 кв.м., и согласно договору чердачное помещение не передавалось в пользование. Требования, изложенные в пунктах 2,5,6,9 искового заявления выполнены ответчиком в добровольном порядке после проведения проверки. Выполнить требования, указанные в п. 8 искового заявления о замене соединения электропроводки в помещении автостанции путем пайки, опрессовки или спец.зажимов, не представляется возможным, т.к. соединения из алюминиевого провода можно выполнить только путем скрутки, этот металл не поддается пайке.

Требования об обязании ОАО «Донавтовокзал» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда установить ограждение автостанции по периметру, установить охранную сигнализацию, камеры видеонаблюдения, стационарные металлоискатели не основаны на законе. Согласно пункту 1.2, РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» - руководящий документ не распространяется на объекты федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих ведомственные или отраслевые нормы и требования по их защите, согласованные в установленном порядке с Главным управлением вневедомственной охраны МВД России, а также на объекты, оборудуемые в соответствии с приказами, нормами и требованиями МВД России. ДД.ММ.ГГГГ Министерством транспорта Российской Федерации был принят Приказ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Таким образом, на ОАО «Донавтовокзал» субъект транспортной инфраструктуры действия РД 78.36.003-2002 не распространяются. После проведения оценки уязвимости - Морозовский остановочный пункт будет оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми указанным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации.

Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» - Дудников А. С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, суду пояснил, что требования Прокурора Морозовского района Ростовской области по демонтажу обшивки стен зала ожидания Морозовской автостанции сгораемыми деревянными панелями, рейками и о выполнения стен, отделяющих между собой служебные помещения и зал ожидания, помещения кассы и помещения кассира из материала, имеющего предел огнестойкости 0,75 часа, могут быть выполнены при проведении капитального ремонта здания, и выполнение этого вида работ может иметь место только по согласованию с собственником здания, и при условии согласования с ним стоимости работ. Выполнить требования по замене соединений электропроводки в помещениях автостанции не представляется возможным, поскольку проводка выполнена из алюминия и спаиванию этот металл не подлежит, проводка может быть только скручена. Демонтаж решеток не относится к капитальному ремонту и согласования с ОАО «РЖД» не требуется. Оснований для удовлетворения требований Прокурора Морозовского района г. Ростова-на-Дону об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда установить ограждение автостанции по периметру, установить охранную сигнализацию, камеры видеонаблюдения, стационарные металлоискатели, не имеется.

Представители 3-х лиц: ГПН по Морозовскому району ГУ МЧС России по Ростовской области, Администрации Морозовского района Ростовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Администрация Морозовского района Ростовской области представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Морозовского района Ростовской области.

Дело в отношении не явившихся лиц, рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Донавтовокзал» был заключен договор аренды, согласно которому ОАО «Российские железные дороги» передало в аренду ОАО «Донавтовокзал» недвижимое имущество, находящееся в собственности ОАО «Российские железные дороги», расположенное по адресу: <адрес> включающее в себя: нежилые помещения в здании билетной группы, площадью 70,8 кв.м. Недвижимое имущество расположено на участке, площадью 569 кв.м., с кадастровым номером 61:24:01 32 66:0005.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО «Донавтовокзал» в редакции, принятой на общем собрании акционеров ОАО «Донавтовокзал» ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированной регистрационной палатой администрации г. Ростова-на-Дону, ОАО «Донавтовокзал», осуществляет следующие виды деятельности: транспортно-экспедиционная деятельность; изучение пассажиропотока и спроса населения в пассажирских перевозках; разработка маршрутов, расписаний и графиков движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом; контроль за исполнением графиков движения и диспетчерское сопровождение автобусов на маршрутах; предварительная и текущая продажа и бронирование проездных билетов на автобусы и другие виды транспорта, доставка билетов, другие услуги, оказываемые на автовокзалах, пассажирских автостанциях и в автокассах, а также в пунктах приема и исполнения заказов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом; перевозка пассажиров автомобильным транспортом на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах; оказание сервисных услуг; организация общепита; рекламные услуги; гостиничные услуги; ремонт, техническое обслуживание, мойка автотранспортных средств, оборудование автомобилей газобаллонными устройствами; оказание услуг по техническому осмотру автотранспортных средств; оптово-розничная торговля; торговля горюче-смазочными материалами с открытием автозаправочных станций; оказание услуг по хранению, бытовых и иных услуг.

Согласно Приложению к Уставу ОАО «Донавтовокзал» в редакции, принятой на общем собрании акционеров ОАО «Донавтовокзал» ДД.ММ.ГГГГ, одним из его структурных подразделений является Морозовский остановочный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>.

Отделением надзорной деятельности по Морозовскому району ГУ МЧС России по Ростовской области на основании требования прокуратуры Морозовского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности при функционирова­нии остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при функционировании остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Рос­сийской Федерации (ППБ -1-2003), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Так, согласно пункту 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

Вопреки указанному требованию в здании Морозовской автостанции допускается отделка стен зала ожидания сгораемыми деревянными панелями, рейками.

Также в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года помещения автостанции, где имеется оргтехника, не до­укомплектованы первичными средствами пожаротушения огнетушителями углекислотными.

Согласно пункту 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Вопреки указанному требованию сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции не обработаны огнезащитным составом.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 38 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

В нарушение п.п. 5.12, 5.14 СНиП 21-01-97* стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожидания, помещение кассы и помещение кассира Морозовской автостанции не имеют предела огнестойкости 0,75 часа, выгорожены из сго­раемых деревянных перегородок.

Согласно пункту 97 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.).

В нарушение пункта 1.1 НПБ 110-03 (нет в консультанте) в помещениях автостанции отсутствует автоматическая сис­тема пожарной сигнализации.

Согласно пункту 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Вопреки указанному требованию в здании автостанции не произведён замер сопротивления изоляции электроосве­тительной и силовой сети на прочность, о чём отсутствует технический отчёт; все соединения электропроводки в помещениях автостанции выполнены при помощи скруток, без пайки, опрессовки или спецзажимов.

Согласно пункту 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

Вопреки указанному требованию в здании автостанции допускается установка на оконных проёмах помещений Мо­розовской автостанции глухих металлических решёток.

Согласно пункту 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Вопреки указанному требованию работники автостанции не прошли обучение пожарно-техническому минимуму, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Так же прокуратурой Морозовского района проведена проверка исполнения требо­ваний ФЗ «О противодействии терроризму» в здании, где размещается Морозовской остановочный пункт.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О про­тиводействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Антитеррористической комиссией района Морозовская автостанция включена в Перечень критически важных объектов Морозовского района Ростовской области, как объект транспорта.

В соответствии с требованиями Руководящего документа РД 78.36.003-2002 «Ин­женерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нор­мы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министром внутренних дел 06.11.2002, объекты, включенные органами местного само­управления в перечни объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспе­чения относятся к объектам подгруппы А1, противоправные действия на которых (кра­жа, терроризм и др.), в соответствии с уголовным законодательством Российской Феде­рации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущест­ва, в связи с чем, подлежат охране.

Согласно требованиям Раздела 5 Руководящего документа РД 78.36.003-2002 «Ин­женерно-техническая укрепленность», ограждение периметра, от­дельных участков территории должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую террито­рию, минуя контрольно-пропускной пункт (п. 5.1.2.).

Проведенным ДД.ММ.ГГГГ комиссионным обследованием технического состояния антитеррористической защищенности Морозовской автостанции ОАО «Донавтовокзал» установлены нарушения, влияющие на его безопасность, а именно: ограж­дение данного объекта по периметру отсутствуют, объект не охраняется.

Согласно требованиям Раздела 5 РД 78.36.003-20 защита периметра территории и открытых площадок осуществляется при помощи охранной сигнализации (п. 6.1). Объ­екты подгрупп А1 оборудуются многорубежной системой охранной сигнализации (п. 6.2.2).

Проведенным ДД.ММ.ГГГГ комиссионным обследованием технического состояния антитеррористической защищенности Морозовской автостанции ОАО «Донавтовокзал» установлено отсутствие охранной сигнализации.

Согласно Постановлению Администрации Ростовской области от 15 октября 2004 г. № 409 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а так же в местах массового пребывания людей» в целях обеспечения защиты населения области от терроризма, координации действий органов исполнительной власти и правоохранительных органов по вопросам осуществления комплекса организационных и профилактических мер по предотвращению актов воз­можного терроризма на территории области, а также во исполнение решений регио­нальной антитеррористической комиссии рекомендовано муниципальным антитеррористическим комиссиям принять решения по установке в срок до 1 января 2005 года соб­ственниками объектов с массовым пребыванием людей (рынки, вокзалы, театры, ста­дионы и т.п.) необходимого количества камер видеонаблюдения, стационарных металлоискателей.

Проведенным ДД.ММ.ГГГГ комиссионным обследованием технического состояния антитеррористической защищенности Морозовской автостанции ОАО «Донавтовокзал» установлено отсутствие камер видеонаблюдения, стационарных металлоискателей.

Невыполнение ответчиком вышеуказанных мероприятий по профилактике терро­ристических актов, в соответствие с требованиями руководящих документов, постанов­ления Администрации Ростовской области и правил пожарной безопасности, в случае возникновения критической ситуации может привести к созданию угрозы жизни и здо­ровью людей, к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, или иному владельцу имущества.

Непринятие ОАО «Донавтовокзал» мер по устранению нарушений правил пожар­ной безопасности, а так же мероприятий по профилактике террористических актов соз­дает реальную угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Прокурор Морозовского района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском, и просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

Пожарная безопасность является составляющей частью безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным принципам обеспечения безопасности ст. 2 Закона РФ "О безопасности" отнесены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора вправе проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности (статья 1 Закона).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации АУПТ и АУПС.

Исходя из указанных норм, и приведенных в нем таблиц АУПС и АУПТ устанавливаются в зависимости от категорий зданий и помещений, которые определяются в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, и их площади.

На момент проведения проверки в нарушение требований п.9 Таблицы 1 здание остановочного комплекса автоматической системой пожарной сигнализации не оборудовано.

В нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года помещения остановочного комплекса, где имеется оргтехника не до­укомплектованы первичными средствами пожаротушения огнетушителями углекислотными.

В нарушение пункта 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в здании остановочного комплекса не произведён замер сопротивления изоляции электроосве­тительной и силовой сети на прочность, о чём отсутствует технический отчёт;

В нарушение пункта 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года работники остановочного комплекса не прошли обучение пожарно-техническому минимуму, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования ФЗ от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в РФ ответчиком не соблюдаются, что зафиксировано в справке по результатам проверки, и не оспаривается ответчиком, в связи с чем ответчик обязан устранить выявленные нарушения ФЗ "О пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в РФ.

С целью устранения указанных нарушений ответчик заключил договоры подряда на выполнение работ.

Так ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Донавтовокзал» и ФГУП «Охрана» МВД России заключен договор, по условиям которого ФГУП «<данные изъяты>» обязалось в течение 30 дней с момента поступления денежных средств по договору на расчетный счет выполнить работы по производству обследования остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес> на предмет монтажных работ по пожарной и тревожной сигнализации, провести монтаж и пуско-наладочные работы, проверить во всех режимах смонтированную систему.

В соответствии с заключенным договором помещения Морозовского остановочного пункта оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Также с целью устранения указанных нарушений ОАО «Донавтовокзал» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ООО «<данные изъяты>» договор подряда на профилактические испытания электросети и электрооборудования до 1000 В с выдачей надлежащей документации в здании Морозовского остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с техническим отчетом, составленным ООО «Главтехмера» ДД.ММ.ГГГГ, электросеть и электрооборудование на Морозовском остановочном пункте удовлетворяет требованиям ПТЭЭП и пригодно для дальнейшей эксплуатации.

Также с целью устранения указанных нарушений согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность» ответственным за пожарную безопасность по Морозовскому отделению назначен старший диспетчер Морозовского остановочного пункта К., который прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме должностных инструкций, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» удостоверение , действительное до ДД.ММ.ГГГГ

Также с целью устранения указанных нарушений помещения Морозовской автостанции оснащены первичными средствами пожаротушения- огнетушителями углекислотными.

После проведенной проверки и до рассмотрения дела судом ответчиком в добровольном порядке были устранены имевшиеся нарушения. Помещения остановочного комплекса, где имеется оргтехника доукомплектованы первич­ными средствами пожаротушения огнетушителями углекислотными; в помещениях остановочного комплекса установлена автоматическая система пожарной сиг­нализации; произведен замер сопротивления изоляции электроосветительной и силовой се­ти на прочность. Также проведено обучение пожарно-техническому минимуму с всеми работниками остановочного комплекса в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности. И таким образом, имевшиеся на момент проверки нарушения устранены.

В связи с тем, что ответчиком до принятия судом решения требования прокурора Морозовского района, изложенные в пунктах 2,5,6,9 искового заявления, удовлетворены в добровольном порядке, в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.

Требования прокурора об обязании ответчика: устранить отделку стен зала ожидания Морозовской автостанции сгораемыми деревянными панелями, рейками; помещения автостанции; обра­ботать огнезащитным составом сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции; выполнить стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожи­дания, помещение кассы и помещение кассира из материала, имеющего пре­дел огнестойкости 0,75 часа; заменить соединения электропроводки в помещениях автостанции, которые выполнены при помощи скруток, без пайки, опрессовки или спецзажимов, удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что в нарушение пункта 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в здании Морозовского остановочного комплекса допускается отделка стен зала ожидания сгораемыми деревянными панелями, рейками; в нарушение пункта 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции не обработаны огнезащитным составом, в нарушение пунктов 3 и 38 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, а также в нарушение п.п. 5.12, 5.14 СНиП 21-01-97* стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожидания, помещение кассы и помещение кассира Морозовского остановочного комплекса не имеют предела огнестойкости 0,75 часа, выгорожены из сго­раемых деревянных перегородок.

Наличие указанных нарушений ответчиком не оспаривается, однако он полагает, что обязанность по устранению нарушений не может быть возложена на ОАО «Донавтовокзал», т.к. общество не является собственником этого помещения, и чердачное помещение не передавалось в пользование по договору аренды.

Собственником здания, расположенного по адресу : <адрес> является ОАО «Российские железные дороги»

Согласно договору аренды недвижимого имущества, заключенному ДД.ММ.ГГГГ собственник помещения – ОАО «Российские железные дороги» передал арендатору- ОАО «Донавтокзал» в аренду нежилые помещения площадью 70,8 кв.м. в здании билетной группы для размещения автостанции.

Согласно статьям 611, 615, 616 и 622 ГК РФ Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно п.3.3.4 договора аренды арендатор обязан пользоваться недвижимым имуществом в соответствии с условиями договора установленными законодательством нормами и правилами.

Согласно п. 3.3.7 и п.3.3.8 договора арендатор не вправе производить неотделимые улучшения имущества, перепланировку, переоборудование указанного помещения. Арендатор не вправе без письменного согласия арендодателя, без согласования времени, объемов и сроков, стоимости производить капитальный ремонт арендуемого имущества. Необходимость проведения капитального ремонта определяется согласно техническому заключению ( заданию).

Согласно п.3.3.13 договора арендатор обязан в течение пяти дней с даты прекращения арендных отношений вернуть арендодателю недвижимое имущество по акту приема-передачи в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа.

Как усматривается из договора аренды и приложений и к договору, чердачные помещения не передавались в аренду ответчику. И в судебном заседании установлено, что чердачное помещение ответчиком не эксплуатируется.

Поскольку ОАО «Донавтовокзал» не является собственником помещения, в котором располагается Морозовский остановочный комплекс, и без согласования с собственником помещения не вправе производить капитальный ремонт, и чердачное помещение им не эксплуатируется, то на ответчика не может быть возложена обязанность по устранению имеющихся нарушений : демонтировать отделку стен зала ожидания Морозовской автостанции, выполненную сгораемыми деревянными панелями, рейками; выполнить стены, отделяющие между собой служебные помещения и зал ожи­дания, помещение кассы и помещение кассира из материала, имеющего пре­дел огнестойкости 0,75 часа; сгораемые деревянные конструкции чердачного помещения автостанции обра­ботать огнезащитным составом. Обязанность по устранению этих нарушений должна быть возложена на собственника здания.

Судом в качестве 3-го лица был привлечен собственник помещения- ОАО «Российские железные дороги», разбирательство дела отложено, и прокурору предложено уточнить исковые требования и надлежащего ответчика. Однако Прокурором Морозовского района не заявлялось ходатайство о привлечении ОАО «Российские железные дороги» в качестве ответчика, и исковые требования к собственнику здания не предъявлялись.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В то же время прокурор не лишен возможности обратиться в суд на общих основаниях к собственнику здания с иском об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Требования о выполнении соединения электропроводки в помещениях автостанции при помощи пайки, опрессовки или спецзажимов, не могут быть удовлетворены, т.к. выполнить данное требование технически невозможно. Электрическая проводка выполнена из алюминия, а спайка жил электропроводов возможна только при наличии медного провода. Специалистами ООО «Главтехмера» были проведены измерения контактных соединений и металлосвязей оборудования с заземляющим устройством. Согласно протоколу Технического отчета от ДД.ММ.ГГГГ сопротивление переходных контактов цепей заземления электрооборудования удовлетворяет нормам и требованиям ПТЭЭП.

Требования прокурора об обязании ответчика демонтировать на оконных проемах помещений Морозовского остановочного пункта глухие металлические решетки подлежат удовлетворению.

В нарушение пункта 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года в здании остановочного комплекса допускается установка на оконных проёмах помещений Мо­розовского остановочного комплекса глухих металлических решёток. Демонтаж глухих металлических решёток не относится к капитальному ремонту, и согласие собственника помещения в данном случае не требуется. И обязанность по устранению этого нарушения может быть возложена на арендатора.

В то же время не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания ответчика установить ограждение по периметру; установить охранную сигнализацию; камеры видеонаблюдения, стационарные металлоискатели исходя из следующего.

В обоснование требований об оборудовании здания Морозовского остановочного пункта камерами видеонаблюдения, стационарными металлоискателями, установить ограждение по периметру в исковом заявлении прокурор сосался на приказ МВД РФ от 06.11.2002г., которым утвержден Руководящий документ "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" ("РД 78.36.003-2002), и на постановление Администрации Ростовской области от 15.10.2004 года № 409 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а также в местах массового пребывания людей".

Однако этот руководящий документ не содержит требований к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, и в нем отсутствуют нормы, обязывающие устанавливать в зданиях автовокзалов, автостанций, остановочных пунктах камеры видеонаблюдения, стационарные металлоискатели, ограждение по периметру; охранную сигнализацию.

Кроме того, согласно п.1.1 и п.1.2. "РД 78.36.003-2002» Руководящий документ распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Российской Федерации.

Руководящий документ не распространяется на объекты федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих ведомственные или отраслевые нормы и требования по их защите, согласованные в установленном порядке с Главным управлением вневедомственной охраны МВД России (далее - ГУВО МВД России), а также на объекты, оборудуемые в соответствии с приказами, нормами и требованиями МВД России.

Требования к оборудованию автовокзалов утверждены специальным нормативным актом- Приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234, зарегистрированным в Минюсте РФ 31 декабря 2010 г. N 19512. И указанными Требованиями не предусмотрено оборудование помещений автовокзалов камерами видеонаблюдения, стационарными металлоискателями, охранной сигнализацией и установление ограждения по всему по периметру.

В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, обязывающие объекты транспортной инфраструктуры – остановочные пункты оборудовать здания камерами видеонаблюдения, стационарными металлоискателями, охранной сигнализацией и устанавливать ограждения по всему по периметру, поэтому эти требования прокурора не основаны на законе.

Ссылка прокурора на постановление Администрации Ростовской области от 15.10.2004 года № 409 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения, а также в местах массового пребывания людей" несостоятельна.

Пунктом п.6.5. постановления рекомендовано муниципальным антитеррористическим комиссиям принять решения по установке в срок до 1 января 2005 года собственниками объектов с массовым пребыванием людей (рынки, вокзалы, театры, стадионы и т.п.) необходимого количества камер видеонаблюдения, стационарных металлоискателей.

В силу пункта 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Настоящий Областной закон в соответствии с Уставом Ростовской области определяет порядок опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.

Согласно статье ст. 1 Областного закона Ростовской области от 29.12.2003 N 85-ЗС (ред. от 07.12.2007) "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" (принят ЗС РО 24.12.2003) Устав Ростовской области, Областные законы и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина постановления Законодательного Собрания Ростовской области, носящие нормативный характер, нормативные правовые акты Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данное постановление опубликовано не было, и не влечет правовых последствий как не вступившее в силу и применению не подлежит.

Кроме того, постановление не содержит общеобязательных норм правил, а носит рекомендательный характер.

И из текста п.6.5 Постановления усматривается, что рекомендовано установление необходимого количества камер видеонаблюдения, стационарных металлоискателей собственникам объектов с массовым пребыванием людей (рынки, вокзалы, театры, стадионы и т.п.).

В данном случае ответчик не является собственником здания, и остановочный пункт не относится к числу объектов с массовым пребыванием людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Донавтовокзал» устранить нарушения Правил пожарной безопасности и демонтировать глухие металлические решетки, установленные на оконных проемах помещений Морозовского остановочного комплекса, расположенного по адресу : <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, в остальной части иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья