о признании бездействия незаконными.



Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-2327/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

судьи ШАРИНОЙ О.А.

при секретаре ЗАРВАНСКОЙ Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, третьи лица – ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению законных требований,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ими проведена проверка соблюдения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области на получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Проверкой установлено, что в ИК-1 отсутствует образовательный процесс, позволяющий получить общее образование осужденным, не достигшим возраста 30 лет. В настоящее время осужденными, содержащими в ИК-1 и желающими получить общее образование подано 73 заявления. Администрация ИК-1 неоднократно обращалась в адрес Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по вопросу открытия учебно-консультационного пункта в ИК-1. Однако к конкретному результату данные обращения не привели. Бездействие Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по организации учебного процесса в ИК-1 влечет длительное (с 2009 года) нарушение предусмотренного ст. 43 Конституции РФ права осужденных, содержащихся в ИК-1, на получение общего образования, что в свою очередь влияет на степень их исправления и дальнейшую социальную реабилитацию.

Представитель истца Барабаш Ю.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила признать бездействия Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по необеспечению образовательного процесса в ИК-1 незаконным и обязать обеспечить образовательный процесс путем создания учебно-консультационного пункта.

Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Сысоева К.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области Долгих Ю.А,, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители Министерства финансов Ростовской области Дейлидович С.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражения представителя ответчика поддержала, просила в иске отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих деле, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В судебном заседании установлено, что Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка соблюдения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области на получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. В ходе проведенной проверки установлено, что в ИК-1 отсутствует образовательный процесс, позволяющий получить общее образование осужденным, не достигшим возраста 30 лет.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

В соответствии с п.п. 3 и 4 Положения «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ № 61/70 от 27.03.2006 года, право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее - школы) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237. Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Согласно положений п. 4 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра е положений, путем принятия новых

Федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в действующие акты.

Статьей 29 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 установлены полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, в числе которых отсутствует полномочие по организации предоставления общего образования в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 12 ст. 50 вышеприведенного Закона для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Уставом Ростовской области, областными законами Ростовской области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ростовской области к предметам ведения Ростовской области организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) не отнесены.

Федеральным законом № 184-ФЗ установлено, что перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет бюджета субъекта РФ, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ или в порядке, предусмотренном п. 5 т. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Законом РФ «Об образовании» вопросы организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы к расходным обязательствам субъектов РФ не отнесены.

Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в рамках уголовно-исполнительной системы, что прямо следует из буквального толкования ч. 7 ст. 112 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Кроме того, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обратившись в суд с настоящим иском, истец просит признать бездействие Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по необеспечению образовательного процесса в ИК-1 незаконным и обязать обеспечить образовательный процесс путем создания учебно-консультационного пункта.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 15.1 ст. 11 Областного закона «Об образовании в Ростовской области» предусмотрено, что к полномочиям органа исполнительной власти Ростовской области, осуществляющего управление в сфере образования, относится создание условий, совместно с администрациями воспитательных и исправительных учреждений, для получения общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, самообразования гражданами, содержащимися в этих учреждениях, в части методического руководства образовательным процессом, контроля за исполнением федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и федерального законодательства, регламентирующего учебный процесс.

В силу положений ст. 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.12.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.

Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебном заседании поясняла, что Областным законом об областном бюджете ежегодно предусматриваются средства субвенции в необходимом размере на финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в том числе для образовательных учреждений, в которых обучаются граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы.

Исходя из изложенного следует, что финансовое обеспечение предоставления основного общего и среднего (полного) общего образования лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы в Ростовской области осуществляется в рамках полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов, в соответствии с нормативами, установленными Областным Законом № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, со стороны Министерства общего и профессионального образования Ростовской области отсутствует бездействие по необеспечению образовательного процесса в ИК-1. Кроме того, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что вопрос обеспечения реализации прав осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находится на постоянном контроле министерства общего и профессионального образования, что следует из неоднократных обращений в администрацию <адрес> с предложением организовать обучение осужденных на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. Более того, с 2010 года ведется работы по внесению изменений в нормативно-правовые акты Ростовской области. ДД.ММ.ГГГГ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области обратилось в Законодательное Собрание Ростовской области с просьбой формирования рабочей группы по вопросу возможной передачи полномочий органа исполнительной власти субъекта по созданию условий для получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, органам местного самоуправления и внесению изменений в Областной закон «Об образовании в Ростовской области». Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии бездействия по стороны Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Ростовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области о признании бездействия Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по необеспечению образовательного процесса в ИК-1 незаконным и обязании обеспечить образовательный процесс путем создания учебно-консультационного пункта отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: