решение о признании незаконным отказа



Отметка об исполнении решения Дело № 2 – 2134/11

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи БОРОДЬКО Л. Д.

с участием прокурора Дьячкиной К. А.

при секретаре Мельниковой Н. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределённого круга лиц к МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики»; третье лицо Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону и МУ «ДМИБ Ленинского района» г. Ростова-на-Дону о признании незаконным оснований для отказа, признании незаконным решения городской межведомственной комиссии и обязании принять решения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился с иском в суд и в обоснование своих требований пояснил суду, что проверкой проведённой по заявлению об аварийности <адрес> установлено, что часть помещений в данном доме является муниципальной собственностью. Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм жилищного законодательства постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Ввиду неоднократных обращений граждан и в связи с наличием реальной угрозы для проживания граждан в вышеназванном доме; главой Администрации района неоднократно в адрес директора МУ «Департамент ЖКХ и Э» были направлены письма о необходимости рассмотрения данного дома на межведомственной комиссии (от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ). К письмам приобщены заявления граждан, а также техническое заключение ООО «Горэжилпроект» об аварийности конструкций дома от ДД.ММ.ГГГГ .

В ответ на последнее письмо главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением 30-дневного срока его рассмотрения МУ «Департамент ЖКХ и Э» ДД.ММ.ГГГГ организовано заседание Городской межведомственной комиссии, на котором принято решение о необходимости дополнительного обследования специализированной проектной организацией жилых помещений <адрес> Данное решение принято в связи с тем, что, по мнению членов межведомственной комиссии, техническое заключение ООО «Горэжилпроект» выполнено с нарушениями п. 11.2 СП 13-102-2003 и п.п. 33, 34, 47 Положения о признании многоквартирного дома аварийным. Нарушения заключаются в отсутствии причин и выводов по результатам визуального обследования в ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания жилых помещений непригодными для проживания, рекомендательных мер охранного порядка, а также возможности проведения капитального ремонта.

Данные выводы Городской межведомственной комиссии не соответствуют действительности и действующему законодательству, в связи с чем решение является незаконным.

Так, п.п. 33, 34 Положения о признании многоквартирного дома аварийным, определены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с выводами заключения ООО «Горэжилпроект» выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических нормативов согласно СанПиН 2:1.2.1002-00 (отсутствует водоснабжение, канализация, газоснабжение части квартир, конструкции стен не удовлетворяют требованиям теплоизоляции и др;).

Выводы экспертного заключения полностью соответствуют основаниям, указанным в п. 33 Положения о признании многоквартирного дома аварийным, в связи с чем данный пункт нарушен быть не мог - вывод комиссии не соответствует действительности.

Пункт 47 Положения о признании многоквартирного дома аварийным администрацией района не мог быть нарушен, ввиду того, что данный пункт определяет решения, принимаемые Городской межведомственной комиссией по результатам ее работы, и не может быть применен в отношении заявителя.

Согласно п. 11.2 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа в системе нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 21.08.2003 № 153, в итоговом документе по результатам обследования приводятся планы, разрезы, ведомости дефектов и повреждений или схема дефектов и повреждений с фотографиями наиболее характерных из них; схемы расположения трещин в железобетонных и каменных конструкциях и данные об их раскрытии; значения всех контролируемых признаков, определение которых предусматривалось техническим заданием или программой проведения обследования результаты поверочных расчетов, если их проведение предусматривалось программой обследования; оценка состояния конструкций с рекомендуемыми мероприятиями по усилению конструкций, устранению дефектов и повреждений, а также причин их появления.

Приложением к заключению ООО «Горэжилпроект» в МУ «Департамент ЖКХ и Э» и на рассмотрение Городской межведомственной комиссией были направлены фото-таблицы, поэтажный план здания с указанием расположения трещин в стене (с указанием ширины раскрытия), мест выпадения кирпичной кладки, гнили деревянных конструкций, разрушения штукатурного слоя.

Таким образом, заключение выполнено с соблюдением всех предусмотренных вышеназванным пунктом Правил рекомендаций.

Более того, СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» носит рекомендательный характер, так как согласно постановлению Госстроя России от 21:08.2003 года № 153 данный свод правил одобрен и рекомендован для применения в качестве нормативного документа системы нормативных документов в строительстве. Учитывая изложенное, данные правила не содержит императивных норм законодательства, обязательных для исполнения проектной организацией. Одновременно, в самом Положении о признании многоквартирного дома аварийным, отсутствуют какие-либо требования; к оформлению заключения экспертной организации.

Таким образом, требование Городской межведомственной комиссии и МУ «Департамент ЖКХ и Э» о необходимости соответствия заключения рекомендациям СП 13-102-2003 не основано на нормах Положения о признании многоквартирного дома аварийным (п.п. 44, 45) и приводит только к искусственному затягиванию процедуры рассмотрения вопроса признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Кроме того, в нарушение п. 51 Положения о признании многоквартирного дома аварийным Городская межведомственная комиссия не уведомила заинтересованных лиц в течении 5 дней о принятом решении.

Учитывая изложенное, решение Городской межведомственной комиссии о необходимости дополнительного обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ принято в отсутствие на то оснований и с нарушением всех сроков, предусмотренных Положением о признании многоквартирного дома аварийным. Основания для отказа надуманы, не соответствуют действительности и приводят к волоките, что в свою очередь с каждым годом увеличивает угрозу жизни граждан с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени проживающих в фактически аварийном доме.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Во исполнение статьи 15 Жилищного кодекса РФ главой 2 Положения о признании многоквартирного дома аварийным определены требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства органом местного самоуправления в течение длительного периода времени не принимается достаточных мер к признанию <адрес> аварийным, чем нарушаются Конституционные права граждан на жилище.

В соответствии с п. 52 Положения о признании многоквартирного дома аварийным решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

На основании изложенного просит суд вынести решение которым признать незаконным основание для отказа городской межведомственной комиссией и МУ «Департамент ЖКХ и Э» в признаний дома аварийным ввиду неисполнения проектной организацией рекомендаций СП 13-102-2003 «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятых постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 №153. Признать незаконным решение городской межведомственной комиссии и МУ «Департамент ЖКХ и Э» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости дополнительного обследования специализированной организацией жилых помещений <адрес>, по основаниям, указанным, в выписке от ДД.ММ.ГГГГ , принятое, в том числе с нарушением сроков установленных постановлением Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать Городскую межведомственную комиссию в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в отношении <адрес> одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции:, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Дьячкина К. А. и пояснила суду, что поддерживает все требования изложенные в исковом заявлении просит иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика Гриценко Р. И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась и пояснила, что исковые требования не признает, так как на заседании городской межведомственной комиссии по сути решения принято не было, а просто решение вопроса по спорному дому отложено до получения дополнительного обследования жилых помещений <адрес>, в настоящее время дополнительное обследование не проведено в соответствии с чем отсутствует возможность вернуться к вопросу по данному дому. Имеющееся техническое заключение выполнено с нарушением тех норм на которые указаны в Протоколе заседания городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, так как в выводах указано, что жилой дом литер , расположенный по адресу пер. <адрес> может быть признан аварийным и подлежащим сносу, а по мнению представителя ответчика в выводах не допустимо наличие фразы «может быть», если бы этой фразу не было то вопрос был бы решён. На другие вопросы о несоответствии предоставленного технического заключения указанным в Протоколе нормам ответить не смогла, так как не обладает для этого необходимыми познаниями.

Представитель третьего лица МУ «ДМИБ Ленинского района» г. Ростова-на-Дону Тарасян А. И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, дала пояснения аналогичные указанным в отзыве, а также пояснила, что считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явилось, извещено, причин уважительности не явки суду не предоставлено. Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание городской межведомственной комиссии, повестка заседания – рассмотрение пакета документов переданных на городскую межведомственную комиссию по адресу: пер. Бригадный, 9.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону в МУ «Департамент ЖКХ и Э» направлена документация в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 577 от 26. 05. 2006 года и письмо в котором просит рассмотреть на городской межведомственной комиссии вопрос и принять решение о признании многоквартирного жилого <адрес> <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Жилой <адрес> постройки до ДД.ММ.ГГГГ, 2-х этажный, кирпичный, общей площадью-128,4 кв.м., жилой площадью-80,1 кв.м., площадь участка-186,0 кв.м. Всего в доме расположено 3 квартиры, находящиеся в реестре объектов муниципальной собственности. По результатам технического заключения о состоянии несущих конструкций жилого дома выполненного проектной организацией ОАО «Горжилпроект», деформации несущих конструкций здания вызваны физическим износом из-за длительного срока эксплуатации здания, а так же из-за недостаточной прочности элементов деревянных конструкций, техническое состояние здания отнесено как аварийное и подлежащее сносу.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по повестке дня – рассмотрение пакета документов переданных на городскую межведомственную комиссию по адресу: <адрес> Пакет документов: копии правоподтверждающих документов на муниципальные квартиры МУ «ДМИБ» Ленинского района; план жилого помещения с его техническим паспортом; заключение специализированной проектной организации ООО «Горжилпроект» .

По результатам проведенного анализа пакетов документов, визуального обследования фактического состояния многоквартирного дома городской межведомственной комиссией принято решение о необходимости дополнительного обследования специализированной проектной организацией жилых помещений <адрес>, в связи с тем, что Техническое заключение ООО «ГОРЖИЛПРОЕКТ» г. выполнено с нарушениями СП 13-102-2003, пункт 11.2 и постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), а именно - пунктов 33,34, 47 в части описания и выводов: отсутствие причин и выводов по результатам визуального обследования в ДД.ММ.ГГГГ основания для признания жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным подлежащим сносу или реконструкции, рекомендованных мер охранного порядка, а также возможности проведения капитального ремонт.

Из представленных суду письменных документов, в том числе писем МУ «Департамент ЖКХ и энергетики», а также объяснений его представителя данных в судебном заседании, решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции не принято по причине того, что в представленном пакете документов отсутствует техническое заключение, выполненное специализированной проектной организацией в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а предоставленное техническое заключение ООО «ГОРЖИЛПРОЕКТ» г. выполнено с нарушениями СП 13-102-2003, пункт 11.2 и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , так как в выводах указано, что дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу, необходимо чтобы было указано всё чётка, без слов «может быть».

Суд считает, указанные аргументы ответчика необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 2 указанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке Комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав Комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем Комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Пунктом 8 Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать Комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Разделом 2 Положения закреплены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пунктом 46 Положения установлено, что Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, Согласно п. 1.3 и 3.2 Положения о Комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 26.05.2006 года № 577 Комиссия при разрешении вопросов отнесенных к ее компетенции осуществляет взаимодействие с администрациями районов города в порядке, предусмотренном настоящим положением.

Процедура подготовки заседания Комиссии включает в себя: представление администрациями районов города по месту нахождения соответствующих жилых помещений в МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» документов в соответствии с перечнем, определенным действующим законодательством, с приложением, в том числе, заключения органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора за техническим состоянием жилого и нежилого фонда; рассмотрение МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» представленного пакета документов и внесение на имя председателя Комиссии представления с приложением пакета документов, обосновывающего назначение очередного заседания Комиссии.

В соответствии с п. 3.5 и 3.7 Положения о Комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным действующим законодательством требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. В случае, если для принятия решения Комиссии необходимо проведение дополнительных обследований или испытаний, Комиссия вправе принять решение об их проведении. По результатам обследования составляется акт обследования помещения в 3 экземплярах по форме, определенной действующим законодательством.

Перечень обязательных для предоставления комиссии документов определен п. 45 Положения о признании многоквартирного дома аварийным. В указанный перечень входит нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ленинского района г.Ростова-на-Дону направила в Муниципальное учреждение «Департамент ЖКХ и Энергетики» полный пакет документов, указанный в п. 45 Положения о признании многоквартирного дома аварийным. Данное положение не содержит каких-либо дополнительных требований к техническому заключению, на которое ссылается в своих письмах МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики». Более того, в представленном администрацией района заключении содержатся выводы о том, что длительная эксплуатация здания без проведения капитальных ремонтов привели к тому, что общее состояние строительных конструкций и здания в целом не отвечает требованиям технической надежности и эксплуатационной безопасности, эксплуатация жилого дома должна быть прекращена.

Требование ответчика МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики » о необходимости дополнительного обследования не основано на нормах Положения о признании многоквартирного дома аварийным и приводит только к искусственному затягиванию процедуры рассмотрения вопроса признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При наличии таких обстоятельств у ответчика МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики» отсутствовали правовые основания для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, вследствие чего требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представленный ответчиком протокол заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, на котором в отношении <адрес> <адрес> было принято решение о необходимости дополнительного обследования специализированной проектной организацией жилых помещений (л.д.) основанием для отказа в удовлетворении вышеуказанных требований прокурора являться не могут, поскольку, как следует из содержания указанного протокола решение в отношении жилого <адрес> в соответствии с п.46 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Городской межведомственной комиссией принято не было. Решение Комиссии о необходимости дополнительного обследования было принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более полугода тому назад, и до настоящего времени этот вопрос положительного разрешения не нашел, что суд полагает недопустимым, поскольку речь идет не просто о здании, эксплуатация которого в соответствии с техническим заключением, составленным еще в ДД.ММ.ГГГГ года, должна быть прекращена, а о жизни и здоровье людей, проживающих в этом доме и подвергающих свою жизнь и здоровье реальной опасности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным основания для отказа городской межведомственной комиссией и МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» в признании дома аварийным ввиду выполнения Технического заключения ООО «Горжилпроект» ДД.ММ.ГГГГ года с нарушениями СП 13-102-2003, пункт 11.2 и нарушения пунктов 33, 34, 47 Постановления № 47 от 28. 01. 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Признать незаконным решение городской межведомственной комиссией и МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости дополнительного обследования специализированной проектной организацией жилых помещений <адрес>.

Обязать Городскую межведомственную комиссию и МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» принять в отношении <адрес> одно из решений предусмотренных Постановлением № 47 от 28. 01. 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в течении 15 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течении 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья