об исключении жилого помещения из специализированного фонда и обязании заключить договор социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе :

Председательствующего судьи Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Муниципальному учреждению «Дирекция муниципального имущества и благоустройства» г.Ростова -на-Дону, Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, 3-и лица : Администрация г. Ростова-на-Дону, Департамент имущественно -земельных отношений г. Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда и обязании заключить договор социального найма

Установил:

Истец обратился в суд с иском к МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение – <адрес> в <адрес>. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Ленинского района по ходатайству работодателя -МПП ЖКХ в ТЭЦ ему была предоставлена однокомнатная <адрес> <адрес> основании ордера на служебное жилое помещение за от ДД.ММ.ГГГГ он был вселен в вышеназванную квартиру. Трудовые отношения с работодателем прекращены с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ он является пенсионером по инвалидности второй группы. За период с 1990г. по настоящее время с согласия МУФЗ сфере ЖКХ Ленинского района с целью благоустройства квартиры, он сделал за свой счет капитальный и текущий ремонт квартиры: заменил трубы в туалете, ванной комнате, кухне, заменил электрический счетчик, ванную, установил газовую колонку и газовую плиту, постелил линолеум и выполнил прочие виды работ. Другого жилья он не имеет. Он обратился в МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» и в администрацию района по вопросу заключения договора социального найма на указанную квартиру. Однако ему было отказано, в виду отсутствия правового регулирования вопросов расторжения договора найма служебного помещения с последующим закреплением данного жилья путем заключения договора социального найма на жилье, предоставленного в период действия Жилищного кодекса РСФСР, и рекомендовано обратиться в суд для разрешения данного вопроса. На основании изложенного истец просит обязать МУ «ДМИБ Ленского района» г. Ростова-на-Дону заключить с ним договор социального найма на <адрес> в <адрес>-<адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит суд исключить жилое помещение – <адрес> в <адрес> из реестра специализированного жилищного фонда и включить квартиру в жилищный фонд социального использования; обязать МУ «ДМИБ Ленского района» г. Ростова-на-Дону заключить с ним договор социального найма на <адрес> в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону была исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика, также к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: Администрация г. Ростова-на-Дону, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону», Департамент имущественно- земельных отношений г. Ростова-на-Дону.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он работал водителем в МПП ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону с 1988 года. Он является инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофа на ЧАЭС, был в Чернобыле в 1986 году, награжден орденом «Мужество». Инвалидность впервые установлена в 1995 году, в связи с этим он имел право на первоочередное получение жилья либо земельного участка под строительство. Однако жилое помещение по договору социального найма ему не было предоставлено. В 1990 году ему была предоставлена служебная <адрес> в <адрес> на состав семьи 1 человек. Квартира однокомнатная, изолированная, площадью 33 кв.м. в старом жилом фонде. Он состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Главы администрации . В связи с тем, что квартира служебная, ему отказано в заключении договора социального найма. И поскольку он не имеет возможности предоставить в органы социальной защиты договор социального найма, ему отказывают в выплате компенсации по оплате коммунальных услуг, и в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение. Выселить его из занимаемого жилого помещения не могут, поскольку он инвалид вследствие ликвидации последствий катастрофа на ЧАЭС. Трудовые отношения с работодателем были прекращены в 1995 году, и после его увольнения требования о выселении к нему на протяжении 16 лет не предъявлялись. Он обращался в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением об исключении указанной квартиры из числа служебных, и заключении с ним договора социального найма, однако ему отказано, со ссылкой на то, что решение данного вопроса не относится к компетенции Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, а также в связи с тем, что не урегулирована процедура исключения жилых помещений из числа служебных, которые были отнесены к категории служебных еще до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно п. 1 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ N 961 «О порядке включения жилых помещений в число служебных» включение жилых помещений из поступающих для повторного заселения в число служебных производится Постановлением Мэра города, утверждающим решения Администраций районов. Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» полномочиями рассматривать заявления о переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, готовить проекты соответствующих правовых актов органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону, включать жилые помещения в число служебных, маневренного фонда, готовить проекты соответствующих постановлений наделен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону. В связи с чем, по требованиям об исключении квартиры № <адрес> реестра специализированного жилого фонда МУ ДМИБ Ленинского района, администрация Ленинского района являются ненадлежащими ответчиками. Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории района с учетом их очередности, или внеочередное предоставление в соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25 апреля 2006 г, N 124 «О принятии Положения «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону» производится за счет жилой площади, переданной администрации района постановлением Администрации города. Б. состоит в Ленинском районе на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании постановления главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 2 человека, на 2011г. номер очередности 341.

Представитель МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» - Тарасян А.И. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснив, что истец является инвалидом ЧАЭС и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях с 2003 года. Он не может быть выселен из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения. Но МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» не имеет возможности заключить с истцом договор социального найма на указанную квартиру, т.к. законодательством не урегулирован вопрос о порядке расторжения договора найма специализированного жилищного фонда в отношении жилых помещений, предоставленных до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениям о вручении судебных повесток.

От представителя ДИЗО г. Ростова-на-Дону поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором указано, что <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью и значится в реестре объектов муниципальной собственности города Ростова-на-Дону. Департамент осуществляет свои полномочия в пределах, установленных Положением «О Департаменте имущественно- земельных отношений г. Ростова-на-Дону», утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с настоящим Положением Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону В компетенцию Департамента не входят вопросы заключения и изменения договоров социального найма.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Б. с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа был принят на должность водителя в МПП ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону, и проработал в различных должностях до 1995 года, что подтверждается представленной в материалах дела трудовой книжкой истца (л.д. 13-17).

Б. является инвалидом 2-ой группы, причина инвалидности – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанных с ликвидацией аварии на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 11). Инвалидность впервые установлена в 1995 году. Согласно справке МСЭ инвалидность установлена бессрочно.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В рамках реализации этой обязанности в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации) на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - экстраординарной по своим последствиям техногенной аварии XX века, приведшей к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.

Государство, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение этого вреда, при избрании способов его компенсации обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.

Система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя меры социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.

Истец, являвшийся участником ЧАЭС, а с 1995 года- инвалидом ЧАЭС, не был обеспечен жилым помещением по договору социального найма, и ему не выплачивалась субсидия на приобретение жилья.

Квартира в <адрес> в <адрес> по ходатайству Администрации и профкома МПП ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону решением Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ была переведена в служебный фонд, и закреплена за Б. на состав семьи 1 человек. На основании указанного решения Б. ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер (л.д. 7) на жилое помещение – <адрес> в <адрес>, общей площадью 33,8 кв.м. жилой площадью - 18,6 кв.м.

Постановления главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ Б. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 2 человека, на 2011год номер очередности 341.

ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением об обязании заключить с ним договор социального найма на служебную <адрес> в <адрес>.

Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-1185 (л.д. 19) отказа в удовлетворении заявления, указав, что квартира предоставлена как служебное жилое помещение в период действия Жилищного кодекса РСФСР, и юридическим основанием для проживания в квартире является ордер на служебное жилое помещение. Согласно ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не могут быть выселены граждане из занимаемых помещений, которые: проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ; состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; или имеют право состоять на данном учете. Следовательно, в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения Б. должно быть предоставлено другое жилое помещение. Процедура, по которой должно производиться выселение и предоставление другого жилья, законом не урегулирована. Не урегулирована также процедура расторжения договора найма служебного помещения, предоставленного до введения в действие ЖК РФ, и закрепления служебного помещения путем заключения договора социального найма. Таким образом, у администрации района отсутствуют правовые основания для заключения с Б. договора социального найма на служебную квартиру.

Также с заявлением об обязании заключить с ним договор социального найма на <адрес> в <адрес> Б. обратился в МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону».

МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» ДД.ММ.ГГГГ исх. Б. был ответ аналогичного содержания, и рекомендовано обратиться в суд.

ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлением об исключении <адрес> в <адрес> из реестра специализированного жилищного фонда.

Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-1737 (л.д. 27) отказа в удовлетворении заявления, указав, что в 1990г. Б. предоставлена служебная квартира на период трудовых отношений. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР данная квартира включена в число служебных решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Правовое положение служебного помещения регулируется нормами гл. 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ЖК РФ. В соответствии с п.2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом. Администрация Ленинского района не наделена полномочием по управлению муниципальным жилищным фондом. Следовательно, основания для исключения квартиры <адрес> из специализированного жилищного фонда у Администрации района отсутствуют.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону № жилое помещение – <адрес> в <адрес> значится в реестре объектов муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону под реестровым номером , балансодержатель МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону».

Это обстоятельство также подтверждается справкой МУ «ДМИБ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Истец в судебном заседании пояснил, что в нарушение требований Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он не был обеспечен жилым помещением по договору социального найма, и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленная ему служебная квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, и он не намерен её приватизировать, но отсутствие договора социального найма лишает его возможности получать меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом по оплате за квартиру и коммунальные услуги. В связи с чем он и просил исключить квартиру из числа служебных и заключить с ним договор социального найма. Но все возражения ответчиков сводятся к тому, что законом не урегулирован вопрос расторжения договора найма специализированного жилого помещения, то же время отсутствие правового регулирования данного вопроса не может служить основанием к отказу в заключении с ним договора социального найма.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Аналогичная норма содержалась в ст. 101 ЖК РСФСР.

Решение об исключении спорного служебного жилого помещения из служебного жилищного фонда компетентным органом не принималось со ссылкой только на то, что законодательством не урегулирован вопрос о порядке расторжения договора найма служебного жилого помещения и порядок исключения жилого помещения из служебного жилищного фонда, что усматривается из ответов Администрации Ленинского района г. Ростова –на-Дону и МУ «ДМИБ Ленинского района г.Ростова –на-Дону».

В силу вышеприведенной нормы исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности <адрес> включена в реестр объектов муниципальной собственности.

В силу ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

Поскольку квартиры относится к муниципальному жилищному фонду, то управление муниципальным жилищным фондом осуществляется органом местного самоуправления.

Администрацией г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о создании муниципального автономного учреждения "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом" (далее - учреждение). Предметом деятельности и целями создания учреждения является удовлетворение потребностей муниципального образования - городской округ Ростов-на-Дону - в создании и эксплуатации специализированного муниципального жилищного фонда.

Однако данное учреждение еще не создано и Положение о нем не утверждено.

Решением Ростовской –на-Дону городскому Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону. В п.2.3. Положения указаны функции, которые осуществляет Департамент, и в том числе : включает жилые помещения в число служебных, маневренного фонда, готовит проекты соответствующих постановлений.

До настоящего времени также действует постановление Мэра г.Ростова-на-Дону от 30.04.1999 г. № 961 «О порядке включения жилых помещений в число служебных», согласно которому включение жилых помещений из поступающих для повторного заселения в число служебных производится Постановлением Мэра города, утверждающим решения Администраций районов. Подготовку проектов постановлений Мэра города о включении жилых помещений в число служебных (ст. 101 ЖК РСФСР) осуществляет отдел учета и распределения жилой площади.

Таким образом, действительно никаким нормативным актом органа местного самоуправления не регулируется порядок исключения жилого помещения из числа служебных, а урегулирован только порядок включения жилого помещения в число служебных.

В то же время отсутствие нормативного акта, регулирующего порядок исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления нанимателя.

Истец является инвалидом 2 группы ЧАЭС, и приравнивается к инвалидам вследствие военной травмы.

В силу ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Пленум Верховного Суда РФ в п.42 и 43 Постановления Пленума № 14 разъяснил, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

В силу ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления истцу жилого помещения и на момент прекращения трудовых отношений с предприятием, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

Таким образом, и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и в соответствии с законодательством, действующим на момент рассмотрения дела, не допускалось выселение без предоставления другого жилого помещения инвалидов 2 группы из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ) с 2004 года, и является инвалидом 2 группы из числа лиц, приравненных к военнослужащим, и не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Кроме того, истец прекратил трудовые отношения с ПЭТ Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ. С момента прекращения трудовых отношений, дающих право проживать в служебном помещении, прошло 20 лет. После прекращения трудовых отношений требования о выселении к Б. и членам ее семьи не предъявлялись, истец продолжает пользоваться этим помещением и вносит квартплату, производит оплату за коммунальные услуги. В настоящее время возможность выселения истца и членов ее семьи даже с предоставлением другого жилого помещения утрачена, так как наймодателем пропущен срок исковой давности.

Спорная квартира является единственным постоянным местом жительства истца, и иного жилого помещения истец и члены его семьи не имеют. Истец вселился в указанное жилое помещение с соблюдением законодательства, ордер на вселение в жилое помещение ему выдан на основании постановления Главы администрации Ленинского района, и он бесспорно приобрел право пользования жилым помещением. После увольнения истец с семьей продолжает проживать в спорной квартире, выполняет все обязанности нанимателя на протяжении длительного времени, продолжает оставаться зарегистрированным в этой квартире, фактически между сторонами возникли правоотношения социального найма на спорное жилое помещение.

Отказывая в исключении жилого помещения из служебного жилого фонда по тем основаниям, что действующим законодательством не урегулирован порядок исключения жилого помещения из числа служебных, Администрация Ленинского района г.Ростова –на-Дону нарушает право истца на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ. И поскольку истец не может представить в орган социальной защиты договор социального найма, он лишен возможности получать социальные гарантии, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. А при таких обстоятельствах нарушенное право истца подлежит восстановлению.

Решая вопрос о надлежащем ответчике суд, учитывает, что постановление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд принято Администрацией Ленинского района в 1990 году, и после принятия постановления Мэра от 30.04.1999 г. № 961 это решение районной администрации не утверждалось Мэром города и в число служебных не включалось постановлением Мэра города. В реестр специализированного жилищного фонда не включено. В реестре объектов муниципальной собственности эта квартира не значится как служебная. Поэтому решение об исключении жилого помещения из числа служебных должно быть принято Администрацией Ленинского района г. Ростова-на-Дону.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным отказ Администрации Ленинского района об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и обязать Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону исключить жилое помещение- <адрес> в <адрес> из специализированного жилищного фонда.

Обязать Муниципальное учреждение «Дирекция муниципального имущества и благоустройства» г. Ростова-на-Дону заключить с Б. договор социального найма на жилое помещения- <адрес> в <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

судья