О признании действий по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка незаконными.



Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-2741/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи ШАРИНОЙ О.А.

при секретаре ДЖАННЕТОВОЙ Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белокопытова В.А., орган, чьи действия обжалуются - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Ростовской области, Дущенко В.И., Рашуля Т.Л., Пухова А.Г., Мамедова Л., Кузнецов С.В., Кузнецов Р.С., Маликова Л.А. Мартиросова Т.А., Пыженко П.С., Ничипорук Н.И. о признании действий по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Белокопытова В.А. обратился в суд, ссылаясь на то, что он является собственником 197/1000 доли домовладения, расположенного по адресу <адрес>59. Данное домовладение принадлежит нескольким гражданам, доли никаким образом не выделены, на участке расположено несколько жилых домов, в том числе индивидуальных и многоквартирных. Однако многоэтажных, среднеэтажных домов на участке нет и никогда не было. ДД.ММ.ГГГГ по почте ему пришло требование об уплате земельного налога за 2008 года в сумме 11 тыс. 318 руб. 50 коп. При этом в 2009-2010 г.г. никакой задолженности за ним не числилось. Размер земельного налога в 2009 и 2010 г.г. составил 6 тыс. 683 руб. 72 коп. соответственно. На запрос о порядке образования задолженности УФНС по Ростовской области предоставило информацию, краткий анализ которой сводится к следующему: на 2008 год кадастровая стоимость земельного участка составляла 28 млн. 727 тыс. 150 руб., на 2009 год по настоящее время 11 млн. 309 тыс. 166 руб. Земельный налог начисляется согласно кадастровой стоимости, представляемой Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Считает действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка и отнесению участка по виду функционального использования к группе 1.2.1 «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» незаконными. Просит признать действия ответчика незаконными и аннулировать сведения в ГКЗ, внесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по кадастровой стоимости земельного участка.

Белокопытова В.А. в судебное заседание явился, доводы заявления поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Лавронова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, доводы заявления не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Ростовской области, Дущенко В.И., Рашуля Т.Л., Пухова А.Г., Мамедова П., Кузнецов С.В., Кузнецов Р.С., Маликова Л.А., Мартиросова Т.А., Пыженко П.С., Ничипорук Н.И. в судебное заседание не явились, ФБУ «Кадастровая палата» по Ростовской области извещены надлежащим образом, в материалы дела представили отзыв, в котором просят в удовлетворении заявления Белокопытова В.А. отказать. Мартиросова Т.А. извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассматривать дело в ее отсутствие. Остальные собственники объекта недвижимости не извещены надлежащим образом, однако суд считает возможным, рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку дело находится в производстве суда более четырех месяцев, извещения в адрес указанных лиц направлялись по известному суду месту жительства – данных, указанных в выписках из ЕГРП. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Белокопытова В.А. является собственником 197/1000 долей объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>57-59/45/40 (л.д. 27).

Обратившись в суд с настоящим заявлением, Белокопытова В.А. ссылается на то, что считает действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по применению к его земельному участку среднего удельного показателя кадастровой стоимости вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки», а не удельного показателя вида использования «для размещения многоквартирных жилых домов» незаконны.

В п. 1 и п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории РФ определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ . Пунктом 1.2 Методических указаний установлены 16 групп видов разрешенного использования, к которым необходимо относить все земельные участки. По смыслу данного положения каждый объект недвижимости при установлении для него кадастровой стоимости, должен быть включен в соответствующую группу видов разрешенного использования и название этой группы не должно дословно повторять имеющийся у земельного участка вид разрешенного использования.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес>57-59/45/40, «многоквартирный жилой дом» были внесены органом кадастрового учета на основании документов, предоставленных МУ ДМИБ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону при проведении землеустроительных работ и уточнении границ и площади земельного участка. Учитывая то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером с имеющимися на данный момент характеристиками не являлся самостоятельным объектом оценки, его кадастровая стоимость была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ . Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана путем умножения площади участка на соответствующий средний удельный показатель вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки».

В соответствии с вышеприведенными Методическими указаниями Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 года № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» были утверждены средние удельные показатели для 16 видов разрешенного использования. Группа с наименованием «многоквартирные жилые дома» в качестве вида разрешенного использования отсутствует и не предусмотрена. По этой причине к ней не утвержден и средний удельный показатель. Данное обстоятельство предусматривает отнесение земельного участка к наиболее подходящей группе видов разрешенного использования.

Белокопытова В.А., ссылаясь на незаконность действий Управления по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка и отнесению участка по виду функционального использования к группе 1.2.1 «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки», просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

В силу положений п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно п. 5.3.5 Положения «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 года № 418 и действовавшего вплоть до принятия Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости являлось органом исполнительной власти, к функциям которого была отнесена организация проведения государственной оценки земель. В соответствии с п. 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457, к компетенции Росреестра и его территориальных органов относится также и организация государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, по смыслу приведенных норм, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области не имеет ни возможности, ни полномочий исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, не заменив их другими сведениями.

Кроме того, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Ростовской области не вправе осуществлять переданные ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ростовской области функции органа кадастрового учета.

Земельный участок с кадастровым номером является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 221-Фз внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в порядке информационного взаимодействия. Органы государственной власти или местного самоуправления, утвердившие результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения представляют в орган кадастровой учета копию акта об утверждении таких результатов. Следовательно, внесение сведений о характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости осуществляется в настоящее время ФБУ «Кадастровая палата» по Ростовской области на основании поступивших к ним в установленном Федеральным законом № 221-ФЗ порядке документов. Результаты кадастровой оценки утверждены Постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 года № 212.

Изучив все представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, учитывая, что заявитель не указал какими действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области нарушены его права и свободы, суд приходит к выводу о том, что заявление Белокопытова В.А. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Белокопытова В.А. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по установлению размера кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <адрес>59, в связи с отнесением данного участка по виду функционального использования к группе 1.2.1 «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки и аннулировании сведений по кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: