решение по иску об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ДЗЮБА В.Г.

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону СУСЛОВОЙ А.А.

при секретаре судебного заседания КАНИНОЙ В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Атлант-Строй» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону обратился в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Атлант-Строй» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. При этом указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности при содержании многоквартирного жилого <адрес>, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований ст.161 ЖК РФ, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Проверкой установлено, что на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведенного органом местного самоуправления, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «Атлант-Строй».

В соответствии с подп.1 п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В целях реализации указанных полномочий прокуратурой района совместно с Кировским отделом надзорной деятельности отдела надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по РО проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки установлено следующее: в нарушение п.21 ППБ 01-03 на момент проверки участок, прилегающий к жилому дому <адрес>, не очищен от горючих отходов; в нарушение п.90 ППБ 01-03 на здании жилого дома отсутствует указатель с информацией о расстоянии до водоисточника; в нарушение п.60 ППБ 01-03 в коридоре на втором этаже дома эксплуатируются открытые электрические светильники; в нарушение п.2.12.17 ПТЭЭП не произведен замер сопротивления изоляции осветительной электропроводки в местах общего пользования жилого дома; в нарушение п.57 ППБ 01-03 в местах общего пользования дома допускается прокладка и эксплуатация электропроводов по «временной» схеме; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов выполнено методом скрутки.

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, угрожает жизни и здоровью детей. В связи с изложенным прокурор просит суд обязать ООО «Атлант-Строй» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Суслова А.А. исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила, суду пояснила, что прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону совместно с Кировским отделом надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по РО проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- в нарушение п.21 ППБ 01-03 на момент проверки участок, прилегающий к жилому дому <адрес>, не очищен от горючих отходов;

в нарушение п.90 ППБ 01-03 на здании жилого дома отсутствует указатель с информацией о расстоянии до водоисточника;

в нарушение п.60 ППБ 01-03 в коридоре на втором этаже дома эксплуатируются открытые электрические светильники;

в нарушение п.2.12.17 ПТЭЭП не произведен замер сопротивления изоляции осветительной электропроводки в местах общего пользования жилого дома;

в нарушение п.57 ППБ 01-03 в местах общего пользования дома допускается прокладка и эксплуатация электропроводов по «временной» схеме; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов выполнено методом скрутки.

Представитель прокуратуры просит суд обязать ответчика устранить все выявленные нарушения.

В судебное заседание явилась представитель ответчика Ивановская И.В., действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что в данном случае ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества, многоквартирный <адрес> не может находиться на балансе общества, поскольку в силу ст.36 ЖК РФ принадлежит собственникам помещений, расположенных в нем и не находится ни в собственности, ни во владении управляющей компании. Согласно п.3.1 договора управляющая компания за счет собственников и на условиях, согласованных в настоящем договоре, обеспечивает управление многоквартирным домом. Согласно п.6.6 собственник несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В соответствии с договором у управляющей компании отсутствует ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в переданных в управление жилых помещений.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

К основным принципам обеспечения безопасности ст.2 Закона РФ «О безопасности» отнесены соблюдение и защита прав и свобод гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст.3 Закона РФ «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2)определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения данного дела установлено, что на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведенного органом местного самоуправления, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «Атлант-Строй».

В соответствии с Уставом ООО «Атлант-Строй», утвержденным решением участника от ДД.ММ.ГГГГ, к основным видам деятельности общества, в том числе, относится управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с типовым договором управления многоквартирным домом, представленным ООО «Атлант-Строй», к содержанию общего имущества многоквартирного дома относится комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем, что включает в себя, в том числе, техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома; содержание конструктивных элементов многоквартирного дома. В предмет Договора в ходит оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме (п.3.2).

Согласно ч.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с подп. «е» п.11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 года №491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности и др.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 Федеральным законом №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п.п.15, 40, ст.2, ч.1 ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты, в том числе имущество граждан или юридических лиц (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре, должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, т.е. комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону, совместно с Кировским отделом надзорной деятельности отдела надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону ГУ МЧС России по РО проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки установлено следующее:

- в нарушение п.21 ППБ 01-03 на момент проверки участок, прилегающий к жилому дому <адрес>, не очищен от горючих отходов;

в нарушение п.90 ППБ 01-03 на здании жилого дома отсутствует указатель с информацией о расстоянии до водоисточника;

в нарушение п.60 ППБ 01-03 в коридоре на втором этаже дома эксплуатируются открытые электрические светильники;

в нарушение п.2.12.17 ПТЭЭП не произведен замер сопротивления изоляции осветительной электропроводки в местах общего пользования жилого дома;

в нарушение п.57 ППБ 01-03 в местах общего пользования дома допускается прокладка и эксплуатация электропроводов по «временной» схеме; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ соединение жил электропроводов выполнено методом скрутки.

Статья 36 Жилищного кодекса РФ устанавливает критерии, при наличии которых помещения и имущество в многоквартирном доме могут быть признаны объектами общего имущества многоквартирного дома:

- они не являются частями квартир;

- в них имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование; они предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Таким образом, ООО «Атлант-Строй», уполномочено управлять жилым домом, где были обнаружены нарушения правил безопасности, следовательно, организация, в соответствии со статьей 38 Закона от 21.12.1994 №64-ФЗ, является ответственной за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно требованиям истца, в соответствии с п.90 ППБ 01-03 на здании жилого дома не вывешен указатель пожарного гидранта (объемные, со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должно быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Рассматривая данное требование, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года №167 (в редакции от 23.05.2006 года) «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ» (п.87), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства. Такой организацией является ОАО ПУ «Водоканал», в связи с чем не может быть возложена обязанность по обеспечению установки указателей гидрантов на ООО «Атлант-Строй», которое не является организацией водопроводно-канализационного хозяйства и не имеет на обслуживании пожарных гидрантов.

При таком положении требования прокуратуры в части обязания управляющей компании ООО «Атлант-Строй» вывесить указатель пожарного гидранта (объемные, со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должно быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Атлант-Строй» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в многоквартирном жилом <адрес>:

- оснастить электрические светильники, расположенные в коридоре на втором этаже дома, колпаками-рассеивателями;

- произвести замер сопротивления изоляции осветительной электропроводки в местах общего пользования с составлением акта (технического отчета) в соответствии с п.2.12.17 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 рег.№4145);

- устранить использование электропроводов в местах общего пользования жилого дома по временной схеме;

- выполнить соединение жил электропроводов в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ опрессовкой, пайкой, сваркой или специальными зажимами.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: