решение по иску о признании недействительными разрешений на установку рекламной конструкции



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова Н/Д в составе:

председательствующего судьи Дзюба В.Г.

при секретаре судебного заседания Каниной В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Кировского района г. Ростова н/Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РАКаскад-Р», МУ «Управление наружной рекламы» о признании недействительными разрешений на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию,

Установил :

Прокурор Кировского района г. Ростова н/Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «РА Каскад-Р» об обязании ответчика произвести демонтаж установленной рекламной конструкции, размещенной по адресу : <адрес>

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Ростову-на-Дону проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог Кировского района и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки были установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «РА Каскад-Р», расположенная по адресу : <адрес>, возведена с нарушением п.6.1 и 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003г. № 124-ст. Данный стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

В соответствии с п.6.1 и п.6.6 Государственного стандарта средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

- на расстоянии от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по <адрес>, составляет 2283 мм, до проезжей части территории АЗС – 50 мм (в то время как должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги – п.6.1);

- расстояние от знака регулировки дорожного движения до горизонтальной проекции точки рекламного щита составляет 14990 мм (при этом в соответствии с требованиями ГОСТ 52044-2003 указанное расстояние должно быть не менее 60м.).

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан- участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Частью 4 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Поскольку рекламная конструкция не соответствует требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, прокурор просит обязать ответчика произвести демонтаж рекламной конструкции.

Кроме того, прокурор просил признать недействительным разрешение , выданное Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы» г. Ростова-на-Дону ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» на установку рекламной конструкции по <адрес>; обязать ответчика осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения данного дела прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону в порядке ст.39 ГПК РФ неоднократно уточнялись основания исковых требований: ДД.ММ.ГГГГ были уточнены знаки регулировки дорожного движения, от которых до горизонтальной проекции точки рекламного щита составляет 14990 мм (по требованиям ГОСТа 52044-2003 указанное расстояние должно быть не менее 60 м. – п.6.6), а именно дорожные знаки «Движение прямо» и знак «Предварительный указатель направления»; ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону уточнила знак регулировки дорожного движения и указала, что расстояние от знака регулировки дорожного движения «движение прямо» до горизонтальной проекции точки рекламного щита составляет 14990 мм (по требованиям ГОСТа 52044-2003 указанное расстояние должно быть не менее 60 м.).

Окончательно основания исковых требований прокурором Кировского района г.Ростова-на-Дону в порядке ст.39 ГПК РФ были уточнены исковые требования ДД.ММ.ГГГГ, который указал, что согласно акту измерения размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколу измерений размещения средства наружной рекламы от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области», расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по <адрес>, составляет 2283 мм, до проезжей части территории АЗС – 50 мм (в соответствии с требованиями ГОСТа 52044-2003 рекламная конструкция должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги); расстояние от знака регулировки дорожного движения «Движение прямо» до горизонтальной проекции точки рекламного щита составляет 19065 мм (по требованиям ГОСТа 52044-2003 указанное расстояние должно быть не менее 60 м.). Разрешение на установку рекламной конструкции, расположенной по <адрес>, выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону». Указанное разрешение выдано без учета нормативного расстояния до автомобильной дороги от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), расстояния до дорожного знака, что не соответствует требованиям ГОСТа 52044-2003.

Представитель Прокуратуры Кировского района г. Ростова н/Д – помощник прокурора Луценко Е.Б. в судебное заседание явилась, исковые требования, с учетом сделанных ДД.ММ.ГГГГ уточнений, поддержала и просила признать недействительными разрешения на установку рекламной конструкции, выданные ООО «Рекламное агентство Каскад-Р», и обязать общество произвести демонтаж рекламной конструкции.

Представитель ответчика ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» - Колесникова О.Ю., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и просила отказать в иске, пояснив, что производство по данному делу подлежит прекращению в связи с тем, что имеется решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, которым принят отказ о иска прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону именно по рассматриваемой рекламной конструкции по <адрес>, в районе АЗС, прокурором было признано, что данная рекламная конструкция установлена в соответствии с ГОСТ 52044-2003. Кроме того, знак «Движение прямо» установлен без согласования с уполномоченными органами, в связи с чем законность его нахождение на расстоянии, указанном в акте измерения размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколе измерений размещения средства наружной рекламы от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области», вызывает сомнение. Кроме того, данный знак был установлен уже после того, как ответчиком была размещена рассматриваемая рекламная конструкция по <адрес>, на основании разрешения на установку рекламной конструкции, выданного ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону»

Представитель МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова н/Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, о причинах неявки суд не известил и не представил доказательства уважительности причин неявки. О разбирательстве дела в отсутствие представителя ответчика не просил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлял.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Поскольку ответчик МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», извещенный о времени и месте судебного заседания, не представил сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин, и не просил рассмотреть дело в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова н/Дону». в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя Прокуратуры Кировского района г. Ростова н/Д, объяснения представителя ответчика, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на установку рекламной конструкции , выданного Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону», ООО «РА «Каскад-Р» осуществило установку рекламной конструкции по адресу : <адрес>.

Прокуратурой Кировского района г. Ростова н/Д совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Ростову-на-Дону проведена эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) Кировского района г. Ростова н/Дону и соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки было установлено, что управленческие функции, связанные с размещением рекламно- информационных элементов на территории города переданы муниципальным образованием муниципальному учреждению «Управление наружной рекламы г. Ростова н/Д». В соответствии с Уставом управление осуществляет работы по оформлению разрешительной документации на размещение рекламно- информационных элементов, а также контроль за размещением рекламно-информационных элементов и их техническим состоянием. Управлением выдано разрешение рекламораспространителю – ООО «РА Каскад-Р» , на установку рекламной конструкции на <адрес> Разрешение выдано на срок 5 лет.

При проверке ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ДИоОД ОГИБДД УМВД России по г.Ростову-на-Дону установлено, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003г. № 124-ст. Указанные нарушения зафиксированы в акте измерения рекламной конструкции.

По результатам проведенной проверки прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о признании разрешения недействительным и демонтаже рекламной конструкции.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 19 ФЗ "О рекламе" все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы находятся в ведении федерального законодательства.

В силу требований ч. 5 ст. 19 данного закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку, выданной органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 26.1 ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа.

Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действия, направленных на получения разрешения регулируется нормами ч. ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 ФЗ "О рекламе".

Часть 4 статьи 19 ФЗ "О рекламе" предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

На момент рассмотрения данного дела ни один технический регламент не принят.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях.

Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы (далее - средства наружной рекламы) и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

В силу п.6.1 и п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах;

- расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков в пределах населенных пунктов должно быть не менее 60 м..

В рассматриваемой сфере действует также Приказ ФДС РФ от 02.11.1998 N 405 "О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений".

Данная инструкция устанавливает порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях.

Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы, исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог.

В соответствии с данным документом наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и указанной Инструкцией.

Согласно пунктам 2.1 - 2.4, 2.14 Инструкции реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна снижать безопасность дорожного движения; Не следует располагать рекламу: - сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; Расстояние от рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее: для улиц и дорог с разрешенной скоростью движения 60 км/ч и менее для форматов общей площадью 15 кв.м и более – 60 м..

В нарушение вышеуказанных требований рекламная конструкция, установленная на основании разрешения , на <адрес> размещена: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по <адрес>, составляет 2283 мм, до проезжей части территории АЗС – 50 мм (в соответствии с требованиями ГОСТа 52044-2003 рекламная конструкция должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги); расстояние от знака регулировки дорожного движения «Движение прямо» до горизонтальной проекции точки рекламного щита составляет 19065 мм (по требованиям ГОСТа 52044-2003 указанное расстояние должно быть не менее 60 м.).

Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров инженером по метрологии отдела и калибровки геометрических средств измерения ФБУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Борисовым Н.А. и зафиксированы в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, прокуратурой представлен также протокол измерений размещения средства наружной рекламы от ДД.ММ.ГГГГ и схема расположения рекламной конструкции, выполненные ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области».

Согласно протоколу измерений и схемы расположения рекламной конструкции расстояние от края проезжей части ( края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части) до горизонтальной проекции точки А рекламного щита (L 1) составляет 2283мм (<адрес>»); расстояние от знака регулировки дорожного движения (4.1.1 «Движение прямо») до горизонтальной проекции точки (А) рекламного щита (L 8): 19065ММ.

При таких обстоятельствах суд считает, что прокурором в подтверждение того обстоятельства, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта представлены допустимые доказательства - акт осмотра и протокол замеров, схема, в которых отражены произведенные замеры.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В данном случае при поступлении в Прокуратуру Ростовской области информации о массовом нарушении рекламораспространителями требований Федерального закона РФ «О рекламе» было дано задание районным прокуратурам провести соответствующие проверки.

Прокурор потребовал выделения специалистов для осуществления проверки от ГИБДД, осуществляющей в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. и согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием ( п.11), и привлек к производству замеров ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации», в чьи непосредственные обязанности входит организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора.

Оснований сомневаться в правильности произведенных замеров с привлечением специалистов, в чьи непосредственные обязанности входит контроль за размещением рекламно-информационных элементов, не имеется.

Никаких доказательств относительно того, что замеры произведены неправильно, ответчик не представил.

Суд полагает, что в данном случае подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно пунктам 1,2,10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказом Минюста от 4 мая 2007г. № 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно п.12 Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В п.2 Разъяснений указано, что при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления от 29 ноября 2007г. № 48 разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц.

В силу п. 15 Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию:

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

В связи с этим утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию не должны представляться.

ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с 01.07.2003г. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003гю № 124-ст в соответствии с положениями Закона РФ от 10.06.1993г. № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2002г. « 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».

В соответствии с п.3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании» обязательное требование к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Поскольку ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, не отменен, и продолжает действовать, он в соответствии с п.1 ст. 46 ФЗ РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан- участников дорожного движения ( пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт - дорожно-транспортное происшествие, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет уже гражданско -правовые обязательства по возмещению вреда.

Согласно пункту 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

Поскольку рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешение на установку рекламной конструкции, выданное ООО «РА «Каскад-Р» должно быть признано недействительными.

Согласно п.21 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Поскольку разрешение на установление рекламной конструкции признано недействительным решением суда, то собственник рекламной конструкции обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции. На момент принятия решения собственником рекламной конструкции является ООО «Рекламное агентство Каскад-Р», и соответственно на него должна быть возложена обязанность по демонтажу рекламной конструкции.

В ходе рассмотрения данного дела к участию в деле был привлечен в качестве специалиста государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г.Ростову-на-Дону А., а также получена письменная консультация главного инспектора безопасности движения по <адрес>.

Согласно полученной консультации специалиста, дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», является предписывающим дорожным знаком и применяется для разрешения движения на ближайшем пересечении проезжих частей в направлении, указанном стрелкой на знаке.

На автомобильных дорогах общего пользования дорожные знаки устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и разработанных с условием выполнения данного ГОСТ проектов организации дорожного движения на улицы.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. Указанные проекты организации дорожного движения в соответствии со статьей 21 указанного Закона, а также мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками и иными владельцами автомобильных дорог.

В г.Ростове-на-Дону органом управления улично-дорожной сетью является МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения». Разработка проектов организации дорожного движения, так же как и вопросы организации дорожного движения находятся в ведении данной организации.

Кроме того, специалистом суду разъяснено, что в соответствии с пунктом 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в таблице 1.

Рассматриваемая рекламная конструкция размещена на территории населенного пункта, где разрешена скорость движения транспорта не более 60 км/ч. Рекламный щит размером 6,0х3,0 метра имеет площадь 18 кв.м.. Исходя из указанных данных и данных таблицы, расстояние от средств наружной рекламы до дорожного знака должно быть не менее 60 метров.

При рассмотрении довода ответчика о том, что знак «Движение прямо» был установлен после получения разрешения и установки рассматриваемой рекламной конструкции, в связи с чем с введением новых знаков регулирования дорожного движения, не может быть принято решение о демонтаже рекламной конструкции, установленной на основании полученного разрешения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, органами местного самоуправления и собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Как пояснили в судебном заседании привлеченные к участию в деле государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г.Ростову-на-Дону А. и инженер по организации дорожного движения МУ «Департамент автомобильных и организации дорожного движения» Б., знак 4.1.1 установлен в районе <адрес> для организации въезда и выезда в указанном месте на территорию АЗС. О размещении АЗС в указанном месте свидетельствует ситуационная схема вводимого в эксплуатацию мостового перехода через реку Дон в створе <адрес>, являющаяся приложением к акту Приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством мостового перехода через р.Дон в створе <адрес>, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Мэром города Ростова-на-Дону.

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 08.11.2007 года, объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции и т.п.) (п.13 ст.3).

Согласно ст.22 указанного Закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов (п.1).

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги (п.4).

В случаях строительства реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления поселения если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах поселения (п.п.1) п.5).

В соответствии со ст.6 указанного Закона объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.10 Закона строительство и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцами объекта дорожного сервиса или за его счет.

В соответствии со ст.11 Закона реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыкания объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.

Согласно ст.26 Закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласи должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство реконструкции. В границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (п.8).

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций информационных щитов и указателей без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора и (или) реконструкции объектов капитального строительства установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние (п.8.1).

Участвующие в деле специалисты суду пояснили, что дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» установлен правильно в соответствии с требованиями государственного стандарта, рассматриваемый объект сервиса был введен в эксплуатацию около 10 лет назад.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ доказательств его утверждения о том, что знак был установлен после получения разрешения на установку рекламной конструкции.

Согласно представленной МУ «Департамент автомобильных дорог и организации и дорожного движения» ситуационной схеме вводимого в эксплуатацию мостового перехода через реку Дон в створе <адрес>, являющаяся приложением к акту Приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством мостового перехода через р.Дон в створе ул.Сиверса г.Ростова-на-Дону, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Мэром города Ростова-на-Дону, как размещение АЗС, так и установка знака 4.1.1 «Движение прямо» были внесены в проект организации дорожного движения на данном участке дороги, в связи с чем впоследствии были включены в ситуационную схему.

Сведений о том, что АЗС введена в эксплуатацию после размещения рекламной конструкции в материалах дела отсутствуют, не представлены они и ответчиком.

Более того, из представленных ответчиком документах согласования при получении разрешения на размещение рекламной конструкции: схемы размещения рекламной конструкции, следует, что в данном месте расположена АЗС.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Вследствие чего суд также считает необходимым согласиться с мнением органа безопасности дорожного движения о том, что при рассмотрении вопроса значимости и приоритета размещения в придорожной полосе или полосе отвода различных объектов (объекты дорожного сервиса, реклама и др.) или технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, светофорные объекты, ограждающие и направляющие устройства и др.), приоритет должен отдаваться техническим средствам организации движения так как они являются устройствами для регулирования дорожного движения и являются элементами обустройства автомобильных дорог и улиц. В отличие от технических средств организации дорожного движения, средства наружной рекламы являются объектами, не имеющими отношения к организации и безопасности дорожного движения, и их размещение носит только экономический интерес отдельных физических или юридических лиц.

Кроме того, не может быть принят во внимание довод ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска при предыдущем рассмотрении гражданского дела №, поскольку основанием данного иска являются акты измерений от 03.08.2011 года и 21.11.2011 года в соответствии с которыми установлены новые несоответствия ГОСТ 52044-2003 года, которые не были предметом рассмотрения при предыдущем рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными: разрешение , выданное Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на установку рекламной конструкции по <адрес>.

Обязать ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» в течение месяца со дня выступления в законную силу решения суда демонтировать рекламную конструкцию – отдельно стоящий рекламный стенд, установленный на основании разрешения , выданного Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону ООО «Рекламное агентство Каскад-Р» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на установку рекламной конструкции по <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова н/Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья