Отметка об исполнении решения дело № 2-4316\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: Председательствующего судьи Бородько Л. Д. при секретаре Богдановой Н. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Люмьер С.Т.В. об обжаловании действий должностного лица органа местного самоуправления,- УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону с заявлением об оспаривании действий (бездействий) мэра города Ростова-на-Дону, указав при этом, что ДД.ММ.ГГГГ был подан коллективный запрос-требование о предоставлении информации, непосредственно затрагивающей права и законные интересы заявителя, а также - права и законные интересы, коллектива к которому заявитель принадлежит. Вопреки имеющемуся в последнем абзаце указанию о направлении ответа первому заявителю (Т. Люмьер) ответа на указанный запрос-требование предоставлено не было: ни почтой, ни посредством телефонограммы о подготовке запрашиваемой информации, что является прямым и грубым нарушением ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и других нормативных актов, в том числе, ст. 5, ст. 10 и ст. 12 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» и Указа президента РФ № 2334 от 31.12.1993г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». В середине ДД.ММ.ГГГГ года заявителем было получено простое письмо на имя Гречишкина С. В., отправленного департаментом социальной защиты населения за подписью Батуриной Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которое, по словам работника мэрии Маныча Н.В., является ответом на коллективный запрос-требование от ДД.ММ.ГГГГ Нарушением ст. 5, ст. 10 и ст. 12 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» и Указа президента РФ № 2334 от 31.12.1993г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и гарантированного ими права на получение информации является, как отсутствие своевременного ответа, так и не предоставление информации по указанным в коллективном заявлении вопросам, включая: расходование многомиллионных денежных средств на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей, в том числе, в единственном жилье заявителей, расходованием денежных средств, выделенных на проживанием и питание граждан, отселённых в связи с пожаром от ДД.ММ.ГГГГ в гостиницу и общежитие, где проживает заявитель и коллектив, к которому она принадлежит. Непредставление ответа по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ст. 5, ч. 1 ст. 10 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», Указу президента РФ № 2334 от 31.12.1993г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. На основании изложенного заявитель просит суд признать письмо Батуриной Е. Н. №, датированное ДД.ММ.ГГГГ, не отвечающим установленным пп. 1, 3, 4, 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 59 требованиям, предъявляемым к ответу органа государственной власти, органа местного самоуправления по обращению граждан Заявитель в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в заявлении. В судебное заседание явился представитель Администрации города Ростова-на-Дону Маныч Н.В., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления, поскольку органом местного самоуправления не совершались действия, нарушающие права заявителя, ответ был дан и направлен на имя Гречишкина С. В., который является одним из подписавших заявление лиц, данный ответ был направлен в адрес Гречишкина С. В., что подтверждается реестром почтовых отправлений МУ «Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону». Ответ был дан на два аналогичных запроса поступивших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно резолюции Мэра гор. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года запросы были переданы для рассмотрения, мер и ответа заявителю Е. Н. Батуриной в рамках компетенции. Запрос был направлен в Департамент соцзащиты в связи с тем, что в нем были отражены вопросы о финансировании и жизнеобеспечении граждан, а данный вопрос находится в компетенции Департамента социальной защиты населения города. Представитель Департамента социальной защиты населения города – Воронова К. А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась и пояснила суду, что в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону для рассмотрения и подготовки ответа ДД.ММ.ГГГГ поступило коллективное обращение от жильцов дома по <адрес>, в том числе, от имени Гречишкина С. В., Матвеева А. С., Люмьер Софи-Терез, Анесян С. В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Компетенция Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону определена Положением о Департаменте социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, утвержденном решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированном в установленном законом порядке ИФНС России по <адрес>. В соответствии с действующим законодательством ответ на вышеуказанное обращение подготовлен в установленные сроки (ДД.ММ.ГГГГ) и направлен заявителю. Обращение Люмьер С.Т. от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону не поступало. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают что нарушены их права и свободы. Гражданин организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что в связи с введенной в результате пожара по <адрес>, в <адрес>, чрезвычайной ситуацией и необходимостью отселения жильцов дома, Администрацией города Ростова-на-Дону принимаются меры по проведению аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий связанных с ликвидацией последствий пожара. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Ростова-на-Дону издано Распоряжение № 11 «О мерах по ликвидации последствий пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя Мэра города Ростова-на-Дону коллективом граждан: Т. Люмьер, Р. Жигуновым, А. Матвеевым, С. Гречишкиным, С. Анесян было направлено обращение «Запрос-требование», согласно которому указанные лица обратились по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации <адрес> на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, неоказания гражданам финансовой помощи на приобретение утраченного в результате чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости, а также на оплату расходов, связанных с проживанием и питанием граждан, отселенных в гостиницы и общежития, что исключило исполнение возложенной постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ обязанности на должностных лиц местного самоуправления по первоочередному жизнеобеспечению граждан, заявители просили предоставить информацию о выделенной сумме на указанные мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, включая бюджетные ассигнования на жизнеобеспечение граждан и питание проживающих в гостиницах и общежитии. Заявителем представлена в суд копия ответа директора Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону Батуриной Е.Н. №№ от ДД.ММ.ГГГГ на имя С.В.Гречишкина, согласно которому по поручению Мэра города Ростова-на-Дону М.А.Чернышева Департаментом социальной защиты населения города рассмотрено обращение по вопросу предоставления компенсации в связи с утратой имущества первой необходимости в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес> По существу рассмотрения обращения было сообщено, что в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, в соответствии с распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № из резервного фонда Администрации города были выделены средства для выплаты единовременной материальной помощи, в размере 2 тыс.руб. каждому, которая была выплачена 195 гражданам. Одновременно малоимущим семьям, пострадавшим от пожара выплачена адресная социальная помощь в денежном выражении в размере 28464 рубля. Всего адресную социальную помощь получили 16 малоимущих семей, пострадавших от пожара на общую сумму 455,2 тыс. руб.. В текущем году жители дома в органы социальной защиты населения за оказанием материальной помощи не обращались. В случае если среднедушевой доход пострадавших граждан по-прежнему не превышает величину прожиточного минимума, установленного в целом по Ростовской области (5990 руб.), им может быть предоставлена материальная помощь в текущем году. При предоставлении полного пакета документов, вопрос о назначении адресной социальной помощи в денежном выражении будет рассмотрен постоянно действующей комиссией по оказанию адресной социальной помощи. Согласно постановлению Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «О ежемесячной частичной компенсации расходов на наем (поднаем) временного жилья гражданам, пострадавшим в результате пожара в жилом доме по адресу: <адрес>, семьям, которые на момент пожара проживали в квартирах по договору социального найма (муниципальной формы собственности) и которым не предоставлено жилое помещение маневренного фонда, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно предоставляется компенсация расходов на наем (поднаем) временного жилья в размере от 4000 до 8000 рублей, в зависимости от количества членов семьи. Дополнительно сообщено, что постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации города Ростова-на-Дону на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций» предусмотрено, что единовременную материальную помощь, в том числе в связи с утратой ими имущества первой необходимости один и тот же человек по одной и той же чрезвычайной ситуации может получить только один раз. В соответствии с п. 1.3 ст.44 Устава города Ростова-на-Дону (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в структуру Администрации города, которая является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, входят Департаменты, как органы Администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера. Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах администрации города Ростова-на-Дону утверждено Положение о Департаменте социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, в соответствии с которым Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации государственных и муниципальных полномочий в области социальной политики. В соответствии с указанным выше Положением основными задачами Департамента являются, в том числе: реализация основных направлений социальной политики; обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан на социальную помощь (п.2.1); осуществляет функции, в том числе, в следующих сферах: организация работы по вопросам предоставления адресной социальной помощи (п.2.3.1); оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (для газификации жилья, празднования Дня Победы, проведения Дня пожилого человека и Дня инвалида), и лицам, попавшим в экстремальную ситуацию; обеспечение отдельных категорий граждан дополнительными мерами социальной поддержки (п.2.3.2); реализация исполнительно-распорядительных функций по предоставлению мер социальной поддержки (п.2.3.3). Суд не может согласиться с пояснениями представителя Департамента, согласно которым представитель отрицает тот факт, что направленный ответ ДД.ММ.ГГГГ Департаментом С. В. Гречишкину является ответом на запрос-требование от ДД.ММ.ГГГГ года, так как из представленных в материалы дела документов: резолюции Мэра гор. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 25), резолюции Мэра гор. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 39), копии ответа Департамента социальной защиты населения города на ГП-3517 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), карточки-заместителя №) на имя Гречишкина С. В.(л.д. 38) - судом было установлено, что ответ направленный Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону Батуриной Е.Н. №№) от ДД.ММ.ГГГГ на имя С.В.Гречишкина является ответом на два обращения, а именно на обращение от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 3) и на обращение от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 42). К тому же, как следует из ответа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено обращение именно по поручению Мэра города Ростова-на-Дону М. А. Чернышева. Также как следует из коллективного ответа граждан на имя Мэра города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, одним из заявителей является Гречишкин С. В. и как пояснил в ходе судебного заседания представитель Администрации именно на Гречишкина С. В. была сформирована карточка-заместитель № (л.д. 38). При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований сомневаться в том, что ответ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ является ответом на запрос-требование Люмьер С.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо :1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего ФЗ; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В соответствии со ст. 5 указанного выше закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. В рассматриваемом случае заявителю был направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов и заявителем на запрос – требование был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ года № №) от Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, а также ответ от ДД.ММ.ГГГГ № № от Администрации города Ростова-на-Дону (л.д. 23). Учитывая указанные выше ответы, а именно то, что оба ответа даны по существу заявленного требования у суда отсутствуют основания для признания полученных заявителем ответов не соответствующих требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно п. 1 и п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания) В свою очередь, письменное разрешение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов осуществляющих государственный надзор и контроль. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятии или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих судом о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Данных о том, что начальник Департамента социальной защиты населения Е.Н.Батурина нарушила процедуру рассмотрения обращения заявителя, совершила какие-либо неправомерные действия в отношении заявителя, создала препятствия к осуществлении заявителем его прав и свобод, направила ответ не по существу поставленных в обращении вопросов судом не установлено, вследствие этого правовых оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает и полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Люмьер С.Т.В. об обжаловании действий органа местного самоуправления - отказать. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированной части решения. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья