Отметка об исполнении решения Дело 2-1345/ 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ, при секретаре Поповой ГА, рассмотрев в открытом судебном заседании Заявление Хушт МШ об оспаривании распоряжения Главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № 450 от 09.11.2011 года об исключении из числа молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг, установил: В соответствии с постановлением главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № 70 от 18.02.2008 года Хушт МШ принята на квартирный учет с включением в список молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях участия в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» с семьей 4 человека – <данные изъяты> (л.д.10). Распоряжением главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № 450 от 09.11.2011 года Хушт МШ исключена из числа молодых семей – участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» региональной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг (л.д.16, 17). Хушт МШ обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным указанного распоряжения и отмены его в части исключения Хушт МШ с составом семьи 4 (четыре) человека, из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. При подаче заявления ссылалась на то, что согласно ее переписке с государственными органами и структурами, следовало, что ее семья включена в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг, областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» на 2006-2015 гг. Однако, по окончании действия реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг, в связи с отсутствием поступления необходимых денежных средств из федерального бюджета, семья Хушт МШ не получила выплаты (сертификат) на улучшение жилищных условий. Одновременно, с окончанием действия вышеуказанной программы, в целях реализации задач, определенных в ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг, постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года была утверждена ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. Согласно уведомлению администрации Ленинского района от 21.06.2011 года постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону № 295 от 18.05.2011 года семья Хушт МШ была признана участником вышеуказанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011 -2015 гг. Заявитель указывает, что правовые основания, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 гг «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг» для исключения семьи Хушт МШ, включенной в соответствующий сводный список на основании постановления Администрации г.Ростова-на-Дону № 295 от 18.05.2011 года, отсутствовали. Основание, указанное в оспариваемом распоряжении, а именно, отсутствие в учетном деле заявления Хушт МШ о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП на 2011-2015 гг, а также документов, предусмотренных п.15 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года, нельзя признать обоснованным, т.к. соответствующие заявление и пакет документов был предоставлен Хушт МШ и приобщен в материалы учетного дела в рамках постановки на учет и включения в сводный список молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях участия в ФЦП «Жилище» на 2006 -2010 гг. Семья Хушт МШ была включена в вышеуказанный список претендентов на 2006-2010 гг, однако не была обеспечена соответствующим пособием в силу отсутствия необходимых средств. В то же время, согласно паспорта программы – ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг сформирована и утверждена в целях реализации ранее поставленных задач в ФЦП «Жилище» на 2006-2010 гг. Семья Хушт МШ была включена в соответствующий список на очередной год (постановление Администрации г.Ростова-на-Дону № 295 от 18.05.2011 г) и состояла в нем вплоть до принятия оспариваемого распоряжения главой Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону. Кроме того, первоначально семья Хушт МШ была также включена в областную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области на 2006-2015 гг», являющейся соответствующей подпрограммой ФЦП «Жилище». Соответственно, предполагалось участие в вышеуказанных программах вплоть до 2015 года. Условиями программы не предусмотрено ежегодное или иное периодическое предоставление со стороны семей-претендентов в соответствующий орган каких-либо заявлений и/ или иного перечня документов на период нахождения в сводном списке семей-претендентов. Никаких уведомлений со стороны администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону о необходимости подачи каких-либо заявлений и/ или пакета документов в связи с необходимостью соблюдения переходных положений в части исполнения условий ФЦП «Жилище», Заявителем получено не было. Заявитель добросовестно полагала, что все необходимые требования с ее стороны соблюдены, в указанный период вела переписку по данному вопросу с различными структурами и органами. Хушт МШ в судебное заседание явилась, заявление и его доводы поддержала, просила удовлетворить. Представитель Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону Самарина ЕП, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении заявления Хушт отказать, т.к. обжалуемое распоряжение не нарушает права Заявителя на реализацию права, поскольку в случае подтверждения наличия дополнительных средств, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения, с подачей заявления установленной формы, Хушт МШ сможет участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011-2015 гг; ссылалась на постановление Администрации Ростовской области от 16 мая 2011 года № 274 «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015 гг на территории Ростовской области. Полномочия по признанию семьи нуждающейся переданы в администрацию района в августе месяце, ранее указанные полномочия относились к Администрации города. Семья Хушт МШ включена в число семей участниц подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг до подачи заявления и признании семь нуждающейся. Данное нарушение выявлено при проведении проверки прокуратуры Ростовской области. В октябре месяце Хушт МШ направлено уведомление о необходимости явиться в Администрацию района. Представитель Администрации города Ростова-на-Дону Киселева ТИ, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, поддержала позицию представителя администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, просила в удовлетворении заявления Хушт МШ, отказать. Пояснила, что Хушт МШ будет восстановлена в очереди при предоставлении ею в администрацию района соответствующих документов. Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, обозрев учетное дело Хушт МШ, копия которого приобщена к материалам дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 кодекса). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). Оспаривая распоряжение Главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № 450 от 09.11.2011 года об исключении из числа молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011 -2015 гг, Заявитель ссылается на отсутствие правовых оснований, предусмотренных постановлением Правительства № 1050 от 17.12.2010 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг» для исключения семьи - претендента, включенной в соответствующий сводный список на основании постановления Администрации г.Ростова-на-Дону от 18.05.2011 года № 295. Установлено, что основанием исключения семьи Хушт МШ из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг, явилось отсутствие в учетом деле документов, предусмотренных п.15 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. В соответствии с условиями, предусмотренными Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья в числе прочих подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по установленный форме в 2-х экземплярах, при этом один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов, а также документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Установлено, что семья Заявителя была включена в число семей участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2010 -2015 гг до подачи заявления и без признания семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; данное нарушение требований закона было устранено путем издания главой Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону обжалуемого распоряжения. Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 16.05.2011 года № 274 «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг на территории Ростовской области, молодые семьи, включенные в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг до 31 декабря 2010 года, при условии их соответствия требованиям подпрограммы, вносятся в список участников подпрограммы от муниципального образования в той же хронологической последовательности, в которой молодые семьи были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг (раздел 4, п.4.3 Положения). В целях подтверждения наличия доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, молодая семья представляет в орган местного самоуправления заявление (в произвольной форме), подтверждающее наличие собственных и (или) заемных средств, с приложением следующих документов: оригинал гарантийного письма банка или иной организации, уставом которой определено предоставление кредитов (займов), о максимальной сумме ипотечного кредита (займа) данной молодой семье; оригинал выписки из банковского лицевого счета или копия сберегательной книжки одного (или обоих) супругов, содержащие сведения о размере денежных средств на лицевом счете; оригиналы и копии государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и свидетельства о рождении (усыновлении) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае, если со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей истекло не менее трех лет. Орган местного самоуправления проверяет соответствие оригиналов и копий представленных молодой семьей документов (сертификатов и свидетельств), в случае их идентичности удостоверяет соответствие копии каждого документа оригиналу и возвращает оригиналы документов (сертификатов и свидетельств) молодой семье. Верность копии документа удостоверяется в соответствии с абзацем шестым подпункта 2.1.17 пункта 2.1 раздела 2. В зависимости от возможности покрытия расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, за счет собственных и (или) заемных средств или возможности использования государственного сертификата на материнский (семейный) капитал молодая семья представляет один или несколько документов, перечисленных в настоящем подпункте. Орган местного самоуправления делает заключение о достаточности денежных средств, указанных в представленных молодой семьей документах, для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, которое является одним из оснований для принятия решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы (р. 3, Постановление Администрации РО от 16.05.2011 N 274 (ред. от 20.01.2012) "О порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области" (вместе с Положением) Следовательно, обжалуемое распоряжение не нарушает права Заявителя на реализацию права, поскольку в случае подтверждения наличия дополнительных средств, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения, с подачей заявления установленной формы, Хушт МШ сможет участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011-2015 гг, семья будет внесена в список участников подпрограммы от муниципального образования в той же хронологической последовательности, в которой была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствие установленных статьей 255 ГПК РФ правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения неправомерным, распоряжение Главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица органа местного самоуправления, права и свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Хушт МШ об оспаривании распоряжения Главы Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № 450 от 09.11.2011 года об исключении из числа молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг, отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца после составления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Алёшина Е.Э.