дело №2-1139/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Ростов-на-Дону Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Бородько Л. Д. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А. А. при секретаре судебного заседания Богдановой Н. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района гор. Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» об ограничении доступа к информации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского района гор. Ростова-на-Дону обратился в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском и в обоснование своих требований пояснил, что Ростовский-на-Дону филиал ОАО «Ростелеком» действует на основании устава, Положения о филиале и в соответствии с лицензией на телематические услуги связи № осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, является Интернет-провайдером на территории г. Ростова-на-Дону и зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону в ходе мониторинга средств массовой информации обнаружен Интернет-сайт межрегионального общественного объединения «Армия воли народа». Так, с помощью компьютера, установленного в прокуратуре района, было установлено соединение с Интернет-сайтом указанного общественного объединения: <данные изъяты> Вместе с тем решением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное межрегиональное общественное объединение и различные ее проявления признаны экстремистскими и деятельность объединения на территории Российской Федерации запрещена. Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. В частности, официальный интернет сайт Минюста России содержит вышеуказанный перечень. В данный перечень включено объединение «Армия воли народа». Интернет-сайт http://ar-vn.newmail.ru/index.html является информационно-пропагандистским ресурсом АВН. Указанный сайт используется АВН, как средство агитации и пропаганды идеологических убеждений организации, освещения планируемых и проведенных публичных мероприятий с ее участием. На указанном сайте размещаются материалы от имени АВН, содержащие многочисленные высказывания критического характера в отношении органов власти и управления, в том числе оскорбительного характера, дискредитирующие указанные органы в глазах общественности и содержащие признаки экстремисткой деятельности. Экстремистские материалы, размещенные на сайте http://ar-vn.newmail.ru/index.html, которые использует АВН, и сам Интернет-сайт находится в свободном доступе, допуск к нему имеет неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане, и способствуют возбуждению социальной розни, ознакомление с ними неограниченного количества граждан может повлечь негативные последствия, вплоть до совершения преступлений террористического и экстремистского характера. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается, в том числе и массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации к охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Таким образом, составляющими объектами национальной безопасности являются безопасность личности, общественная и государственная безопасность, основополагающей из которых является безопасность личности. Существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности - экстремизм. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Пунктом 3 ст. 17 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлении либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что лицо не могло знать о незаконности распространения информации. При этом освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности, как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающего признаками гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигания социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которыми они могут пользоваться и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности. Кроме того, Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Устав и Конвенцию международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992. Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012 зафиксировано, что электросвязь - это «...любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам». Устав Международного союза электросвязи предусматривает, что государство вправе прервать любую «...частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречит его законам, общественному порядку или правилам приличия» (ст. 34 Устава). Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнении действующего законодательства, доступ к Интернет сайту http://ar-vn.newmail.ru/index.html следует ограничить. В ходе рассмотрения данного дела прокурором Первомайского района гор. Ростова-на-Дону, в порядке ст.39 ГПК РФ, были уточнены исковые требования, согласно которым он просит суд обязать открытое акционерное общество «Ростелеком» ограничить доступ к интернет-странице сайта http://ar-vn.newmail.ru/index.html, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса № указанного сайта либо путём применения правил фильтрации по наименованиям сайтов на DNS-серверах. В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Долгалева А. А. исковые требования с учётом поступивших уточнений поддержала, просила их удовлетворить. Ответчик в судебное заседание не явился, извещён в материалы дела предоставлен отзыв, суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ. Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что ОАО «Ростелеком» является интернет-провайдером и осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью интернет, то есть в соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №126-ФЗ «О связи» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону в ходе мониторинга средств массовой информации обнаружен Интернет-сайт межрегионального общественного объединения «Армия воли народа». Так, с помощью компьютера, установленного в прокуратуре района, было установлено соединение с Интернет-сайтом указанного общественного объединения: http://ar-vn.newmail.ru/index.html. Вместе с тем Решением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора г. Москвы удовлетворено. Межрегиональное общественное движение "Армия воли народа" признано экстремистской организацией и его деятельность запрещена. В соответствии с п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года №575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации настоящими Правилами, лицензией и договором. Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи. В силу ч.3 ст.64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Согласно ст.13 Федерального закона от 25.06.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Истцом не представлено доказательств того, что сайт http://ar-vn.newmail.ru/index.html включен в Федеральный список экстремистских материалов согласно ст.13 Закона о противодействии экстремистской деятельности. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Истцом не указаны конкретные материалы на сайте http://ar-vn.newmail.ru/index.html, которые официально признаны экстремистскими и включены в федеральный список экстремистских материалов. Мнение истца о наличии признаков экстремизма в тех или иных материалов не может являться достаточным для установления данного факта. Прокурором не были заявлены требования о признании сайта http://ar-vn.newmail.ru/index.html экстремистским. При таких обстоятельствах, когда размещенные материалы на Интернет-сайте http://ar-vn.newmail.ru/index.html, экстремистскими не признаны, требования о признании материалов экстремистскими не заявлены у суда не имеется оснований для обязания ОАО «Ростелеком» ограничить доступ к интернет-сайту http://ar-vn.newmail.ru/index.html, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске прокурору Первомайского района гор. Ростова-на-Дону действующему в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» об обязании ограничить доступ к интернет-странице сайта http://ar-vn.newmail.ru/index.html, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса № указанного сайта либо путём применения правил фильтрации по наименованиям сайтов на DNS-серверах - отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд г.Ростова-на-Дону через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья