решение об осуществлении демонтажа рекламных конструкций



             Дело 2-2136/ 12

    

                 Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону

    Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи     КУКЛЕНКО С.В.,

при секретаре судебного заседания ПОНОМАРЕНКО Л.А.,    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Форт Медиа» в лице Ростовского представительства, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – МУ «Управление наружной рекламы» об обязании демонтирования рекламной конструкции,

                    У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском в порядке статьи 45 ГПК РФ, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств     наружной рекламы ООО «Форт Медиа».

    В качестве правового обоснования заявитель ссылался на ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

Статья 19 указанного Федерального закона устанавливает требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций. Так ч. 1 названной статьи гласит, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций) осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Частью 9 данной статьи определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.

Пунктами 5 и 26.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

В силу положений Постановления мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций», рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.

    В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ –ст.

    Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст о введение в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты», , 2005 года и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № ДД.ММ.ГГГГ. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003; первоначальный текст ГОСТ опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.

    Указанный государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»), а следовательно, ГОСТ регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, т.е., в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и подлежит обязательному применению.

    Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

    Согласно со ст. 1 указанного ГОСТа, настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных дорог, в городских и сельских поселениях.

Статьей 5 установлены требования к средствам наружной рекламы: средства должны иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

Статьей 6 ГОСТа установлены правила размещения средств наружной рекламы: средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

    - на одной опоре, в створе и в одном сечении в дорожными знаками и светофорами;

- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м. от них вне населенных пунктов и 50 м. – в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м. от них;

- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м.;

- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1 200 м., в населенных пунктах – на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м.;

- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м. вне населенных пунктов и 150 м. – в населенных пунктах;

- ближе 25 м. от остановок маршрутных транспортных средств;

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м. от них вне населенных пунктов, 50 м. – в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. – в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м. или менее 5 м. над уровнем проезжей части.

На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м. от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений – на высоте не менее 4,5 м.

При размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м.

Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части не более 4,0 м. должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457.

Пунктом 6.4 вышеуказанного ГОСТ Р установлено, что удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.

На основании п. 6.6 государственного стандарта, расстояние от средств наружной рекламы с площадью рекламного объявления 18 кв.м. до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м.

    В целях соблюдения законодательства Российской Федерации прокуратурой Первомайского района совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону, инженерами по метрологии ФБУ «Ростовский ЦСМ» проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог ( улиц) Первомайского района г. Ростова-на-Дону и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.

    В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Форт Медиа», расположенная по адресу <адрес> возведена с нарушением п.6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы – 1,935 м., расстояние от края проезжей части <адрес> в сторону Новочеркасского выезда) до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита – 1,165 м.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего у проезжей части) по направлению движения <адрес>, до опоры средства размещения рекламы – 2,445 м.; расстояние от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита, до знака регулировки дорожного движения – 7,465 м.

Сложившаяся ситуация, выразившаяся в ненадлежащем расположении рекламной конструкции, создает предпосылки для нарушения безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и повлечь за собой гибель и увечья людей. В связи с тем, что <адрес> осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов, а указанное нарушение влияет на его безопасность, ограничивая видимость, мешая восприятию водителями и пешеходами дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, чем создают опасность для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами.

Прокурор просил обязать ООО «Форт Медиа» демонтировать рекламную конструкцию по адресу: <адрес> «А»; при подаче иска прокурор ссылался на статью 28 ГПК РФ, указывая, что представительство ООО «Форт Медиа» зарегистрировано в налоговой инспекции по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону.

    Помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону - Спиридонов П.А., в судебное заседание явился, иск, и доводы заявления поддержал, просил удовлетворить.

    Представитель ответчика ООО «Форт Медиа» - Федорова Н.С., действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась с иском не согласилась, поддержала доводы возражений, приобщенных к материалам дела, из которых следует, что установка рекламной конструкции была осуществлена в соответствии с действующим на момент выдачи разрешения законодательством, а, следовательно, ГОСТ не подлежит применению. ГОСТ не соответствует закону и не подлежит исполнению, т.к. не был опубликован в установленном порядке. Требования ГОСТ не являются обязательными к исполнению.

    3-е лицо – МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону, будучи извещенным в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил; в отсутствие не явившегося лица гражданское дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

    Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что спорная рекламная конструкция установлена ООО «Рим-V» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту на размещение рекламно-информационного элемента – район размещения рекламной конструкции <адрес>, тип рекламы О.С.С. 60 х 30 м – 1 сторона; размещение рекламного элемента согласовано ГЦДР (л.д.65).

    ДД.ММ.ГГГГ рекламная конструкция приобретена ООО «Форт Медиа» по договору купли-продажи рекламоносителей (л.д.65-73). Разрешение на установку рекламной конструкции действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

В соответствии с п.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Пункт 4 статьи 19 Закона определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п. 20 указанной нормы, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В силу п. 5 части 3 статьи 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно раз<адрес> данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки.

Согласно п.4.2 указанного ГОСТа, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены на пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50м от них (п.6.1); сбоку от автомобильной дороги или улицы на высоте менее 4, 5 м от поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы ( п.6.2); на расстоянии менее 60 м от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров (п.6.6)

В ходе совместной проверки прокуратуры Первомайского района с инженерами по метрологии ФБУ «Ростовский ЦСМ», ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Форт Медиа», расположенная по адресу <адрес> возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6. ГОСТ Р 52044-2003, а именно, расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы – 1,935 м., расстояние от края проезжей части <адрес> (дорожная поверхность по направлению движения от аэропорта <адрес> в сторону Новочеркасского выезда) до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита – 1,165 м.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего у проезжей части) по направлению движения от аэропорта <адрес> в сторону Новочеркасского выезда, до опоры средства размещения рекламы – 2,445 м.; расстояние от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита, до знака регулировки дорожного движения – 7,465 м.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательны для применения при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах требования прокурора Первомайского района к ООО «Форт Медиа» о демонтаже рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л :

    

Обязать ООО «Форт Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес>

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца после составления мотивированной части решения.

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ Кукленко С.В.