Отметка об исполнении Дело № 2-1247 /12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Судьи ШАРИНОЙ О.А.
с участием прокурора БАРЫШНИКОВОЙ Н.Г.
При секретаре ДЖАННЕТОВОЙ Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону», ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону», третье лицо: Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, об обязании выполнить по устранению технических неисправностей, препятствующих забору воды из пожарного гидранта, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства <адрес>» об обязании выполнить по устранению технических неисправностей, препятствующих забору воды из пожарного гидранта.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соответствия сетей противопожарного водопровода Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Правилам пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе проведенной проверки сотрудниками пожарной части № отряда федеральной противопожарной службы по Ростовской области осуществлен профилактический осмотр наружного противопожарного водоснабжения Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, и установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, имеет технические неисправности, препятствующие забору воды из гидранта, а именно люк колодца пожарного гидранта находится под асфальтом, бетоном или грунтом. Собственником указанного пожарного гидранта является муниципальное образование г. Ростова-на-Дону.
Согласно «Положению о Департаменте имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, утвержденных Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> – входящий в структуру Администрации г. Ростова-на-Дону орган, созданный для осуществления полномочий по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону и земельными участками в пределах городской черты.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, передан в оперативное Управление МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства <адрес>».
Невыполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации и содержании пожарного гидранта, расположенного по адресу: <адрес>, ведет к прямому нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасную среду обитания, может явиться причиной создания чрезвычайной ситуации, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Барышникова Н.Г., исковые требования в уточненной формулировке поддержала, просила суд об их удовлетворении в полном объеме.
Представитель МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону» Бартенева И.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Ворошиловского района по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление, приобщённым к материалам дела, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» Пылаева Н.А., действующая по доверенности, заявление полагала необоснованным, просила в его удовлетворении отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статья 12 ГК РФ определяет, в частности, в качестве способа защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно ст.3 указанного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.ст. 1,3 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пожарная безопасность-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01- 03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Статья 37 Закона № 69-ФЗ предусматривает, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
На основании ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает перечень первичных мер пожарной безопасности, разработка и реализация которых возложена на органы местного самоуправления. К ним относится:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
В силу статьи 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно статьи 126 и части 1 статьи 127 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Пунктами 89, 90 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
По результатам осмотра установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, имеет технические неисправности, препятствующие забору воды из гидранта, а именно люк колодца пожарного гидранта находится под асфальтом, бетоном или грунтом.
В соответствии с п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Согласно п. 22 «Перечня требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров в Ростовской области, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения, реализация которых является первичными мерами пожарной безопасности», утв. Приказом Департамента противопожарной службы Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из обязательных требований является поддержание в исправном состоянии и постоянной готовности сетей противопожарного водопровода, искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств (пункт 94 ППБ 01-03).
В соответствии с подпунктами 8 и 10 статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 37 ФЗ «о пожарной безопасности в РФ», руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно «Положению о Департаменте имущественно-земельных отношений <адрес>», утв. Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент имущественно-земельных отношений <адрес> - входящий в структуру Администрации г. Ростова-на-Дону орган, созданный для осуществления полномочий по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону и земельными участками в пределах городской черты.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № пожарные гидранты в количестве 3185 шт. переданы в оперативное управление МУ «УВКХ г. Ростова-на-Дону».
Согласно статье 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В статье 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании передачи в аренду имущественного комплекса МУП ПО «Водоканал», не подлежащего приватизации», Администрацией г. Ростова-на-Дону согласована передача в аренду сроком на 25 лет имущественного комплекса, не подлежащего приватизации и не вошедшего в уставный капитал ОАО ПО «Водоканал».
ДД.ММ.ГГГГ между ДИЗО г. Ростова-на-Дону, ОАО «ПО Водоканал» и МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» заключен договор аренды имущественного комплекса № 69. По указанному договору объекты инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, к которым также относится указанный пожарный гидрант, переданы во временное владение и пользование ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» (арендатор) муниципальным образованием - городом Ростовом-на-Дону в лице Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (арендодатель).
Пунктом 2.9 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на арендатора (ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону») возложена обязанность поддержания арендуемых объектов в исправном состоянии, арендатор также обязан нести за свой счет эксплуатационные расходы и расходы на содержание арендованных объектов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, а так же согласно п. 2.11 договора арены № в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ежегодно безвозмездно осуществлять за свой счёт капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию арендуемых объектов.
Статья 615 ГК РФ предусматривает, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Согласно статье 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
Как установлено в судебном заседании, рассматриваемый пожарный гидрант по <адрес> в <адрес>, уже был расположен на водопроводной сети по указанному адресу на момент ее передачи в аренду ОАО «ПО Водоканал».
Согласно приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Подземные пожарные гидранты являются составной частью водопроводной сети, поэтому при передаче в аренду ОАО «ПО Водоканал» водопроводных сетей инвентарные номера были присвоены в основном водопроводным сетям и только 11 пожарных гидрантов имели отдельные инвентарные номера согласно Акта приема-передачи от 2005 года, а спорному гидранту не был присвоен отдельный инвентарный номер.
Доказательством того, что пожарный гидрант является составной частью водопроводной сети является экспертное заключение ООО «Судебная экспертиза «ЮФО-ГЭО» о результатах исследования №-Э от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, на основании положений ГОСТ 8280-85 «Гидранты пожарные подземные», ГОСТ 5525-88 «Части соединенные чугунные, изготовленные литьем в песчаные формы для трубопроводов» и СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», подземный пожарный гидрант является составной частью водопроводной сети, представляющей собой систему трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения и пожаротушения. При этом, суд считает необходимым отметить, что в процессе рассмотрения дела судом неоднократно на обсуждение сторон ставился вопрос о назначении по делу экспертизы на предмет того, что является ли рассматриваемый гидрант составной частью водопроводной сети.
Таким образом, арендатор ОАО «ПО Водоканал» на основании вышеуказанных норм обязан осуществлять как текущий, так и капитальный ремонт всех пожарных гидрантов, которые являются составной частью арендуемых им водопроводных сетей.
В соответствии с абзацем 2 п.6 вышеназванного приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н в случае наличия у одного инвентарного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
После проведенных в 2010 году ОАО «ПО Водоканал» совместно с пожарными службами проверок арендатором была предоставлена МКУ «УВКХ» информация о конкретных адресах пожарных гидрантов, годах ввода их в эксплуатацию, краткая их характеристика (материал, высота, диаметр, марка). В результате представленной информации было выявлено, что сроки использования водопроводных сетей и пожарных гидрантов различаются согласно Постановления Правительства РФ от 01.01,2002 № «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные труппы». В связи с чем были присвоены отдельные инвентарные номера арендуемым ОАО «ПО Водоканал» пожарным гидрантам, которые являются составной частью арендуемых и эксплуатируемых ОАО «ПО Водоканал» водопроводных сетей и издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении в оперативном управлении за МКУ «УВКХ» пожарных гидрантов» в количестве 3185 шт. Из содержания приложения к данному распоряжению ДИЗО следует, что указанные пожарные гидранты были введены в эксплуатацию на арендуемых водопроводных сетях еще до передачи их в 2005г. в аренду ОАО «ПО Водоканал».
ОАО «ПО Водоканал» было предложено заключить дополнительное соглашение в связи с присвоением инвентарных номеров каждому гидранту отдельно, помимо инвентарного номера водопроводной сети. Однако ОАО «ПО Водоканал» отказался от подписания этого соглашения по тем основаниям, что пожарные гидранты являются устройствами водопроводной сети и фактически эксплуатируются ОАО «ПО Водоканал» с момента заключения договора аренды.
В настоящее время ОАО «ПО Водоканал» повторно предложено заключить дополнительное соглашение, в котором отражено, что приложение № к договору аренды дополняется сведениями о 2998 шт. пожарных гидрантов, которые были переданы о актам приема-передачи при заключении в 2005 г. договора аренды № в составе водопроводных сетей без выделения в отдельный инвентарный объект учета (п.1 доп.соглашения), т.е. как их составная неотъемлемая часть. В указанном доп. соглашении указано в связи с тем, что в Отчете независимого оценщика об оценке стоимости аренды Объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного независимой оценочной фирмой ООО «Компания Веакон - АрсГор» (именно на основании этого отчета в 2005г. определена в пункте 4.1. договора аренды № арендная плата), учтены пожарные гидранты в количестве 2998 штук, установленные на водопроводных сетях и указанные в Приложении № к дополнительному соглашению, размер арендной платы за них уже включен и общий размер арендной платы по договору №.
Кроме того, позиция о том, что именно ОАО «ПО Водоканал» должен осуществлять ремонт пожарных гидрантов отражена и в решениях Арбитражного суда Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми ОАО «ПО Водоканал» по результатам проверки было привлечено постановлением № Главного управления МЧС России по Ростовской области к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе и за нахождение пожарного гидранта по <адрес> в <адрес> в неисправном состоянии, с назначением штрафа в размере 15000 руб.
На указанное постановление ОАО «ПО Водоканал» подана жалоба. Решением Арбитражного суда РО в удовлетворении требований ОАО «ПО Водоканал» отказано в связи с тем, что пожарные гидранты, в том числе и пожарный гидрант по <адрес>, были переданы а 2005г. в ОАО «ПО Водоканал» совместно с объектами инженерной инфраструктуры города и использовались ОАО «ПО Водоканал» для осуществления деятельности, а сетей противопожарного водоснабжения отдельных от сетей водоснабжения города не имеется. Апелляционной инстанцией Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда отставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «ПО «Водоканал» без удовлетворения.
При этом ОАО «ПО Водоканал» включены в план мероприятий по реконструкции капитальному ремонту объектов водопроводно-канализационного хозяйства на 2011 год работы по капитальному ремонту пожарных гидрантов, выполняемому хозяйственным способом, технологической зоны «Восток» в количестве 25 шт. на сумму 355 425 руб. Также в этом плане на 2011год предусмотрены работы по капитальному ремонту пожарных гидрантов, выполняемому подрядным способом, по технологической зоне «Восток» на сумму 3 080 000 руб. (22 пожарных гидрантов). В плане мероприятий на 2010г, также были предусмотрены работы по капитальному ремонту пожарных гидрантов технологической зоны «Восток» на сумму 6506 910 рублей. А в 2009году были предусмотрены аналогичные работы 120 пожарных гидрантов технологической зоны «Восток» на сумму 4 530 000 рублей,
В постановлении Правительства РФ от 12,02.1999 N 167 "Об утверждении Правил
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации" под организацией водопроводно-канализационного хозяйства понимается предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы. Согласно пункта 87 указанных Правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации именно организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование (систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства, уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварий на водопроводных сетях.
Таким образом, ОАО «ПО Водоканал», являясь арендатором, эксплуатирующей организацией объектов инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе водопроводных сетей, и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, обязано соблюдать требования ст. 37 Федерального закона, от 21.12,1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», осуществлять техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт пожарных гидрантов, являющихся составной частью арендуемой водопроводной сети. Все неисправности пожарных гидрантов, в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону, обнаруженные пожарными службами в 2010-2011г.г., были устранены именно ОАО «ПО «Водоканал», о чем свидетельствует письмо 4ПЧ ГУ «40 отряд Ф11С но Ростовской области» за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, факт того, что ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» не соблюдены требования законодательства о пожарной безопасности был установлен в выездном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, а именно в судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес> находится водопроводный люк, при вскрытии крышки которого установлено, что пожарный гидрант отсутствует (демонтирован), напротив водопроводного люка находится табличка-указатель пожарного гидранта (ПГ-10м).
Анализируя изложенное, суд считает, что указанное не обеспечение первичных мер пожарной безопасности – отсутствие систем и средств противопожарной защиты создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 1065 гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такаю опасность (статья 1065 ГК Российской Федерации), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст. 12 ГК Российской Федерации).
Статьей 12 ГК Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд считает, что на ответчика ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» должна быть возложена обязанность выполнить мероприятия по соблюдению пожарной безопасности, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни, здоровья граждан и имущества граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» об обязании восстановить гидрант являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Коль скоро суд пришел к такому выводу, то в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону и МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону» надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону удовлетворить частично.
Обязать ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» восстановить гидрант, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца в момента принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: